Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
параллельно берегу, съ сѣвера къ югу, вытя- гиваетъ въ одномъ и томъ же направленіи. Уровень приморскихъ лагунъ измѣняется съ временами года, и нѣкоторыя изъ нихъ поперемѣнно наполняются при наводненіяхъ и снова опоражниваются въ неріодъ засухи. Въ иныхъ мѣстахъ лагуны совершенно отдѣ- лены отъ моря при помощи искусственной зем ляной насыни, и дно ихъ распахано и засѣяно рисомъ; но когда наступаютъ дожди муссона, этимъ озернымъ рисовымъ полямъ грозитъ опасность быть затопленными; тогда все мѣст- ное земледѣльческое населеніе принимается за работу, чтобы укрѣплять плотины и вычер пывать, при помощи норій, воду изъ напол няющихся каналовъ. Иногда, однако, всѣ эти работы оказываются безполезными: напоръ моря или береговыхъ потоковъ прорываетъ оградительныя плотины, и эти маленыгіе «поль деры» Малабара снова дѣлаются достояніемъ водной етихіи. Вдоль всего приморья одна ли- нія береговыхъ озеръ или прудовъ заботливо поддерживается, какъ судоходный путь; почти вся торговля Кочина и Траванкора произво дится не моремъ, а подъ защитою отъ его бурныхъ волнъ, по этой мирной дорогѣ лагунъ. Далю во время большой засухи суда совершаютъ правильные рейсы между городами Кранганоръ, Кочинъ и Алеппи, на протяже- ніи 166 километровъ; обыкновенно ate линія судоходства продолаіается гораздо далѣе, съ одной стороны къ Мангалору, съ другой— къ Тривандраму; у Квилона, гдѣ скалистый мысъ прерываетъ цѣнь лагунъ, недавно прорыли каналъ, чтобы избавить суда отъ обхода во кругъ этого мыса. Сухопутным дороги почти безнолезны; за нѣсколько мелкихъ монетъ, ту земные путешественники перевозятся за две сти и триста верстъ, вмѣстѣ съ ихъ багажемъ и товарами. Закругляясь къ востоку красивою дугою, Малабарскій берегъ вдругъ оканчивается мы- сомъ Камари или Канджамуръ, который из- вѣстенъ европейцамъ болѣе подъ именемъ мыса Коморинъ; за этимъ мысомъ, первая бух та, затѣмъ вторая, болѣе глубоко вдающаяся въ материкъ, обозначаютъ начало Короман- дельскаго берега, вѣроятно, иолучившаго это названіе отъ древней дравидійской династіи, царствовавшей въ Чора. Горы въ собствен- номъ смыслѣ не продолзкаются, какъ одинъ сплошной хребетъ, до самаго мыса. Въ 36 ки лометрахъ отъ Камари или Коморина главная цѣиь оканчивается пикомъ Мундра-Гири, от куда горный хребетъ постепенно понижается, образуя рядъ террасъ. Далѣе, послѣднія воз- вышенія холмовъ исчезаютъ подъ моремъ лѣ- совъ; только болыпіе гранитные камни, раз- сѣянные по почвѣ, обнаруживаютъ внутрен- ній остовъ. Меащу послѣдними холмами и мы сомъ, древняя каменная стѣна, мѣстами ире- 501 ЮЖНАЯ рываемая скалами и джунглями, иродолжаетъ естественный валъ Кардамоновыхъ горъ и загразкдаетъ ихъ южную брешь, черезъ кото рую должна въ скоромъ времени пройти зке- лѣзная дорога. Но, несмотря на этотъ искус ственный барьеръ, измѣненіе физическихъ условій проявляется, отъ одного берега до другаго, нечувствительными переходами. Не встрѣчая никакой преграды, юго-западный муссонъ дуетъ свободно на полуденныя рав нины Коромандельскаго берега и проливаетъ на него количество доасдей, достаточное для образованія и питанія постоянной рѣки, назы ваемой Тамрапарни *); съ другой стороны, сѣверо-восточный муссонъ задѣваетъ, на за- падѣ отъ мыса Коморинъ, южную часть Тра- ванкорской земли; отъ этого происходить смѣ- шеніе климатовъ и соотвѣтственныхъ флоръ. Въ этой области разнообразіе растительныхъ видовъ чрезвычайно велико; впродолженіи ко- роткаго путешествія батаникъ Лешено-де-ла- Туръ собралъ болѣе 40 полезныхъ растеній, которыя онъ затѣмъ съ успѣхомъ ввелъ на островѣ Соединенія. Даже но виду мѣстности и географическимъ чертамъ прибреасья, оба склона представляютъ большое сходство; съ той и другой стороны мыса Коморинъ водныя площади, разсѣянныя въ приморскихъ равни нахъ, являются уже не въ нидѣ удлиненныхъ лагунъ, отдѣленныхъ отъ моря поясомъ бере говъ, но въ видѣ прудовъ неправильной фор мы, удерживаемыхъ запрудами и служащихъ для орошепія рисовыхъ полей. Однако, часть Мадурскаго приморья, такъ называемый «Ры боловный берегъ», представляетъ собой на стоящую пустыню, покрытую подвижными дю нами: вывѣтривающійся пѳсчаникъ поверхно сти обращается въ иесокъ, который перено сится вѣтромъ по равнина мъ и которымъ узке засыпаны многія селеиія. Среди этихъ песковъ растутъ вѣѳрныя пальмы, доставляющая тыся- чамъ людей дерево для постройки хижииъ, плоды и сокъ для пищи и приготовленія наль- моваго вина. Во всей Индіи нѣтъ области, гдѣ эти при брежные пруды были быболѣе многочисленны, чѣмъвъ мѣстностяхъ, наклоненных’!, къ Коро мандельскому берегу; въ Мадурѣ ихъ насчиты- ваютъ 5.700, а въ Майсурѣ слишкомъ 37.000. Въ нѣкоторыхъ мѣстахъ поверхность, занятая резервуарами, равняется площади орошаемыхъ земель; путешественникъ заблудился бы тамъ, какъ въ лабиринтѣ, если бы дороги не заим ствовали у прудовъ ихъ нлотинъ, задерживаю- щихъ вбды бассейна. Въ окрестностяхъ Мадраса самое большое искусственное озеро, Чумбрумъ- Банкумъ.удерзкивается запрудой, имѣющей 6 ки лометровъ въ длину; другое подобное же озеро, индія. 5 0 2 *) Clements Markham, „The Geographical Magazine11, dec. 1874.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz