Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

заннымъ ва шеѣ звонкомъ, драгоцѣннымъ пред- метомъ, которому приписываютъ небесное про- исхожденіе. Очистившись для утреннихъ тру- довъ, жрецъ кланяется передъ чтимымъ живот- нымъ и благословляетъ стадо своимъ бѣлымъ иосохомъ. Всѣ обрядности этого народца имѣютъ тотъ же пастушескій характеръ. Послѣ смерти тодаса, заставляютъ дефилировать передъ его трупомъ весь деревенскій скотъ, какъ бы для того, чтобы показать ему въ послѣдній разъ животныхъ, составлявшихъ радость его жизни; затѣмъ убиваютъ одну или двухъ коровъ, чтобы дать усопшему самую пріятную компанію въ великомъ странствіи на тотъ свѣтъ. Одна ска­ ла Голубыхъ горъ, Макарти, которая высится крутыми, почти отвѣсными стѣнами надъ за­ падною равниной и на вершинѣ которой оби- таетъ отшельникъ, «стражъ дверей на небо», почитается какъ точка соприкосновенія между здѣшнимъ и загробньтмъ міромъ; это мысъ, от­ куда улетаютъ души при закатѣ дневнаго свѣ- тила, чтобы переселиться на облачные острова, плавающіе въ небесной лазури. Очень религіоз- ные,тодасы шлютъ благоговѣйное лривѣтствіе тому далекому міру, гдѣ живутъ ихъ предки; они поклоняются также солнцу и лунѣ, читая молитву, просящую о ниспосланіи милости ихъ семьямъ и стадамъ 1). Еще не такъ давно у то- дасовъ практиковался обычай дѣтоубійства, и нравы поліандріи (многомужія), существовавшее у нихъ, какъ и у многихъ другихъ торскихъ пле­ менъ, можетъ быть, и теперь еще не совсѣмъ исчезли; по крайней мЬрѣ, число мужчинъ на цѣлую четверть превышаетъ число женщинъ. Другіе народцы, живущіе въ горахъ Ниль- Гири, тоже принадлежать къ дравидской грулпѣ, по крайней мѣрѣ по языку. Бадагары, или «жители сѣвера», которыхъ англичане обык­ новенно называютъ боргерами, суть иммигран­ ты, переселившіеся изъ Майсура въ шестнад- цатомъ столѣтіи, вслѣдствіе преслѣдованій и голодовокъ. Исчисляемые въ количествѣ около 20.000 душъ (по переписи 1871 года), эти гор­ цы являются, послѣ европейцевъ, главными владѣтелями «Голубыхъ горъ», хотя они пла­ тятъ маленькую дань тодасамъ, въ видѣ воз- награжденія за право поселенія на ихъ землѣ. Земледѣльцы по роду занятій, сиваиты по вѣро- исповѣданію, раздѣленные на множество кастъ, бадагары ничѣмъ не отличаются отъ цпвили- зованныхъ населеній равнины и соблюдаютъ тѣ же обычаи и церемоніи. Котахи, или гоха- тары, т. е. «убиватели коровъ», тоже платятъ дань тодасамъ, признаваемымъ первоначаль­ ными собственниками почвы: это горные ре­ месленники и промышленники, музыканты и плясуны, увеселяющіе своимъ искусствомъ празднества другихъ племенъ, но всѣми пре*) Metz, „The Tribes inhabiting the Neilgherry Hills"; Marshall, „А Phrenologist among the Todas“; Ele Reclu, „Les Monticules des Nilgherries“. 515 ГЛАВА II.— зираемые за ихъ нечистоплотность и крайнюю неразборчивость на счетъ пищи. Курумбы, т." е. «дурные люди» или «добровольцы», еще въ болыпемъ презрѣніи у своихъ. сосѣдей, хотя бадагары выбираютъ себѣ между ними чаро- дѣевъ, безъ сомнѣнія, потому, что эти жители лѣсовъ лучше посвящены въ тайны природы; по словамъ Вальгоуза '), они составляли въ пятнадцатомъ столѣтіи могущественную кон- федерацію; это бѣглецы, утратившіе свою ста • рую цивилизацию. Что касается ирула (эрили- гару), или «людей мрака», которые живутъ въ области терая, у основанія Ниль-Гири, то на нихъ смотрятъ скорѣе какъ на нечистыхъ ско- товъ, чѣмъ какъ на людей; по разсказамъ ихъ сосѣдей, они, будто бы, живутъ въ однихъ ло- говищахъ съ тиграми, и матери даже довѣ- ряютъ своихъ дѣтей этимъ дикимъ звѣрямъ 2). Гохатары, корумбы, ирулы, общее число кото­ рыхъ около 3.000 душъ, всѣ говорятъ, также какъ и племя солига, живущее на восточныхъ холмахъ, дравидскими діалектами цивилизо- ванныхъ населѳній, съ которыми они находятся въ соприкосновеніи, но въ нихъ видятъ, спра­ ведливо или нѣтъ, представителей аборигеновъ, которые воздвигли мегалиты, или «домаПан- дуидовъ», разсѣянные во множествѣ на мас- сивѣ Ниль-Гири и въ горахъ Курга и Май­ сура. Какъ бы то ни было, эти памятники, за- ключаюіціе въ себѣ угли, обугленныя кости, даже оружіе, сосуды, украшенія, приписы­ ваются дравидійцами предшествовавшей расѣ, истребленной ихъ предками; въ этихъ же пер- вобытныхъ жителяхъ края они видятъ строи­ телей оборонительныхъ стѣнъ, или каддинегъ, которыя пересѣкаютъ страну во всѣхъ напра- вленіяхъ. Это валы вышиной отъ 5 до 6 ме­ тровъ и всегда сопровождаемые рвомъ въ 3 ме­ тра ширины и глубины; во многихъ мѣстахъ стѣна двойная, тройная или даже четверная, и болынія деревья, растущія въ безпорядкѣ на откосахъ, придаютъ всѣмъ этимъ возвыше- ніямъ и ітониженіямъ почвы необыкновенно живописный видъ. Въ одномъ только Кургѣ опредѣляютъ въ 180 километровъ длину этихъ странныхъ оплотовъ, воздвигнутыхъ народомъ, самое ныя котораго давно исчезло изъ памяти людей 3). Внѣ области горъ, нѣкоторыя племена, пр<>- зираемыя своими сосѣдями, какъ презираются «люди мрака» тодасами и бадагарами, похо­ дятъ на ируловъ нравами, такъ что, слѣдова- тельно, и ихъ можно было бы съ такимъ же правомъ считать потомками первобытныхъ оби­ тателей страны. Одно изъ этихъ племенъ, ко- рагары, составлявшие послѣднюю касту рабовъ въ Мангалорскомъ округѣ, прежде были подчп- 1 ) „Journal of the Anthropological Institute11, apiil 1875. a) Rowney, „Wild Tribes of India11. 3) „Ausland11, 1873, 22. ИНДУСТАНЪ. . 516

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz