Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

539 ГЛАВА II. — ИНДУСТАНЪ. 540 ты и хорошаго содержанія, со «старою Понди», какъ ее нѣжно называютъ туземцы. Но по раз- мѣрамъ торговли французскій городъ, окру­ женный поясомъ таможенъ и располагающій незначительнымъ округомъ, далеко не имѣетъ той важности, какъ англійскіе города, равные ему по количеству народонаселенія. А между тѣмъ, на сторонѣ его то преимущество, что онъ омывается гораздо болѣе спокойнымъ,менѣе волнующимся моремъ, чѣмъ Мадрасъ, и что сосѣднія съ нимъ воды никогда не испыты- ваютъ потрясеній, производимыхъ въ другихъ мѣстахъ циклонами. Чугунное жете, длиною слишкомъ въ 200 метровъ, лучше содержимое, чѣмъ мадрасское, облегчаетъ разгрузку кораб­ лей, и миякъ, первый по времени сооружения на восточиомъ берегу Полуострова, освѣщаетъ, съ 1835 года, проходы якорной стоянки су­ довъ. Въ 1879 году желѣзная дорога, построен­ ная въ большей части на средства самой ко­ лоши, соединила Пондишери съ сѣтыо желѣз- ныхъ путей англійской Индіи. Двнженіе внѣшней торговли въ Пондишери въ 1892 г.' привозъ—5.000.000 франк., вы- возъ— 19.300.000 франк. Главные промыслы города—приготовленіе табачныхъ издѣлій и тканье матерій; одна изъ его прядилъныхъ фабрикъ даетъзанятіе 2.000 рабочихъ; 4.000 ткацкнхъ станковъ дѣйствуютъ въ его территоріи. Пондишерійскіе туземцы лучше знаютъ и чище говорятъ по-французски, чѣмъ жители большихъ городовъ Индійской имперіи по-англійски ')• Гудалуръ илй Куддалоръ, «Городъ сліяній», получившій такое названіе отъ двухъ рѣкъ Гуддиламъ и Паравануръ, впадаюпщхъ тамъ въ море (впрочемъ, только въперіодъ дождей), лежитъ на Коромандельскомъ берегу, въ раз- стояніи всего какихънибудь 25 километровъ къ югу отъ Пондишери. Онъ состоитъ въ дѣй- ствительности изъдвухъотдѣльныхъ городовъ— европейскаго и туземнаго; въ пяти километрахъ къ сѣверо-западу видны развалины крѣпости св. Давида, которая впродолженіи шести лѣтъ, съ 1746 по 1752 годъ, была столицей англій- скихъ владѣній въ Южной Индіи и которою французы дважды овладѣвали, — въ первый разъ въ 1758, во второй въ 1782 году. Порто- Ново (Новый-Портъ) или Феринги-петъ, «Го­ родъ Франковъ», слѣдующій за Гудалуромъ на Коромандельскомъ берегу, ведетъ лишь незна­ чительную каботажную торговлю, еще въ мень- шихъ размѣрахъ, нежели Гудалуръ. Менѣе чѣмъ въ 15 километрахъ къ югу отъ Новаго Порта находятся городъ и знаменитые храмы Чедамбарамъ или Чиламбрамъ. Главный памят- никъ, или «Золотое Святилище», посвященное богу Сивѣ, представляетъ обширное собраніе построекъ, окруженное стѣной длиною въ 1.600 метровъ. Четыре восьми-этажные портала, или гопуры, ведутъ въ преддверія храма. Одна изъ узорчатыхъ пирампдъ, отражающихся въ зер­ кальной поверхности священнаго пруда, по­ коится на цѣломъ лѣсѣ колоннъ-монолитовъ: это «храмъ съ тысячью столбовъ»; но нѣкото- рыя изъ колоннъ опрокинуты; осталось толь­ ко 974. Невольно дивишься при мысли о томъ громадномъ трудѣ, который представляютъ эти колоссальныя зданія, воздвигнутая изъ глыбъ гранита, имѣющихъ до 13 метровъ дли­ ны; а между тѣмъ ближайшія каменоломни находятся оттуда на разстояніи слишкомъ 60 километровъ. Декабрьская ярмарка, на кото­ рую стекаются пилигримы и купцы, соеди- няетъ иногда до 80.000 человѣкъ вокругъ Че- дамбарамскихъ храмовъ '). Во всемъ мірѣ нѣтъ страны, гдѣ на территории относительно не обширной можно было бы встрѣтить такое мно жество памятниковъ зодчества, поражающихъ своимъ богатствомъ, колоссальностью размѣ- ровъ и въ особенности своею изумительною обшивкою изъ скульптурныхъ украшеній; ка­ жется, что цѣлый народъ движется на ступе- няхъ этихъ пирамидальныхъ массъ. Города Майяверамъ и Хумбоконамъ, на танджор- ской желѣзной дорогѣ, заключаютъ въ себѣ нѣ- которые изъ этихъ великолѣпныхъ храмовъ, славящихся во всей Индіи, какъ одно изъ «се­ ми» чудесъ дравидскаго міра. Эти многочисленныя пагоды сгруппированы недалеко отъ сѣверной вѣтви Кавери: мы на­ ходимся уже въ бассейнѣ этой рѣки, которая беретъ начало въ 500 километрахъ къ западу на восточной отлогости Кургскихъ горъ; одинъ изъ ея верхнихъ притоковъ проходить у по­ дошвы холма, на которомъ раскинулась Мер- кара, столица территоріи и «красивѣйшій го­ родъ южной Индіи» 2). Знаменитый городъ Се- рингапатамъ (Срирангапатамъ), или «Градъ бога Вишну», бывшая столица Майсурскаго государства, расположенъ на островѣ, покры- томъ рисовыми полями и илантаціями сахар- наго тростника. Укрѣпленія, возведенный сул- таномъ Типпо-Саибомъ, остались до сихъ поръ въ томъ же состояніи, въ какомъ они нахо­ дились на другой день штурма, произведеннаго англичанами въ 1799 году; только бреши въ стѣнахъ заросли деревьями и ліанами, которыя придаютъ цѣлому необыкновенно живописный видъ; кое-какіе остатки дворцовъ видны еще посреди ограды. Серингапатамъ не былъ воз- вращенъ Майсурскому государю побѣдителями; составляя непосредственное владѣніе британска- го правительства, онъ только отдашь во вре­ менное пользованіе или въ аренду магараджѣ. По причинѣ своего, очень нездороваго для ев- () Hermann топ Schlagintweit, „Reisen in Inrtien und Hochasien11. ’) Paris „Tour du Monde11, 1867. Clements Markham, „Travels in Peru and India11.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz