Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

■страны. Вносаѣдствіи другіе протоки дали воз­ можность другимъ городамъ цріобрѣсти такую же иди еще большую важность. Такъ, Кочинъ <(Кочи, Кочибандаръ), или «Малый Портъ», построенный ва береговомъ поясѣ, въ томъ мѣстѣ, гдѣ образовался самый широкій входъ въ лагуны, имѣющій 4 метра глубины при низ- комъ стояніи воды, получилъ, естественно, первостепенное значеніе съ тѣхъ поръ, какъ ■суда переходятъ баръ передъ его беретами. Португальцы, не будучи въ состояніи водво­ риться въ Каликутѣ, приходили нагружать свои корабли въ Кочинъ; въ 1502 году Васко-де-Га- ма основалъ въ этомъ городѣ португальскую .факторію; въ сіѣдующемъ году Альбукеркъ по- ■строилъ тамъ укрѣпленіе. Тамъ скончался Га­ ма, тамъ же была воздвигнута первая европей­ ская церковь и отпечатана первая книга въ Индіи. Въ Кочинѣ до сихъ поръ существуетъ кодонія іудеевъ, у которыхъ знаніе еврей­ с к а я языка еще не совершенно утратилось. Въ одно и то же время англійскій городъ и •столица медіатизированнаго туземнаго государ­ ства, Кочинъ имѣетъ весьма незначительное число европейскихъ жителей; климатъ этой области береговыхъ лагунъ, гдѣ прѣсныя во­ ды перемѣшиваются съ солеными, въ высшей ютепени опасенъ, и рѣдкій изъ европейцевъ избѣгаетъ нервныхъ болѣзней, диссентеріи или эдефантіазиса, извѣстнаго подъ именемъ «ко- чинской ноги». Внутри материка, на разстоя- ніи 15 километровъ отъ морскаго берега, эта страшная болѣзнь не дѣлаетъ болѣе жертвъ. Къ югу отъ Кочияа, городъ Алеппи или Ала- ііалли, построенный на береговомъ кордонѣ, у южной оконечности самой длинной лагуны этого берега, есть теперь наиболѣе посѣщаемый портъ этой области Малабара. Внутреннія воды ла­ гуны сообщаются съ водами океана посред- •ствомъ искусственнаго канала, а части города, расположенный на томъ и другомъ берегу, со­ единены желѣзной дорогой съ слоновой тягой. Гейдъ не защищенъ отъ вѣтровъ и зыби ни- какимъ мысомъ, но суда могутъ стоять тамъ въ безопасности, благодаря одному изъ тѣхъ островковъ изъ грязи, еще неизслѣдованныхъ •естествоиспытателями, которыми усѣяны моря, прилегающія къ индійскимъ берегамъ. Движе­ т е судоходства въАллепскомъ рейдѣ въ теченіе фискальная 1876— 1877 года: въ приходѣ и отходѣ 776 судовъ, общая грузовместимость которыхъ равнялась 163.000 тоннъ; цѣнность торговыхъ оборотовъ простиралась до 4.355.000 франковъ. Портъ Квилонъ, лежащій у подошвы скалистаго мыса, менѣе важенъ въ торговомъ отношении, нежели Алеппи, но онъ имѣетъ зна- ченіе какъ главная военная станція Траван- кора, области, обыкновенно называемой бра­ манами Дхармабхами, чтб значитъ «Страна Милосердія». Это очень древній городъ: имя ■его появляется въ средневѣковыхъ памятни- 5 2 9 Ю Ж Н А Я кахъ письменности подъ разными формами— Кауламъ, Колламъ, Колонъ, Коламба, Колум- бумъ, а знаменитый венеціанекій путешествен- никъ Марко-Поло назтлваетъ его Койлумъ. Въ прежнія времена Квилонъ былъ однимъ изъ главныхъ портовъ по вывозу перца, имбиря и дерева «бразильетъ», или сапанъ (Caesalpinia sapan), отъ котораго получила свое имя пор­ тугальская Америка ‘). Эра Траванкора на­ чинается со времени возстановленія этого го­ рода въ 1019 году христіанскаго лѣтосчисленія. Квилонъ сообщается съ Тинневелли колесною дорогою, которая пролегаетъ черезъ цѣпь Кар- дамоновыхъ горъ и которую въ скоромъ вре­ мени замѣнитъ рельсовый путь, соединенный вѣтвью съ Тривандрамомъ, столицей Траван- корскаго государства. Этотъ большой городъ расиоложенъ не у самаго моря; песчаная равнина, шириною въ 8 километровъ, отдѣляетъ его отъ морскаго бе­ рега, о который постоянно ударяются волны зыби; рѣдкіе корабли бросаютъ якорь противъ этого опаснаго берега. Тривандрамъ построенъ частью на низменныхъ земляхъ, окаймленныхъ болотами, частью на латеритовыхъ прпгоркахъ, возвышающихся отъ 15 до 60 метровъ надъ уровнемъ окружающихъ равнинъ. Крѣпость, окруженная старой стѣной, которая теперь служитъ только къ тому, чтобы удалять отъ королевской резиденціи людей низшей касты, находится въ нижнемъ городѣ; она заключаетъ въ себѣ знаменитый храмъ Вишну, одинъ изъ замѣчательнѣйшихъ по необычайному обилію орнаментовъ изъ рѣзьбы на деревѣ. Триван­ драмъ имѣетъ многочисленный учебныя заве- денія; кромѣ того, тамъ существуетъ обсерва- торія, а также богатый музей строительная искусства и естественной исторіи. Окружаю­ щая равнины прокармливаютъ значительное населеніе. благодаря лѣсамъ арекъ, кокосовыхъ и вѣерныхъ пальмъ, осѣняющихъ своими кро­ нами домики поселянъ. По статистикѣТраван­ кора, пальмовые лѣса этой страны содержать свыше 22 милліоновъ деревъ. О.тни пальмъ достаточно, чтобы прокормить и содержатъ двѣ семьи, доставляя имъ все необходимое для жи­ лища, одежды и даже для удовольствий жизни и удовлетворенія потребностей, относящихся къ роскоши; туземцы насчитьышотъ 801 спо- собъ утилизированія древесины, волокна, листь- евъ, сока или плодовъ растенія borassus flabel- liformis, а «дерево это можетъ приносить плоды тысячу лѣтъ», говорить мѣстная пословица2). На восточной покатости населеніе сгруппи­ ровалось въ значительномъ числѣ лишь въ мѣстностяхъ,. хорошо орошаемыхъ, преиму­ щественно въ бассейнѣ рѣки Кавери; жители рѣдко разсѣяны въ областяхъ нагорья, глав- индія. , 530 ^ Yule, „The Book of ser Marco Polo“ . 2) Mateer, „The Land of Charity".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz