Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

одной и той же этнологической области посте- маніе обращали на себя, со времени «открытія» пенно отодвинулись къ двумъ оконечностямъ Голубыхъ горъ (Ниль-Гири), тодасы или ту- контннента. дасы, маленькій народецъ канарскаго нарѣчія, Однако, изъ сходства языковъ нельзя еще численность котораго не достигала, въ 1871 го- заключить о племенномъ родствѣ всѣхъ драви- ду, даже 700 душъ, но который могъ, благо- дійцевъ съ населеніями сѣвера Азіи. Правда, даря своему уединенно въ горахъ, сохранить такъ называемый «монгольскій» типъ встрѣ- свои оригинальные нравы въ первоначальной чается у многихъ народцевъ нейтральной и чистотѣ. Ихъ архаическая цивилизація, зане- Южной Индіи, но между ними есть также та- сенная съ восточныхъ равнинъ Канары, какъ кіе, черты которыхъ мало разнятся отъ типи- гласитъ преданіе, восемь вѣковъ тому назадъ, ческихъ чертъ иегровъ, австралійцевъ, малай- была не единственная причина того особен- девъ, семитовъ, егинтявъ 1). Весьма вѣроятно, наго усердія, съ которымъ принялись изучать что населенія различнаго происхожденія слѣ- этихъ горцевъ. Нѣкоторые энтузіасты изъ уче- довали одно за другимъ въ южной Индіи, какъ ныхъ и въ особенности досужіе туристы, посѣ- слои аллювіальной формаціи. отлагающейся іцавшіе Голубыя горы, хотѣли видѣть въ то­ н а морскомъ берегу 2); но въ настоящее время дасахъ нашихъ единонлеменниковъ,индо-евро- невозможно отыскать первоначальные элемен- пейцевъ, кельтовъ или пеласговъ; говорили о ты во всемъ этомъ смѣшеніи расъ; профессіи, ихъ красивомъ профилѣ, напоминающемъ, буд- климаты, образъ жизни и особенно наслѣд- то бы, греческій или римскій '); но нужно за- ственное вліяніе кастъ, даже когда первою мѣтить, что чертами лица они нисколько не причиной ихъ возникновенія было лишь раз- отличаются отъ милліоновъ другихъ дравидіі- личіе ремеслъ, порождаютъ главные контра- цевъ, и цвѣтъ кожи у нихъ гораздо темнѣе, чѣмъ сты между различными этническими элемен- у большинства жителей Малабара. Впрочемъ, тами. Цвѣтъ кожи, который измѣняется отъ они рослы (по изслѣдованіямъ Маршаля, сред- чернаго до блѣдно-желтаго и пепельно-сѣраго, ній ростъ мужчинъ J .727, а женщинъ 1.529 не составляетъ расоваго признака, ибо онъ метровъ) и хорошо сложены, хотя не обладаютъ значительно разнится въ одномъ и томъ же се- такою атлетическою силой, какую имъ припи- мействѣ, смотря по индивидуальнымъ заня- сывали первые путешественники 2). Нрава они тіямъ его членовъ; замѣчено вообще, что ко- кроткаго, привѣтливаго, миролюбиваго, не очень жа имѣетъ болѣе или менѣе темную окраску трудолюбивы, безъ честолюбія, но мужествен- пропорціонально сухости климата; дравидійцы ны и держатъ себя съ замѣчательнымъ досто- Малабара, живущіе почти всегда въ тѣни боль- инствомъ: когда они проходятъ мимо, драпи- шихъ деревьевъ, въ странѣ, часто орошаемой рованные въ свою тогу, такъ и кажется, что обильными дождями, имѣютъ цвѣтъ лица го- видишь передъ собою сенаторовъ античнаго раздо болѣе свѣтлый чѣмъ ихъ единоплемен- Рима. Имя тода, которое они съ гордостью ники на Коромандельскомъ берегу, обитающіе даютъ своему племени, значить «люди», но въ равнинахъ менѣе лѣсистыхъ, подъ небомъ сосѣдями ихъ оно понимается въ смыслѣ «па- меяѣе дождливымъ. Въ одномъ и томъ же пле- стуховъ», и действительно, родъ занятій ихъ мени, какъ, напримѣръ, въ племени шанаровъ, существенно пастушески! Они не охотятся и которые почти всѣ плантаторы пальмъ, жители не имѣютъ другаго оружія, кромѣ желѣзнаго Малабара имѣютъ цвѣтъ лица брамановъ, топора, употребляемаго ими для рубки лѣса; тогда какъ обитатели Короманделя почти такъ земли они не пашутъ; почва и е я естественный же черны, какъ негры. Въ цѣломъ, главная произведенія принадлежать всѣмъ; понятіе о масса дравидскаіо населенія, по типу, нисколь- собственности у нихъ существуете только въ ко н е отличается отъ арійцевъ, а между тѣмъ, отношеніи хижинъ, движимаго имущества, невозможно приписать иммиграціи обратителей, скота. Народъ пастушескій, тодасы не знаютъ пришедшихъ съ сѣвера, численную важность, другаго труда, почти не имѣютъ другой религіи, достаточную для того, чтобы они могли сооб- кромѣ ухода за своими стадами; молоко, ихъ щить типическія черты своей расы сорока мил- главная пища, составляетъ какъ бы предмета ліонамъ людей. Когда въ тамильской или те- культа. Главные доилыцики, избираемые изъ лугской области входишь въ судъ, засѣдающій класса пейковъ, или «сыновъ божіихъ»—насто- подъ предсѣдательствомъ англійскаго предста- яіціе жрецы, давшіе обѣтъ цѣломудрія; они вителя магистратуры, невольно поражаешься носятъ особенную одежду, живутъ отдѣльно, и сходствомъ головъ; разница только та, чтодра- одни только, вмѣстѣ съ кандидатами, пригото- видская физіономія выражаетъ больше крото- вляющимися въ духовному званію, имѣютъ пра сти и хитрости, а европейская больше силы и во собирать молоко и дѣлать изъ него масло, гордости 3). Впереди стада всегда идетъ священная корова, Изъ всѣхъ дравидійцевъ наибольшее вни- славная своею генеалогіей, побрякивая привя- *) Logan, „Journal of the Eastern Archipelago11. *) Campbell, „Ethnology of India“. 2) De Quatrefages, „Journal des Savants11, dec. 1873. 2J Leschenauit; Hamilton; Young; flarkness; Carl Rit- 3) Caldwell, „Grammar of the Dravidian Languages11. ter, „Asien11. 513 . ю ж н а я индія. 514 Географія Реклю, т. VIII. 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz