Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

5 2 7 ГЛАВА II.— ИНДУСТАНЪ. 5 2 8 Каннаноръ, или Каннуръ, лежащій на мор- скомъ берегу, въ 25 километрахъ къ югу отъ мыса, хорошо извѣстнаго мореплавателямъ, горы Дали или Делли, есть другой городъ Ма- лабара, прославившійся въ исторіи религіи и торговли; въ концѣ пятнадцатаго столѣтія пор­ тугальцы основали тамъ миссію и торговую койтору. Будучи портомъ, ближайшимъ къ Майсуру и къ лілантаціямъ ІОжнаго Курга, Каннаноръ имѣетъ, однако, ту невыгоду, что сообщается съ внутренней страной лишь по- средствомъ дорогъ съ очень крутыми подтема­ ми, и при томъ, такъ же, какъ Мангалоръ, досту- пенъ только судамъ незначительной грузовмѣ- стимости; королева или биби, избравшая своею резиденціей Каннаноръ, наслѣдница династіи государынь, не имѣѳтъ владѣній на континентѣ, но англійское правительство оставило ей поло­ вину архипелага Лакедивскихъ острововъ. Ыа югѣ, Телличери, болѣе многолюдный городъ, также отправляешь за границу кофе, перецъ, кардамонъ, сандальное дерево. Цѣнность тор­ говыхъ оборотовъ Каннанора въ 1876 году равнялась 8.387.300 франк., а въ Телличери она простиралась до 22.257.300 франк. Го­ родъ Маге, находящійся въ семи километрахъ южнѣе, составляетъ торговый пригородъ Тел­ личери; это бывшій Майги, которымъ овладѣлъ, въ 1726 году, французъ Маге-де-ла Бурдонне и которому онъ далъ свсе родовое имя '). Это французское владѣніе, пространство котораго не превышаешь 600 гектаровъ, было три раза отнимаемо англичанами, которые возвратили его только послѣ разрушенія городскихъ стѣнъ и укрѣпйеній. Кромѣ того, Франціи принадле­ жишь еще въ городѣ Каликутъ маленькая фак- торія, занимающая ключекъ земли въ 2 гект­ ара. Каликутъ или Каликотта (т. е. «Крѣпость Пѣтуха» )—самый большой городъ на Мала- барскомъ берегу, хотя при въѣздѣ въ него пу­ тешественникъ замѣчаетъ только шпалеры ко- косовыхъ пальмъ да три или четыре хижины вокругъ маяка. Въ иятнадцатомъ столѣтіи, когда европейцы въ первый разъ появились передъ этимъ городомъ, онъ былъ столицей наирской конфедерации и резидензіей тамути- ри (сумури), или «заморина», т. е. «властите­ ля моря». Въ 1486 году, первый португаль- скій эмиссаръ, Ковильянъ, пріѣхавшій черезъ Египетъ, сдѣлался гостемъ царя, а двѣнадцать лѣтъ спустя, въ 1498 году, Васко-де-Гама бро- силъ якорь передъ Каликутомъ: совершилось со- бытіе самое важное въ исторіи Индіи со времени похода Александра Македонскаго. Городу Кали­ куту пришлось жестоко пострадать отъ этихъ чужеземцевъ, которыхъ онъ лринялъ, какъ гостей. Въ 1501, 1502 и 1510 годахъ Кабраль, Гама, Альбукеркъ бомбардировали его, топили его корабли, вмѣстѣ съ женщинами и дѣтьми, и впослѣдствіи европейцы всякой національ- ности, французы, англичане, датчане, выжи­ гали его, грабили и опустошали. Майсурскіе раджи тоже много разъ предавали его разгра- бленію. Въ концѣ прошлаго столѣтія, когда имъ овладѣли англичане, онъ только-что передъ тѣмъ былъ разрушенъ султаномъ Типпо-Саи- бомъ: это было уже незначительное мѣстечко, но съ той эпохи онъ снова заселяется и обо­ гащается. Однако, почти вся его торговля производится черезъ посредство Бейпура, ле­ жащаго въ 10 километрахъ южнѣе, но соеди- няющагося съ городомъ предмѣетьями и сада­ ми; въ Бейпурѣ находится портъ,отдѣленный отъ открытаго моря баромъ, имѣющимъ 4 метра воды во время отлива; нѣсгсолько семействъ моряковъ, живущихъ на этомъ берегу, носятъ, по словамъ Бастіана, названіе Чини-бечеганъ, что значить «Сыны китайцевъ» '). Суда, изъ которыхъ иныя поднимаютъ до 300 тоннъ гру­ за, приходятъ туда за золотой рудой изъ Вай- нада, за кофе изъ плантацій въ Голубыхъ го­ рахъ, затековымъдеревомъ,приносимымъ тече- ніемъ Панна-Пойя, или «Золотой рѣки», и за всѣми мѣстными произведеніями, привозимыми со станцій Мадрасской желѣзной дороги; но Бей- пуръ уже не отправляетъ за границу тѣхъ бу- мажныхъ тканей, «каликотъ», или калинкоръ (каленкоръ), которыя получили свое назвапіе отъ резиденціи заморина. Въ настоящее время Бейпуръ есть, на югѣ отъ Бомбея, единствен­ ный городъ западнаго берега, имѣющій желѣз- нодорожное сообщение съ восточнымъ бере- гомъ, которое устроено благодаря широкому проходу между массивами Ниль-Гири и Анама­ лахъ. Этотъ рельсовый путь будетъ продол- женъ изъ Бейпура въ Каликутъ, и рано или поздно замѣнитъ колесную дорогу, соединяю­ щую гавани приморья. Въ 8 километрахъ къ востоку отъ Бейпура находится старое клад­ бище, Чатапурамба. или «Поле смерти», усѣ- янное долменами, извѣстными въ краѣ подъ именемъ «зонтичныхъ камней». Древній Кодунгалуръ, который европейцы называютъ Кранганоромъ, былъ нѣкогда со- перникомъ Каликута. Тамъ царствовала ди­ настия напрскихъ пермаулей, тамъ же находи­ лись главный общины сирійскихъ христіанъ и іудеевъ. Португальцы основали тамъ цита­ дель, которая впослѣдствіи была у нихъ отня­ та голландцами. Цвѣтущее состояніе, которымъ пользовался въ прежнее время Кранганоръ, объясняется его счастливымъ географиче- скимъ положеніемъ; при этомъ городѣ прежде открывался единственный протокъ обишрныхъ береговыхъ озеръ или лагунъ, которыя про­ должаются на югъ до Квилонскаго мыса; тамъ находились, такъ сказать, торговыя ворота М Mallfison, „Histoire des b’ranfais dans l’lnde“. „Ri'ise duroh Cambodja nach Cochmoliina“.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz