Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

5 1 9 ГЛАВА XI.— ИНДУСТАНЪ. 5 2 0 свою родственную привязанность. Что касается земли, то она передается, какъ родовая соб­ ственность, женщинами; мать завѣщаетъ ее старшей дочери, и всѣ братья обработываютъ ее для всей общины, взятой въ совокупности '); тѣ, у которыхъ нѣтъ сестры и, слѣдовательно, нѣтъ законной наслѣдницы, должны хлопотать о томъ, чтобы сдѣлаться пріемными братьями дочери чужой семьи *). Впрочемъ, наирскія женщины, вообще говоря, красивы, умны, очень образованы, и вліяніе ихъ на цѣлое общество громадно 3). Самое большое несчастіе, какое только можетъ постигнуть семейство,— это не­ обходимость продать родовое «материнское на- слѣдіе», вслѣдствіе какого-нибудь бѣдствія, по- влекшаго за собою разореніе; но семейная группа энергически борется противъ злаго ро­ ка, и потому рѣдко прибѣгаютъ къ подобной крайности. Намбури, малабарскіе браманы, благонріятствуюіціе матріархальнымъ нравамъ туземцевъ, въ болыномъ презрѣніи у своихъ сѣверныхъ собратовъ, которые гнушаются ихъ и считаютъ за людей недостойной касты. Они, вѣроятко, не арійскаго происхожденія и мало- по-малу уменьшаются въ числѣ, вымираютъ, такъ какъ одинъ только старшій сынъ нмѣетъ право основать свою семыо въ формѣ законнаго брака; но они сохранили свое могущество, и ихъ правила, называемый въ насмѣшку «шестью­ десятью четырьмя беззаконіями», составляютъ и теперь еще законъ для населеній страны. «Защищай коровъи брамановъ!» —таково было единственное наставленіе, которое фехтоваль­ ный учитель дѣлалъ молодому наиру, вручая ему мечъ 4). Каковы бы ни были ихъ недостатки, намбури имѣютъ, по крайней мѣрѣ, одну добро­ детель — это совершенную правдивость: они всегда отвѣчаютъ медленно, подумавши, на дѣлаемые имъ вопросы, опасаясь, что скажутъ правду не во всей точности 6). На большинство иммигрантовъ, поселив­ шихся въ болыпомъ числѣ на Малабарскомъ берегу, наиры смотрятъ какъ на существа, стоящія гораздо ниже ихъ и потому не имѣю- щія права даже приближаться къ нимъ. Эти гордецы «высокомѣрные наиры», о которыхъ говоритъ Камоэнсъ, причисляются, однако, браманами лишь къ кастѣ судрасовъ, вмѣстѣ съ другими расами края, и считаются едино­ племенниками земледѣльцевъ веллаларъ, жи­ вущихъ на Коромандельскомъ берегу; но они такъ энергично стоятъ за свои привилегіи, что никто не осмѣливается оказывать имъ сопротп- ') Burton, „History of Sindh“; Bachofen, „Antiqnari- sche Rriefe“; Elie Reclus, „Revue Internationale des sciences biolngiques“. J) W. W. Hunter, „Imperial Gazetteer of India1*. 3) Cl Markham, „Travels in Pern and India11. 1) W. ff. Hunter, ,,Orissa“; Mateer, „Land of Chari- ty “; Cl. Markham, „Travels in Peru and India1'; (Irani, „Reise nach Ostindien“. 6) Fr. Day, „The Land of the Permanla“. вленіе: при выѣздахъ имъ обыкновенно пред- шествуютъ егеря, крича: «прочь съ дороги!» и заставляя толпу посторониться; случалось даже, что англичане, пройдя по дорогѣ, кото­ рую наиры присвоили себѣ въ исключительное пользованіе, тѣмъ самымъ подавали поводъ къ серьезнымъ дипломатическимъ компликаціямъ. Во времена португальскаго господства вопросъ о первенствѣ или мѣстничествѣ между наи- ромъ и португальцемъ разбирался путемъ по­ единка, и жребій оружія рѣшалъ въ пользу чужеземцевъ 1). Тиры или таяры, имя кото­ рыхъ означаетъ «островитяне» и которымъ приписываютъ цейлонское происхожденіе, обя­ заны сторониться, по крайней мѣрѣ, на три­ дцать шесть шаговъ, чтобы не осквернить гос­ подь своею тѣиыо или своимъ отдаленнымъ запахомъ. Тѣмъ не менѣе, таяры не соста­ вляютъ униженной, презираемой касты, какъ паріи; они бѣлѣе и стройиѣе наировъ; дея­ тельные и смышленые, они завоевали себѣ, несмотря на высокомѣріе надменныхъ власти­ телей, довольно высокое соціальное положеніе, и дѣти ихъ массами наполняютъ казенныя учебныя заведен ія2). Тиры, такъ же, какъ столяры, литейщики, кузнецы, серебряныхъ и золотыхъ дѣлъ мастера и вся толпа земле- дѣльцевъ или поліяровъ, называемыхъ «джун- глевыми наирами», сохранили обычай много- мужства: нѣсколько родныхъ братьевъ или мужчинъ одного племени имѣютъ одну общую жену, н наслѣдство переходитъ нераздѣльно ко всѣмъ дѣтямъ общины 3). Въ землѣ Мадура, гдѣ поліандрическая орган изація семьи сохра­ нилась у очень многихъ племенъ, мужья дол­ жны быть въ четномъ чпслѣ: 2, 4, 6, 8 или 10. Въ Траванкорѣ дѣти распределяются по порядку рождеиія между мужьями4). Моплахи, самая энергическая и самая пред- пріпмчивая группа населенія на Малабар­ скомъ берегу,—тоже чужеземнаго происхожде- нія, по крайней мѣрѣ съ отцовской стороны; это помѣсь, происшедшая отъ арабовъ взяв- шихъ себѣ женъ, большею частью, между ти­ рами и низшими кастами. Говорятъ, что въ девятомъ столѣтіи экипажъ одного потерпѣв- шаго крушеніе корабля поселился въ землѣ Кочинъ и что за этими первыми колонистами вскорѣ послѣдовали другіе; какъ бы то ни было, арабскіе торговые люди насчитывались, десятками тысячъ на Малабарскомъ берегу, когда португальцы высадились въ эту страну. Такъ какъ обычай и религіозныя предписанія южныхъ брамановъ воспрещаютъ индусамъ вести заморскую торговлю, то чужеземные пришельцы были очень радушно приняты, *) Th^venot, „Voyages aux In des orientales11. ■') Mateer, „Land of Charity". 3) Jonathan Duncan. „Malabar Historical Remarks11, „Asiatic Researches'1. *) Nelson, „Madura Country11.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz