Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

Индіи принадлежитъ къ индусскимъ религіямъ, и даже именно въ этой области, на Майсур- скомъ плоскогорьѣ, секта лингаитовъ, одна изъ тѣхъ, которыя всего болѣе освободились отъ браманскихъ суевѣрій, представлена наиббль- шимъ числомъ членовъ. Лингаиты, изъ среды которыхъ выходятъ преимущественно купцы и промышленники Дравидіи, уничтожили у себя даже касты, если не въ общественной жизни, то, по крайней мѣрѣ, въ религіозныхъ цере- моніяхъ, и не боятся ѣсть вмѣстѣ, каково бы ни было ихъ происхожденіе и состояніе. Но слѣды первобытныхъ религій встрѣчаются вездѣ у живущихъ въ глуши народцевъ Май­ сура, Мадуры, Коромандельскаго берега. Глав­ ный культъ — это культъ «десяти чертей», «семи призраковъ» и множества всякихъ ду- ховъ, добрыхъ или злыхъ, брамановъ или па- рій; чтутъ даже англійскихъ геніевъ. Повсюду увидишь, у входа въ деревни, маленькія пи­ рамиды изъ глины, воздвигнутыя въ честь духовъ, населяющихъ воздушный простран­ ства: этимъ духамъ приносятъ въ даръ преиму­ щественно цвѣты, плоды и зерна, иногда также пѣтуховъ. Въ нѣкоторыхъ мѣстахъ ангелы- хранители сзываются вечеромъ барабаннымъ боемъ, дабы они не уклонялись отъ исполненія своей обязанности — защищать дома противъ ночныхъ демоновъ *). Нѣкоторыя кровавыя обрядности, сохранйв- шіяся до сихъ поръ, напоминаютъ существо- вавшія нѣкогда человѣчеекія жертвогіриноше- нія; такъ, у племени ваклига, въ Майсурѣ, близъ Нандидруга, матери, прежде чѣмъ приступить къ важной церемоніи надѣванія въ первый разъ серегъ своей старшей дочери, должны обрубить себѣ, при помощи кузнеца, два первые сустава мизинца и безъимяннаго пальца. Калланы, или коллеры (Kolleries), еще недавно имѣли чудовищный обычай убивать одного изъ своихъ дѣтей передъ дверью врага, когда они хотѣли накликать напасть на его домъ; чтобы отвра­ тить отъ себя грозящую бѣду, проклятый дол- женъ былъ, въ свою очередь, умертвить собствен­ н а я сын а2). Наяди (янади), живущіе наостро- вѣ Сригарикота, къ востоку отъ озера Пули- катъ, и на Малабарскомъ берегу, едва-ли не самое жалкое, самое обездоленное племя изъ всѣхъ индусовъ: еще недавно они хранили ка- кой-нибудь гвоздь иіи отломанный кончикъ но­ жа, какъ величайшую драгоцѣнность, и добы­ вали огонь посредствомъ тренія двухъ кусковъ дерева 3); даже если кто-нибудь бросалъ имъ на дорогу, въ грязь, мелкую монету, то они имѣли право поднять ее только послѣ прохода благодѣтеля 4). Они были въ болыиемъ презрѣ- 1)~Toseph~Mullens, „Missions in South India11; Graul, „Reise nach Ostindien11. 2) Nelson, „Madura Country 3) „Memoirs of the Geological S u m y of India11. 4) Mateer, „The Land of Charity1'; Fr. Day, „The Land of the Permauls11; Boswell, „Nellore Manual11. 5 2 3 ГЛАВА и . нія у высшихъ кастъ, чѣмъ даже иулайерыили пуліи, имя которыхъ происходитъ отъ слова пулу, «грязь». До 1865 года пуліямъ было за­ прещено прикрывать себѣ бюстъ какимъ-ни­ будь одѣяніемъ; они не могли говорить о себѣ- иначе, какъ называя себя «вашъ рабъ», а о- своихъ дѣтяхъ иначе, какъ давая имъ прозви­ ща «обезьянъ» или «телятъ». Недавно каликутскіе наяди, одно изъ этихъ несчастныхъ племенъ, жившихъ среди лѣсовъ, въ шалахахъ (ажуиахъ) изъ листьевъ, сдѣла- лись чѣмъ-то въ родѣ ставки въ карточной игрѣ между миссіонерами христіанскими и магоме­ танскими; послѣдніе одержали верхъ въ этой борьбѣ, и теперь наядіи причисляются мопла- хами къ своимъ единовѣрцамъ, какъ вступив- шіе въ лоно ислама. Племена льява (ирава),. въ Траванкорѣ, и биллава, въ Кочинѣ, также какъ шанаръ (саиаръ, саненъ), въ Мадурѣ,— вѣроятно, одинаковая происхожденія съ ти­ рами, жителями Малабарскаго берега,—лучше приняли христіанскихъ проповѣдниковъ; изъ полумилліона інанаровъ около одной пятой на­ зываютъ себя протестантами или католиками. Они живутъ почти исключительно продуктами, доставляемыми ихъ вѣерными пальмами, или «пальмирами»; отъ 10 до 60 такихъ деревъ достаточно для прокормленія цѣлаго семейства, но для этого «лазалыцику», какъ обыкновенно называютъ шанарскаго плантатора, нужно каж­ дый день взбираться на всѣ свои пальмы; этотъ трудъ представляетъ въ сложности, считая, среднимъ числомъ, ростъ дерева въ 15 метровът ежедневное восхожденіе на высоту 750 ме­ тровъ >), а въ апрѣлѣ и маѣ, когда драгоцен­ ный наиитокъ течетъ въ паиболыпемъ обиліи, приходится даже по три раза въ день влѣзать до кроны каждой пальмы 2). Мангалоръ, или «Счастливый городъ», на­ зываемый туземцами Кандіаломъ, — главный городъ Южной Канары и одинъ изъ паиболѣе пссѣщаемыхъ портовъ этого негостепріимная берега; по словамъ Ибнъ-Батуты, тамъ посе­ лились, въ половинѣ четырнадцатая столѣтія. около четырехъ тысячъ арабскихъ купцовъ. На половину скрытый за группами кокосовыхъ пальмъ, какъ всѣ города Малабара, онъ по­ строенъ на берегахъ лагуны, куда изливаются двѣ рѣки, Натравати и Гурпуръ. Суда боль- шаго водоуглубленія не могутъ перейти черезъ баръ, но небольшія суда, дони арабовъ и туземныя паттампры, являются во множе- ствѣ въ часы прилива, чтобы войти въ спокой­ ный бассейнъ лагуны. Мангалоръ, бывшій нѣ- когда морскимъ арсеналомъ Гейдаръ-Али, по- лучилъ въ послѣднее время исключительную *) J. Schrott, „Journal of the Ethnological Soeiety“, vol. ѴП. J) Bertrand, „Annales de la l’ropagatiou do la Foi , mui 1841- ИНДУСТАНЪ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz