Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

нымъ образомъ по берегамъ рѣки Пеннаръ, а вому; Марко-Поло говоритъ о Майлапурѣ, голодъ 1877 года еще болѣе уменынидъ ихъ ныыѣшнемъ предмѣстьи Мадраса, какъ о «го- число. Городъ Куддапахъ, близъ южнаго берега родкѣ, гдѣ очень мало товара и который не 5 3 1 ГЛАВА II.— ИНДУСТАНЪ. 5 3 2 Пеннара, имѣетъ нѣкоторую важность, какъ промышленный центръ (фабрики хлопчатобу- мажныхъ издѣлій); но самый многолюдный го­ родъ лежитъ въ аллювіальной равнинѣ, неда­ леко отъ моря: это древняя Неллора, гдѣ, при раскопкахъ, нашли монеты временъ импера- торовъ Траяна, Адріана, Фаустина ‘). Городъ этотъ не имѣетъ порта на Коромандельскомъ берегу, онъ не соединенъ рельсовымъ путемъ и съ сѣтыо желѣзыыхъ дорогъ, но судоходный каналъ, недавно прорытый, связываетъ его съ Мадрасомъ.Неллора считается литературной столицей земель языка телугу. Мадрасъ, главный городъ обширной про- винціи, или президентства, Южной Индіи и тре- тій городъ Англо-индійской пмиеріи по числу жителей, не изъ тѣхъ необходимыхъ городовъ, положеніе которыхъ было, такъ сказать, на- передъ опредѣлено географическими условіями, какъ нритягательныхъ центровъ для населенія, группирующагося въ такихъ мѣстахъ сотнями тысячъ. Можетъ быть, рѣка Паларъ нѣкогда изливалась въ море у Мадраса, но теперь она уклоняется отъ него на большое разстояніекъ югу; правильный плоскій берегъ не изгибается въ этомъ мѣстѣ, чтобы образовать бухту, гдѣ могли бы находить пристанище корабли; море тамъ даже гораздо болѣе опасно, чѣмъ у юж­ ныхъ береговъ, и циклоны часто развертываютъ тамъ свои грозныя спирали, тогда какъ въ Пондишери они рѣдко даютъ себя чувствовать; во время этихъ воздушныхъ круговоротовъ суда, неуспѣвшія во-время уйти въ открытое море, обречены на неминуемую гибель; такъ, французскій флотъ, подъ начальствомъ Ла-Бур- донне, потерпѣлъ крушеніе отъ урагана три недѣли спустя послѣ сдачи цитадели. Нельзя не пожалѣть, что факторія Армагомъ, основанная англичанами въ 1628 году, въ 68 километрахъ къ сѣверу отъ Мадраса, на песчаной стрѣлкѣ, ограничивающей съ восточной стороны лагуну Пуликатъ, не была сохранена остъ-индской компаніей, какъ главная ея контора, ибо въ этомъ мѣстѣ морскаго берега, называемомъ также «Блеквудовокг гаванью» (Blackwood’s Harbour), реидъ, хорошо защищенный песча­ ною мелью, представляетъ кораблямъ глубины до 10 метровъ (14 аршинъ) у самаго берега 2); но береговая полоса, слишкомъ узкая, не была бы достаточна для постройки города. Въ мѣ- стностяхъ, окружающихъ Мадрасъ, не увидишь ни одной изъ тѣхъ естественныхъ достопри- мѣчательностей, которыя привлекаютъ толпы посѣтителейи служатъ притягательны мъ цент- ромъ населенно промышленному или торго*) Hunter, „Imperial Gazetteer of India". 2) Taylor, „The Harbours of India1*. легко доступенъ». Мадрасъ обязанъ свопмъ счастьемъ выбору правительства, учредившаго въ немъ мѣстопребываніе главнаго управленія провинціи. Сдѣлавшись мѣстомъ соединенія больпшхъ дорогъ и каналовъ, затѣмъ пунктомъ, гдѣ сходятся желѣзнодорожныя линіи Южной Индіи, онъ восполнилъ недостатокъ естествен­ ныхъ выгодъ географическаго положенія тѣми преимуществами, которыя создаются трудомъ человѣка: ему недоставало только искусствен- наго порта, чтобы стать соперникомъ Калькут­ ты. Съ половины прошлаго столѣтія суммарный, далеко не точныя исчисленія приписывали ему милліонное населеніе; но первая правильная перепись, произведенная въ 1871 году, не на­ шла даже 400 ООО жителей въ городѣ и его предмѣстьяхъ; десять лѣтъ спустя это число увеличилось всего только нѣсколькими тыся­ чами. Если Мадрасъ не можетъ сравниться съ большими городами земнаго шара многочи­ сленностью населения, то онъ занимаетъ столь же обширное пространство, какъ многіе города, втрое или вчетверо болѣе многолюдные; отъ лимана Адіаръ, составляющаго южную его границу, до сѣверныхъ предмѣстій строенія слѣдуютъ непрерывнымъ рядомъ вдоль берега моря напротяженіи 13 километровъ. Вся пло­ щадь Мадраса равна 70 квадрат, километрамъ, но значительная часть этой территоріи со­ стоитъ изъ полей, окружающихъ уединенныя пригородныя деревни или поселки. Самая зна­ чительная часть города, которую англичане называютъ Black town, «Чернымъ городомъ»,. потому что она населена преимущественно ту­ земцами, есть въ то же время средоточіе круп­ ной торговли. На южной сторонѣ, близъ мор­ скаго берега, стоитъ фортъ св. Георгія, окру­ женный обширными эспланадами и заключаю­ щей нѣкоторыя изъ присутственныхъ мѣстъ, но не имѣющій болѣе никакой важности, какъ цитадель. За длиннымъ узкимъ озеромъ, кото­ рое называютъ рѣкой Куамъ* хотя она боль­ шую часть года бываетъ отдѣлена отъ моря, простирается кварталъ Трипликанъ, затѣмъ слѣдуютъ еще другія лагуны и мѣотечко Сенъ- Томе (прежде Майлапуръ). Внутри материка нѣсколько кварталовъ, населенныхъ каждый особенной кастой, составляютъ какъ бы отдѣль- ные города, отдѣленные одинъ отъ другаго полями, садами или прудами. Большая часть домовъ ослѣпительной бѣлизны, благодаря чу- наму, особаго рода штукатуркѣ, которою по- крываютъ камень и которая нѣжностью зерна не уступаетъ лучшему мрамору; но замѣчатель- ныхъ иамятниковъ архитектуры мало. Городъ имѣетъ музеи строительнаго искусства, есте­ ственной исторіи и, въ своемъ колледжѣ, дра

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz