Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

521 ЮЖНАЯ ИНДІЯ. 5 2 2 какъ посредники торговаго обмѣна, и ихъ ко­ л о т я постоянно увеличивалась притокомъ но- вообращенвыхъ, которыхъ увлекала страсть къ приключеніямъ и нсканье счастья на чуж- ■бинѣ. Въ настоящее время общее число мо- плаховъ, къ которымъ нужно прибавить лаб- баевъ восточнаго берега, простирается, по меньшей мѣрѣ, до 800.000 душъ. Сильные, хорошо сложенные, стройные, они составляютъ ■одну изъ самыхъ красивыхъ расъ Индіи, а въ 'отношеніи отваги, стойкости н упорства, тру- долюбія и предпріимчивости почти не имѣютъ равныхъ себѣ. Города Малабара, главнымъ образомъ, имъ обязаны своимъ торговымъ процвѣтаніемъ. Хорошо зная цѣну себѣ, мо- плахи не такіе люди, чтобы дать господство­ вать надъ собою наирамъ, съ которыми они часто приходятъ въ столкновеніе. Тѣ изъ нихъ, которые занимаются земледѣліемъ, не всегда •безропотно принимаютъ тяжелыя условія, на­ лагаемый на нихъ владѣльдами земли, и когда «читаютъ, что настала пора требовать возста- новленія своего права, смѣло завязываютъ ■борьбу, заранѣе обрекая себя на смерть. Разъ рѣшеніе принято, монлахъ, котораго друзья и знакомые съ этого момента называютъ уже мученикомъ, справляетъ прощальный пиръ, разводится со своими женами и проводитъ свои послѣдніе дни въ молитвѣ. Готовый пожертво­ вать собственною жизнью, онъ не признаетъ Сіолѣе никакихъ законовъ: врывается въ индус- скіе храмы, разбиваетъ тамъ статуи боговъ и бросается на всякаго наира, который ему встрѣтится; онъ никому не даетъ пощады, какъ и самъне проситъея; справиться съ нимъ нѣтъ никакой возможности, остается одно средство— убить его. Иногда, если цѣлая община счи- таетъ нарушенными свои права какою-нибудь несправедливостью, всѣ молодые люди связы- ваютъ себя взаимною клятвой пожертвовать жизнью для отміценія обидчиками, и тогда нужно выставить противъ нихъ цѣлые батальо­ ны. Мѣстная полиція, даже туземное войско не могутъ устоять противъ этихъ отчаянныхъ удальдовъ; правительство принуждено призы­ вать, для усмиренія ихъ, европейскіе полки. Кромѣ того, всѣ жители округа, гдѣ опасаются аграрныхъ преступленій, объявляются несу­ щими круговую ответственность ‘). Если бы другія народности Индіи обладали такою же энергіей, какъ эти магометане, то европей- цамъ никогда не удалось бы сдѣлаться власти­ телями страны. Христіане, называемые иногда назарени моплахъ, или «назарейскими моплахами», тоже составляютъ одинъ изъ значительныхъ элемен- товъ населенія южной Индіи; въ этой области сгруппировалось около двухъ третей всѣхъ христіанъ Индіи по сю сторону Ганга. По пре­ данно, «бѣлые евреи», или сирійцы, высадились на Малабарскій берегъ еще въ первомъ сто- лѣтіи общепринятаго лѣтосчнсленія,достигнувъ Индіи черезъ Іеменъ и островъ Сокотору, и нѣсколько лѣтъ спустя вслѣдъ за ними яви­ лись іудеи въ собственномъ смыслѣ, юди-мо- плахъ, потомки которыхъ, смѣшанные съ дру­ гими племенами, встрѣчаются до сихъ поръ въ городѣ Кочинѣ и его окрестностяхъ. Другая легенда, португальскаго происхожденія, при- писываетъ начало христіанскяхъ общинъ въ Южной Индіи проповѣди апостола Ѳомы, ко­ рабль котораго, будто-бы, присталъ близъ Кранганора; еще недавно показывали въ Кви- лонѣ колонну, якобы воздвигнутую аносто- ломъ, и его предполагаемая могила находится на югъ отъ Мадраса. Какова бы ни была сте­ пень достовѣрности этихъ легендъ, несомнѣнно то, что «назареи», которыхъ нашли капелланы Васко-де-Гамы, не имѣли никакого понятія ни о римской церкви, ни о папѣ; такъ какъ они исповѣдывали ученія несторіанъ, то ихъ тотчасъ же причислили къ еретикамъ и на­ стоятельно потребовали, чтобы они оставили заблужденія и обратились на путь истинный. Въ португальскихъ владѣніяхъ, инквизиція, въ концѣ концовъ, силой вернула ихъ въ лоно церкви; но въ туземныхъ государствахъ огром­ ное большинство назареянъ сохранило или снова приняло свое особенное церковное устройство и обрядности, впрочемъ, нѣсколько различающаяся въ различныхъ общинахъ. З а ­ вися въ духовномъ отношеніи отъ вавилон- скаго патріарха, имѣющаго пребываніе въ го- родѣ Моссулѣ, они до сихъ поръ еще упо- требляютъ древне-сирійскій языкъ въ качествѣ церковнаго языка, но самые ученые изъ ихъ священнослужителей едва умѣютъ разбирать по складамъ слова книгъ священнаго нисанія. Разсказываютъ, что въ одной изъ назарейскихъ деревень вѣрующіе выписывали совершенные въ теченіе года крупные грѣхи на листкахъ бумаги, которые затѣмъ свертывались и заби­ вались въ зкерло бамбуковой пушки; выстрѣлъ разсѣевалъ по воздуху всѣ годовыя прегрѣ- шенія племени '). Въ былое время сирійскіѳ христіане составляли благородный классъ, и къ нимъ, какъ къ своимъ естественными по- кровителямъ и заступникамъ, прибѣгали во всѣхъ своихъ нуждахъ ювелиры, золотыхъ и серебряныхъ дѣлъ мастера, плотники; они одни, вмѣстѣ съ браманами и евреями, имѣли право путешествовать верхомъ на слонахъ. Теперь они имѣютъ прозелитовъ во всѣхъ классахъ общества, преимущественно среди низшихъ кастъ; но общность вѣры далеко не изгладила первоначальный соціальныя раз- личія. Огромное большинство жителей Южной *) Fr. Day, „The Land of tlie Permauls“. f) Fr. Da j , „The Land of the Permauls".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz