Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
547 ГЛАВА И . — ИНДУСТАНЪ. 548 аиглійскія и туземныя, отъ обхода на востокѣ отъ острова Цейлона. Тутикоринъ отправляетъ за границу хлопокъ. кофе, пряности и снаб- жаетъ Цейлонъ лошадьми, быками, домашней птицей, зерновымъ хлѣбомъ; отсюда же про изводится очень дѣятельное пассажирское со- обіценіе съ портами острива. Цѣнность торго выхъ оборотовъ Тутикоринскаго порта въ 1875 году простиралась до 32.375.000 франковъ. Пространство, описанное главною желѣзною дорогою земли Мадура и ея вѣтвямп, негапа- тамской и тутикоринской, заключаетъ въ себѣ медіатизированное государство Пудукотта, на селенное почти исключительно земледѣльцами; по древнее и знаменитое княжество Рамнадъ присоединено къ британским!, владѣніямъ, какъ заминдпри, или отданный на откупъ ленъ Го родъ Рамнадъ, или Раманатанурамъ, названный такъ въ честь бога Рамы, лежитъ въ мѣстности, усѣянной искусственными прудами, при основа- ніи треугольника полуострова, который выдви нулся на востокъ между заливами Манаарскимъ н Палкскимъ и продолжается по направленіюкъ Цейлону цѣпыо островковъ и подводныхъ скалъ. Рамнадскій государь носилъ титулъ Сетупати, т. е. «Властителя моста», и, по сказаиію леген ды, былъ поставленъ тамъ, какъ охранитель прохода между островомъ Рамесварамъ и кон- тинентомъ. Каста «воровъ» малаваръ, кото рыхъ онъ былъ главою и въ которыхъ многіе писатели видятъ аборигеновъ края, по причи- нѣ ихъ своеобразныхъ нравовъ, состояла изъ воиновъ-земленашцевъ, обязанныхъ являться по первому его призыву; менѣе чѣмъ въ недѣ- лю онъ могъ собрать подъ знамена отъ трид цати до сорока тысячъ человѣкъ, изъ которыхъ каждый приносилъ съ собою запасъ продоволь- ствія для начала похода; оттого «владѣтель моста» былъ грозой сосѣдей, и въ теченіе мно гихъ столѣтій его власть распространялась на значительную часть Полуострова. Отъ Рамнада зависятъ нисколько портовъ: на югѣ «моста»— Мутапетъ (Портъ-Лорнъ), гдѣ можно было бы устроить лучшее пристанище этого побережья *), и Килькарай, который, можетъ быть, былъ ре- зиденціей династіи пандіасовъ 2); на сѣверѣ— Аутанкарре (Аттанкарай) и Девипатнамъ. Мо ряки и рыболовы этого округа въ болышінствѣ лаббаи, магометане и католики. Полуостровъ Рамнадъ, оканчиваюіційся остроконечнымъ, въ формѣ копья, мысомъ Ра- менъ, продолжался еще въ пятяадцатомъ сто- лѣтіи къ острову Рамесварамъ полосой камен- пыхъ глыбъ, имѣвшей 2.150 метровъ длины. Не только иреданіе, но даже архивы Рамесва- рамскоп пагоды разсказываютъ, что три раза въ году, въ дни праздниковъ Рамы, статуя этого бога была носима на континентъ, и пилигримы '1 Taylor, „Harbours of India11. 3) Clements Markham, „Travels in Peru and Tndia“. слѣдовали за процессіей по шоссе, теперь раз- рушенному, содержаніе котораго было ввере но «Господину моста». Въ 1480 году сильная буря прорвала эту естественную плотину; нуж но было поправлять ее, но вскорѣ послѣ того второе, затѣмътретье вторженіе моря разруши ло произведенный работы, такъ что пришлось отказаться отъ дальнѣйшаго продолженія борь бы съ волнами. Въ настоящее время то, что еще уцѣлѣло отъ плотины, состоитъ изъ двухъ грядъ неравной высоты, идуіцихъ параллель но одна другой на разстояніи 130 метровъ. Сѣверная гряда— самая высокая, и почти вез- дѣ ея каменныя глыбы бываютъ видимы въ пе- ріоды отлива, образуя непрерывную цѣпь; камни же южной цѣпи только кое-гдѣ высовы- ваютъ свои верхушки надъ поверхностью водъ. Камни плотины, изъ которыхъ иные, по раз- сказамъ туцемцевъ, были привезены съ мате рика для закладки брешей, отличаются удиви тельною правильностью формы и вѣсятъ, сред- нимъ числомъ, отъ 10 до 20 тоннъ; можно поду мать, что видишь передъ собою глыбы бетона, положенный инженерами, на самомъ же дѣлѣ это песчаники, гораздо болѣе крѣпкіе, чѣмъ горныя породы того же рода, находимыя съ той и другой стороны подъ сосѣдними песками. Очевидно. «Большая Плотина», одно изъ за- мѣчательнѣйшихъ въ свѣтѣ геологическихъ образованій, есть жила твердой скалы, сохра нившаяся среди моря, точно искусственная дам ба, тогда какъ всѣ окружавшія ее каменистая вещества были разрушены волнами, унесены теченіямп и отложены въ видѣ песчаныхъ ме лей въ сосѣднихъ моряхъ; но и Большая Пло тина, въ свою очередь, начинаетъ подаваться. Въ началѣ настоящаго столѣтія, каналъ, обра- зовавшійся на восточной оконечности этого естественнаго жете, представлялъ уже проходъ мелкимъ судамъ Коромандельскаго берега; въ часы прилива они находятъ тамъ два метра воды, въ часы отлива немного болѣе метра. Въ 1838 году, англичане приступили къ углу- бленію пролива. Подъ ихъ руководствомъ, партін арестантовъ взрывали скалы и драги ровали дно фарватера; въ настоящее время проходъ, длиною въ 1.289, шириною въ 25 ме тровъ, имѣетъ 4 '/ 4 метра глубины, и парохо ды, даже военные корабли свободно перехо- дятъ черезъ порогъ между заливами Палкскимъ и Манаарскимъ. Мѣстечко Памбанъ, занимаю щее на востокѣ оконечность острова Рамесва рамъ, населено моряками, лоцманами, водола зами II посредниками въ торговлѣ между Цей- лономъ и твердою землей. Движеніе судоход ства черезъ Ііамбапскій проливъ въ 1879 году: 2.143 судна, общая вмѣстимость ихъ 228.100 тоннъ. На востокѣ, около середины островка Рамесварамъ, стоитъ храмъ того же имени, основанный, какъ гласить легенда, самимъ Р а мой, но сооруженіе котораго въ дѣйствитель-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz