Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

5 1 7 ЮЖНАЯ ИНДІЯ. 5 1 8 пены правилу не употреблять никакой одежды, кроыѣ листьевъ. Со времени водвореніяанглій- «каго господства, мужчины перестали носить яередникъ изъ листвы, тогда какъ женщины, вѣрныя хранительницы обычаевъ и обрядовъ старины, до сихъ поръ продолжаютъ наряжать­ ся въ ітереплетенныя вѣтки; но онѣ уже непо- нимаютъ первоначальная значенія обычая, такъ какъ носятъ вѣтки поверхъ другаго платья и отбрасываютъ ихъ назадъ на манеръ шлейфа. Кора тары еще осуждены жить подъ кровомъ изъ древесныхъ вѣтвей; имъ воспре­ щается употреблять землю для постройки хи- жинъ. Что дѣлаетъ очень вѣроятною древность ихъ пребыванія въ странѣ — это могущество волшебства, которое имъ приписываютъ. Такъ- же, какъ курумбовъ, ихъ считаютъ посвящен­ ными въ тайны природы и имѣющими власть надъ духами; оттого къ нимъ всегда и обра­ щаются, когда нужно отвратить заклинаніемъ злой рокъ. Они ѣдятъ мясо аллигаторовъ, но чувствуютъ неодолимое отвращеніе ко всякимъ четвероногимъ жнвотнымъ и простираютъ это отвращеніе такъ далеко, что имъ очень не- пріятно видѣть даже мебель на четырехъ нож- кахъ *). Массивъ горъ Анамалахъ, который походитъ во многихъ отношеніяхъ на Ниль-Гири, тоже паселенъ многочисленными дикими или мало цивилизованными народцами. Кадеры, напоми- наюіціе тодасовъ различными обычаями, назы­ ваютъ себя, какъ и тѣ, «господами горъ», и сочли бы за безчестіе воздѣлывать почву, но они больше звѣроловы, чѣмъ пастухи; другія племена признаютъ за ними нѣкотораго рода превосходство, не считая, однако, себя обязан­ ными повиноваться имъ или платить дань. Ка­ деры малорослы, и шевелюра ихъ слегка кур­ чава; но мнѣнію нѣкоторыхъ антропологовъ, это племя, по происхожденію, близко подходитъ къ негритосамъ Малайскаго архипелага или къ туземцамъ Австраліи *). Во время вступле- нія въ бракъ молодые люди подниливаютъ и заостряютъ себѣ четыре передніе зуба — обы­ чай, который встрѣчается въ разныхъ странахъ свѣта, и особенно въ центральной Африкѣ. Мальсары и мадавары, жители горъ Анама­ лахъ, составляютъ касту земледѣльцевъ 3) Что касается паліяровъ, то, по образу жизни, они пастухи и торговцы, и находятъ себѣ въ гор­ ныхъ областяхъ убѣжище отъ презрѣнія и дур- наго обраіценія, которому они подвергаются въ равнинѣ со стороны высшихъ кастъ. Па- ліяры имѣютъ дикійвидъ: они носятъ огромную гриву, ниспадающую до бедеръ, и рѣдко даютъ себѣ трудъ собирать ее въ одинъ пучекъ на го- *) Walhouse, „Journal of the Anthropological Institu­ te",'®apr. 1875. -) Huxley; Emil Schlagintweit, „Indien in Wort und Bild“. 3) Cleghorn, „Forest and Gardens of Southern India". ловѣ, въ формѣ шиньона *)• Паліяры и мальса­ ры одинаково искусны въ восхожденіи на скалы и въ лазаньи на деревья; подобно «индѣй- цамъ» Новой Мексики, они взбираются на 6т- вѣсныя стѣны горъ, при помощи веревокъ съ узлами, длиною отъ 15 до 25 метровъ: ониупо- требляютъ для этой цѣли цѣпи, сплетенныя изъ тростника 2). На Малабарскомъ берегу господствующее населеніе составляетъ аристократическая, не­ когда воинственная, каста наировъ (найаровъ) или «властителей», подраздѣляющаясяна один­ надцать классовъ, которая, постепенно циви­ лизуясь подъ арійскимъ вліяніемъ и живя въ согласіи съ браманами, болѣе ревниво, чѣмъ другія дравидскія націи, хранила и до сихъ поръ хранитъ нѣкоторые изъ своихъ націо- нальныхъ обычаевъ. Нигдѣ, кромѣ развѣ у ассамскихъ гарроновъ, не сохранились такъ хорошо древнія формы матріархата (материн­ ства или женскаго главенства), мурру - мука- таюмъ; до половины прошлаго столѣтія Тра- ванкорское государство управлялось принцес­ сами, при чемъ престолъ переходилъ отъ мате­ ри къ дочери. Первый бракъ, церемонія, уста­ новленная нѣкогда по внушенію брамановъ, заключается согласно индусскимъ обрядно- стямъ; супругъ вручаетъ супругѣ символиче­ скую ленту тали; но этотъ союзъ есть лишь оффиціальный, и вскорѣ мужъ отсылается, воз­ награжденный за оказанное имъ одолженіе какимъ-нибудь подаркомъ, который ему дѣлаетъ семейство жены. Молодая женщина, повѣнчан- ная только для формы, снова получаетъ свобо­ ду; ей достаточно носить на шеѣ своей тали, чтобы была соблюдена требуемая закономъ формальность Съ этихъ поръ она можетъ ио своей волѣ выбрать в сякая, кто ей понра­ вится, но общественное мнѣніе не простило бы ей сожительства съ мужемъ; всего благосклон- нѣе смотрятъ на союзы, заключаемые съ бра­ манами, такъ какъ они облагораживаютъ по­ роду. Впрочемъ, избранный любовникъ не пользуется никакими правами въ домѣ; автори­ тета, по-прежнему, принадлежитъ женѣ; она командуетъ даже надъ своими братьями. Въ каждомъ семействѣ власть представлена ма­ терью и старшею дочерью; дяди по матери и братья только исполняютъ волю гинекея. Отпы, ва которыхъ всегда смотрятъ какъ на чужихъ, приняты въ среду семейства, но не составля­ ютъ его нолноправныхъ членовъ. Дѣти гораздо болѣе привязаны къ своему дядѣ по матери, чѣмъ къ родному отцу, хотя бы даже они были имъ воспитаны, чего обыкновенно не бываетъ; дядя «кормитъ ихъ», оставляешь имъ въ на- слѣдство свое движимое имущество, и, взамѣнъ того, племянники должны отдавать ему всю f) Doug'as Hamilton. „Reports on the Annamullay Mountains", Graul, „Reise nach Ostindien". 2) Cleghorn, цггпрошшное сочипепіе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz