Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
гоцѣниую коллекціго Макензи, одно изъ важ- нѣйшихъ собраній для изученія исторіи и отнографіи Иидіи. Обсерваторія, находящаяся за городомъ, съ западной стороны, служитъ начальною точкою тріангуляціи Южной Индіи и регулируешь часы желѣзнодорожныхъ станцій (точное положеніе ея 13°4’6''с. ні. и 80°17'22" в. д. отъ Гринвича или 77°57'1" отъ Парижа); черезъ эту обсерваторію проходитъ главный мерйдіанъ Индіи, пересѣкающій Цейлонъ, или «Ланку», какъ и меридіанъ древнихъ индус- скихъ астрономовъ. Несмотря на трудности причаливанія для купеческихъ кораблей, Мадрасъ занимаетъ, по размѣрамъ торговли, какъ и по числу жителей, третье мѣсто между городами Индіи. Въ сред- немъ выводѣ годовое движеніе судоходства въ рейдѣ, по приходу и отходу, достигаетъ 3.000 большихъ судовъ, съ грузомъ около полутора мплліона тоннъ; главные предметы вывоза со ставляютъ кофе, сахаръ, индиго, маслянистыя и красильныя вещества, хлопокъ,колоніальные продукты, обмѣниваемые на европейскія ману фактурный ггроизведенія, преимущественно ткани и металлическія издѣлія. Въ 1877 году голодъ, свирѣпствовавшій во внутреннихъ про- винціяхъ, увеличилъ почти на треть общую сумму торговыхъ сдѣлокъ. Обороты внѣшней торговли Мадраса въ 1893 г.: привозъ—на 63.290.000, вывозъ—на 54.712.000 рупій. Извѣстно, что въ прежнее время Мадрасъ при- надлежалъ къ числу городовъ, очень неудоб- ныхъ для судоходства по причинѣ затрудни тельности подступа. Суда бросали якорь на разстояніи отъ 800 до 1.600 метровъ отъ бе рега, и потому товары и пассажировъ нужно было перевозить на землю черезъ послѣдова- тельныя волны зыби въ шеллингахъ, или ма- сулихъ, большихъ лодкахъ изъ манговаго де рева, всѣ части которыхъ обложены циновками, сшитыми кокосовой ниткой, для того, чтобы лодка сохраняла свою упругость подъ ударами волвъ; когда море бушевало и волны поднима лись на. нѣсколько метровъ по бокамъ корабля, пассажировъ нужно было привязывать къ кре слу, повѣшенному на шестѣ, и такпмъ обра зомъ спускать въ шеллингъ, нляшущій на вол- нахъ. Туземцы употребляютъ катамаранъ, родъ плота, по которому перекатываются волны, унося иногда и гребцовъ, которыхъ минуту спустя опять видипіь карабкающимися на свой утлый челнъ. Теперь построено жете въ 335 метровъ, позволяющее большинству судовъ причаливать къ дамбѣ и высаживать пассажи ровъ; но зыбь до такой степени сильна, что этотъ молъ уже два раза былъ разрушенъ су дами, выброшенными поперегъ плотины. Съ 1874 года работаютъ надъ сооруженіемъ искус- ственнаго порта, обширнаго прямоугольника, имѣющаго около 1.000 метровъ длины въ каж дой сторонѣ, гдѣ самые болыніе корабли най- Г)33 ЮЖНАЯ иядія. 534 » дутъ безопасное пристанище въ гавани, глубина которой не менѣе 12 и 13 метровъ; циклоны уже не разъ прерывали работы и разрушили часть начатыхъ моловъ. Въ 10 и 15 километрахъ къ юго-западу отъ форта св. Георгія, считаемаго оффиціальнымъ центромъ Мадраса, возвышаются два холма, которые извѣстны подъ именемъ «горъ» св. Ѳомы и на которыхъ, по преданію, пустынно- жительствовалъ апостолъ. Португальская цер ковь, построенная на «большой горѣ», самой дальней изъ этихъ горокъ, заключаешь древній крестъ съ надписью на языкѣ пельви, относя щейся къ седьмому или восьмому столѣтію; но вѣроятно, что святыня, о которой говоритъ Марко-Поло и которую христіане и «сара цины» посѣщали съ одинаковымъ благоговѣ- ніемъ, стояла на вершинѣ «малой горы» апо стола Ѳомы, въ Майлапурѣ ’)• Неподалеку отъ этого холма находится, вилла губернатора, за- мѣчательная своими садами. Но на линіи же- лѣзной дороГи, которая поднимается назападъ, затѣмъ на сѣверо-западъ, къ Майсурскимъ плоскогорьямъ, нѣкоторыя индусскія святыни привлекаютъ гораздо большую массу богомоль- цевъ, чѣмъ часовня апостола Ѳомы. Въ Тиру- тани, или Тритани, ежегодно болѣе сотии ты сячъ пилигримовъ останавливаются настанціи, чтобы помолиться въ храмѣ, плсвяіценномъ богу Сивѣ; въ Тирупати, или Трипати, вѣруки щіе стекаются въ еще болыпемъ числѣ. Храмъ, посвященный одному изъ воплощеній бога Вишну, стоитъ на пикѣ, высотою въ 800 ме тровъ, голомъ каменномъконусѣ,окруженномъ другими горными вершинами, тоже безъ всякой растительности; дорога, длиною въ 10 киломе тровъ, слѣдуетъ по склонамъ горы и проходишь подъ тремя порталами, куда евронеецъ былъ допуіценъ въ первый разъ только въ 1870 году. Несмотря на приношенія пилигримовъ, храмъ въ Тритани, бѣдный украшеніями, имѣетъ видъ ветхой, полуразвалившейся лачуги. Самые любопытные памятники въ окрестностяхъ Ма драса— это «Семьііагодъ» и священные гроты Магалипуръ, или «городъ Великаго Вали» (Магамалайпурамъ, Мавалипуръ), которые на ходятся на берегу моря, километрахъ въ пя тидесяти къ югу оШь Мадраса. Въ этомъ мѣстѣ небольшой гранитный массивъ возвышается, на подобіе острова, среди песчаныхъ равнинъ. Утесы скалы изрыты пещерами, изъ которыхъ однѣ грубо изваяны, другія расположены въ формѣ храмовъ, которымъ предшествуютъ пор тики и колоннады. Посреди моря, въ нѣкото- ромъ разстояніи отъ берега и среди выступаю- щихъ подводныхъ камней, о которыхъ туземцы говорятъ, что это развалины затонувшаго го рода, высится пирамидальная пагода, стоящая напротивъ двухъ святилищъ болѣе новаго про- *) Yule, „The Book of ser Marco Polo“.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz