Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
54 3 ГЛАВА XI.--ИНДУСТАНЪ. 5 4 4 находящаяся въ Перурѣ, есть одна изъ наи- болѣе чтимыхъ святынь Индіи, одинъ изъ трехъ единственныхъ индусскихъ храмовъ, которые пощадил мусульмански фанатикъ, султанъ Типпо-Саибъ. На сѣверо-востоісѣ, городъ «Ска лы», Шеламъ или Селамъ,— имя, которое ан гличане, по библейскому воспоминанііо, пере- дѣлали въ Салемъ,—превзошелъ Коимбатуръ въ важности, благодаря плодородію окружаю щей равнины, гдѣ ирригаціонная вода, прове денная на поля и плантаціи изъ 200 резер- вуаровъ, обильно орошаетъ почву, производя щую богатые урожаи индиго, хлопка, табаку. Въ окрестныхъ невысокихъ холмахъ добываютъ желѣзную руду, изъ которой выдѣлывается пре восходная сталь. Культура кофейнаго дерева также была введена въ долинахъ горъ Шива рай, господствующихъ на сѣверо-востокѣ надъ Салемской равниной, и англичане основали уже тамъ маленькую санитарную деревню, Ер- кадъ, на высотѣ 1.310 метровъ. Большой городъ Тричинаполи, самое значи тельное городское посѳленіе къ югу отъ Мад раса и Пондишери, занимаетъ стрѣлісу дельты Кавери, центръ расхождепія каналовъ, кото рые разносятъ плодородіе въ,»этотъ садъ по луденной Индіи», столь богатый рисовыми по лями, пальмовыми лѣсами, фруктовыми сада ми, табачными плантаціями. Кварталъ ісрѣпо- сти, стѣны которой недавно срыты, окружаетъ гнейсовую скалу, возвышающуюся на 82 метра, на верхушкѣ которой стоятъ храмъ Сивы и нѣкоторыя другія строенія; эта горка, гладкія стѣны которой испещрены разноцвѣтными по лосами, происходящими отъ стока дождевой воды и порослей лишаевъ, подала поводъ къ разнымъ легендамъ, вслѣдствіе которыхъ го родъ и получилъ имя Тричинаполи, означаю щее «градь триглавыхъ демоновъ». Это одна изъ позицій, которыя французы и англичане всего энергичнѣе оспаривали другъ у друга во время войнъ прошлаго столѣтія. Съ вершины скалы видъ простирается на западъ до горъ, которыя ограничиваютъ равнину, усѣянную другими глыбами гнейса, совершенно уединен ными, такъ же, какъ и горка въ Тричинаполи. На сѣверѣ, на одномъ изъ острововъ рѣки Ка вери, стоятъ высоігіе иорталы пирамидальной формы, или гопуры, прекрасиаго Сриранх’ам- скаго (Серингамскаго) храма, посвященнаго богу Вишну, храма, который впродолженіи нѣсколькихъ лѣтъ служилъ цитаделью францу- замъ *); если бы этотъ иамятникъ религіознаго зодчества, относящійся, по времени сооруже- нія, къ первымъ годамъ восемнадцатаго сто- лѣтія, былъ оконченъ, онъ имѣлъ бы двадцать гопуръ или порталовъ, изъ которыхъ каждый, по своимъ колоссальнымъ размѣрамъ, предста- влялъ бы отдѣльный памятникъ. Другое вели- ') Grandidier, „'lour du Monde1', XX, 1869. чественное зданіе, въ сосѣдствѣ съ предыду- щимъ, было построено въ честь Сивы; такимъ образомъ, въ Южной Индіи храмы распреде ляются по-парно, такъ что каждая пара по священа двумъ главнымъ богамъ современнаго пантеона. Танджоръ или Танджавуръ, ііъ востоку от^. Тричинаполи и недалеко отъ центра дельты, былъ нѣкогда столицей индусскаго царства Чола или Чора, названіе котораго, по мнѣнію большинства этнмологовъ, находится въ имени Коромандель. Танджоръ—промышленный го родъ, и его галантерейный издѣлія славятся не менѣе тѣхъ же издѣлій, фабрикуемыхъ въ Тричинаполи; но красу и гордость его соста вляетъ знаменитый храмъ четырнадцатая) сто- лѣтія, если не самый обширный, то первый по чистотѣ стиля и красивѣйшій изъ всѣхъ памят- никовъ религіознаго зодчества, какіе суще- ствуютъ въ дравидійскихъ странахъ. Главная пирамида, или вимар і, возвышающаяся на 60 метровъ и увѣнчанная куполомъ-монолитомъ, состоитъ изъ тринадцати этажей, поддерживае- мыхъ кубическими цоколемъ, съ двумя распо ложенными одинъ надъ другимъ рядами ко- лоннъ; характеристичесігіе мотивы его архи тектуры— это изваянія въ формѣ вѣера, кото рыя, вѣроятно, напоминаютъ перья павлина, священной птицы. Одна изъ сосѣднихъ пагодъ, посвященная Субраманьѣ, сыну Сивы, еще бо- лѣе замѣчательна изяществомъ формы и совер- шенствомъ деталей: не будь такого обилія скульптурныхъ уіфашеяій, можно бы было по думать, что видишь передъ собою произведете итальянскаго зодчества эпохи возрожденія. На юго-востокѣ, храмъ въ Манаргуди пользуется почти такою же славой, какъ и танджорсігій; онъ тоже причисляется къ «семи» знамени- тымъ пагодамъ. Мѣстности столь плодоносный и столь густо населенный, какъ равнины по нижнему тече- нію Кавери, должны бы были имѣть значитель ный портъ, который служилъ бы имъ посред- никомъ въ торговыхъ сношеніяхъ съ загранич ными рынками: но берегъ на восточномъ фрон- тѣ дельты опасенъ для кораблей, и потому по чти все движеніе торговаго обмѣна произво дится черезъ мадрасскій рейдъ. Однако, же- лѣзная дорога, соединяюхцая города Тричина поли и Танджоръ, приноситъ на набережныя Негапатама много ироизведеній края, которыя лаббаи, арабы смѣшанной расы, захватившіе въ свои руки почти всю мѣстную торговлю, отправляютъ на островъ Цейлонъ, въ Рангуиъ, въ Сингапуръ. Средняя годовая цѣнность внѣш- ней торговли негапатамскаго порта за пяти- лѣтній періодъ, съ 1875 до 1880 года, соста вляла 22.820.000 франковъ. Неганатамъ, или «Змѣиный городъ», уже извѣстный древнимъ грекамъ подъ именемъ Нигамосъ, есть одинъ изъ нервыхъ городовъ, попавшихъ во власть
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz