Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
5 1 7 ЮЖНАЯ ИНДІЯ. 5 1 8 пены правилу не употреблять никакой одежды, кроыѣ листьевъ. Со времени водвореніяанглій- «каго господства, мужчины перестали носить яередникъ изъ листвы, тогда какъ женщины, вѣрныя хранительницы обычаевъ и обрядовъ старины, до сихъ поръ продолжаютъ наряжать ся въ ітереплетенныя вѣтки; но онѣ уже непо- нимаютъ первоначальная значенія обычая, такъ какъ носятъ вѣтки поверхъ другаго платья и отбрасываютъ ихъ назадъ на манеръ шлейфа. Кора тары еще осуждены жить подъ кровомъ изъ древесныхъ вѣтвей; имъ воспре щается употреблять землю для постройки хи- жинъ. Что дѣлаетъ очень вѣроятною древность ихъ пребыванія въ странѣ — это могущество волшебства, которое имъ приписываютъ. Такъ- же, какъ курумбовъ, ихъ считаютъ посвящен ными въ тайны природы и имѣющими власть надъ духами; оттого къ нимъ всегда и обра щаются, когда нужно отвратить заклинаніемъ злой рокъ. Они ѣдятъ мясо аллигаторовъ, но чувствуютъ неодолимое отвращеніе ко всякимъ четвероногимъ жнвотнымъ и простираютъ это отвращеніе такъ далеко, что имъ очень не- пріятно видѣть даже мебель на четырехъ нож- кахъ *). Массивъ горъ Анамалахъ, который походитъ во многихъ отношеніяхъ на Ниль-Гири, тоже паселенъ многочисленными дикими или мало цивилизованными народцами. Кадеры, напоми- наюіціе тодасовъ различными обычаями, назы ваютъ себя, какъ и тѣ, «господами горъ», и сочли бы за безчестіе воздѣлывать почву, но они больше звѣроловы, чѣмъ пастухи; другія племена признаютъ за ними нѣкотораго рода превосходство, не считая, однако, себя обязан ными повиноваться имъ или платить дань. Ка деры малорослы, и шевелюра ихъ слегка кур чава; но мнѣнію нѣкоторыхъ антропологовъ, это племя, по происхожденію, близко подходитъ къ негритосамъ Малайскаго архипелага или къ туземцамъ Австраліи *). Во время вступле- нія въ бракъ молодые люди подниливаютъ и заостряютъ себѣ четыре передніе зуба — обы чай, который встрѣчается въ разныхъ странахъ свѣта, и особенно въ центральной Африкѣ. Мальсары и мадавары, жители горъ Анама лахъ, составляютъ касту земледѣльцевъ 3) Что касается паліяровъ, то, по образу жизни, они пастухи и торговцы, и находятъ себѣ въ гор ныхъ областяхъ убѣжище отъ презрѣнія и дур- наго обраіценія, которому они подвергаются въ равнинѣ со стороны высшихъ кастъ. Па- ліяры имѣютъ дикійвидъ: они носятъ огромную гриву, ниспадающую до бедеръ, и рѣдко даютъ себѣ трудъ собирать ее въ одинъ пучекъ на го- *) Walhouse, „Journal of the Anthropological Institu te",'®apr. 1875. -) Huxley; Emil Schlagintweit, „Indien in Wort und Bild“. 3) Cleghorn, „Forest and Gardens of Southern India". ловѣ, въ формѣ шиньона *)• Паліяры и мальса ры одинаково искусны въ восхожденіи на скалы и въ лазаньи на деревья; подобно «индѣй- цамъ» Новой Мексики, они взбираются на 6т- вѣсныя стѣны горъ, при помощи веревокъ съ узлами, длиною отъ 15 до 25 метровъ: ониупо- требляютъ для этой цѣли цѣпи, сплетенныя изъ тростника 2). На Малабарскомъ берегу господствующее населеніе составляетъ аристократическая, не когда воинственная, каста наировъ (найаровъ) или «властителей», подраздѣляющаясяна один надцать классовъ, которая, постепенно циви лизуясь подъ арійскимъ вліяніемъ и живя въ согласіи съ браманами, болѣе ревниво, чѣмъ другія дравидскія націи, хранила и до сихъ поръ хранитъ нѣкоторые изъ своихъ націо- нальныхъ обычаевъ. Нигдѣ, кромѣ развѣ у ассамскихъ гарроновъ, не сохранились такъ хорошо древнія формы матріархата (материн ства или женскаго главенства), мурру - мука- таюмъ; до половины прошлаго столѣтія Тра- ванкорское государство управлялось принцес сами, при чемъ престолъ переходилъ отъ мате ри къ дочери. Первый бракъ, церемонія, уста новленная нѣкогда по внушенію брамановъ, заключается согласно индусскимъ обрядно- стямъ; супругъ вручаетъ супругѣ символиче скую ленту тали; но этотъ союзъ есть лишь оффиціальный, и вскорѣ мужъ отсылается, воз награжденный за оказанное имъ одолженіе какимъ-нибудь подаркомъ, который ему дѣлаетъ семейство жены. Молодая женщина, повѣнчан- ная только для формы, снова получаетъ свобо ду; ей достаточно носить на шеѣ своей тали, чтобы была соблюдена требуемая закономъ формальность Съ этихъ поръ она можетъ ио своей волѣ выбрать в сякая, кто ей понра вится, но общественное мнѣніе не простило бы ей сожительства съ мужемъ; всего благосклон- нѣе смотрятъ на союзы, заключаемые съ бра манами, такъ какъ они облагораживаютъ по роду. Впрочемъ, избранный любовникъ не пользуется никакими правами въ домѣ; автори тета, по-прежнему, принадлежитъ женѣ; она командуетъ даже надъ своими братьями. Въ каждомъ семействѣ власть представлена ма терью и старшею дочерью; дяди по матери и братья только исполняютъ волю гинекея. Отпы, ва которыхъ всегда смотрятъ какъ на чужихъ, приняты въ среду семейства, но не составля ютъ его нолноправныхъ членовъ. Дѣти гораздо болѣе привязаны къ своему дядѣ по матери, чѣмъ къ родному отцу, хотя бы даже они были имъ воспитаны, чего обыкновенно не бываетъ; дядя «кормитъ ихъ», оставляешь имъ въ на- слѣдство свое движимое имущество, и, взамѣнъ того, племянники должны отдавать ему всю f) Doug'as Hamilton. „Reports on the Annamullay Mountains", Graul, „Reise nach Ostindien". 2) Cleghorn, цггпрошшное сочипепіе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz