Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

547 ГЛАВА И . — ИНДУСТАНЪ. 548 аиглійскія и туземныя, отъ обхода на востокѣ отъ острова Цейлона. Тутикоринъ отправляетъ за границу хлопокъ. кофе, пряности и снаб- жаетъ Цейлонъ лошадьми, быками, домашней птицей, зерновымъ хлѣбомъ; отсюда же про­ изводится очень дѣятельное пассажирское со- обіценіе съ портами острива. Цѣнность торго­ выхъ оборотовъ Тутикоринскаго порта въ 1875 году простиралась до 32.375.000 франковъ. Пространство, описанное главною желѣзною дорогою земли Мадура и ея вѣтвямп, негапа- тамской и тутикоринской, заключаетъ въ себѣ медіатизированное государство Пудукотта, на­ селенное почти исключительно земледѣльцами; по древнее и знаменитое княжество Рамнадъ присоединено къ британским!, владѣніямъ, какъ заминдпри, или отданный на откупъ ленъ Го­ родъ Рамнадъ, или Раманатанурамъ, названный такъ въ честь бога Рамы, лежитъ въ мѣстности, усѣянной искусственными прудами, при основа- ніи треугольника полуострова, который выдви­ нулся на востокъ между заливами Манаарскимъ н Палкскимъ и продолжается по направленіюкъ Цейлону цѣпыо островковъ и подводныхъ скалъ. Рамнадскій государь носилъ титулъ Сетупати, т. е. «Властителя моста», и, по сказаиію леген­ ды, былъ поставленъ тамъ, какъ охранитель прохода между островомъ Рамесварамъ и кон- тинентомъ. Каста «воровъ» малаваръ, кото­ рыхъ онъ былъ главою и въ которыхъ многіе писатели видятъ аборигеновъ края, по причи- нѣ ихъ своеобразныхъ нравовъ, состояла изъ воиновъ-земленашцевъ, обязанныхъ являться по первому его призыву; менѣе чѣмъ въ недѣ- лю онъ могъ собрать подъ знамена отъ трид­ цати до сорока тысячъ человѣкъ, изъ которыхъ каждый приносилъ съ собою запасъ продоволь- ствія для начала похода; оттого «владѣтель моста» былъ грозой сосѣдей, и въ теченіе мно­ гихъ столѣтій его власть распространялась на значительную часть Полуострова. Отъ Рамнада зависятъ нисколько портовъ: на югѣ «моста»— Мутапетъ (Портъ-Лорнъ), гдѣ можно было бы устроить лучшее пристанище этого побережья *), и Килькарай, который, можетъ быть, былъ ре- зиденціей династіи пандіасовъ 2); на сѣверѣ— Аутанкарре (Аттанкарай) и Девипатнамъ. Мо­ ряки и рыболовы этого округа въ болышінствѣ лаббаи, магометане и католики. Полуостровъ Рамнадъ, оканчиваюіційся остроконечнымъ, въ формѣ копья, мысомъ Ра- менъ, продолжался еще въ пятяадцатомъ сто- лѣтіи къ острову Рамесварамъ полосой камен- пыхъ глыбъ, имѣвшей 2.150 метровъ длины. Не только иреданіе, но даже архивы Рамесва- рамскоп пагоды разсказываютъ, что три раза въ году, въ дни праздниковъ Рамы, статуя этого бога была носима на континентъ, и пилигримы '1 Taylor, „Harbours of India11. 3) Clements Markham, „Travels in Peru and Tndia“. слѣдовали за процессіей по шоссе, теперь раз- рушенному, содержаніе котораго было ввере­ но «Господину моста». Въ 1480 году сильная буря прорвала эту естественную плотину; нуж­ но было поправлять ее, но вскорѣ послѣ того второе, затѣмътретье вторженіе моря разруши­ ло произведенный работы, такъ что пришлось отказаться отъ дальнѣйшаго продолженія борь­ бы съ волнами. Въ настоящее время то, что еще уцѣлѣло отъ плотины, состоитъ изъ двухъ грядъ неравной высоты, идуіцихъ параллель­ но одна другой на разстояніи 130 метровъ. Сѣверная гряда— самая высокая, и почти вез- дѣ ея каменныя глыбы бываютъ видимы въ пе- ріоды отлива, образуя непрерывную цѣпь; камни же южной цѣпи только кое-гдѣ высовы- ваютъ свои верхушки надъ поверхностью водъ. Камни плотины, изъ которыхъ иные, по раз- сказамъ туцемцевъ, были привезены съ мате­ рика для закладки брешей, отличаются удиви­ тельною правильностью формы и вѣсятъ, сред- нимъ числомъ, отъ 10 до 20 тоннъ; можно поду­ мать, что видишь передъ собою глыбы бетона, положенный инженерами, на самомъ же дѣлѣ это песчаники, гораздо болѣе крѣпкіе, чѣмъ горныя породы того же рода, находимыя съ той и другой стороны подъ сосѣдними песками. Очевидно. «Большая Плотина», одно изъ за- мѣчательнѣйшихъ въ свѣтѣ геологическихъ образованій, есть жила твердой скалы, сохра­ нившаяся среди моря, точно искусственная дам­ ба, тогда какъ всѣ окружавшія ее каменистая вещества были разрушены волнами, унесены теченіямп и отложены въ видѣ песчаныхъ ме­ лей въ сосѣднихъ моряхъ; но и Большая Пло­ тина, въ свою очередь, начинаетъ подаваться. Въ началѣ настоящаго столѣтія, каналъ, обра- зовавшійся на восточной оконечности этого естественнаго жете, представлялъ уже проходъ мелкимъ судамъ Коромандельскаго берега; въ часы прилива они находятъ тамъ два метра воды, въ часы отлива немного болѣе метра. Въ 1838 году, англичане приступили къ углу- бленію пролива. Подъ ихъ руководствомъ, партін арестантовъ взрывали скалы и драги­ ровали дно фарватера; въ настоящее время проходъ, длиною въ 1.289, шириною въ 25 ме­ тровъ, имѣетъ 4 '/ 4 метра глубины, и парохо­ ды, даже военные корабли свободно перехо- дятъ черезъ порогъ между заливами Палкскимъ и Манаарскимъ. Мѣстечко Памбанъ, занимаю­ щее на востокѣ оконечность острова Рамесва­ рамъ, населено моряками, лоцманами, водола­ зами II посредниками въ торговлѣ между Цей- лономъ и твердою землей. Движеніе судоход­ ства черезъ Ііамбапскій проливъ въ 1879 году: 2.143 судна, общая вмѣстимость ихъ 228.100 тоннъ. На востокѣ, около середины островка Рамесварамъ, стоитъ храмъ того же имени, основанный, какъ гласить легенда, самимъ Р а ­ мой, но сооруженіе котораго въ дѣйствитель-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz