Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

параллельно берегу, съ сѣвера къ югу, вытя- гиваетъ въ одномъ и томъ же направленіи. Уровень приморскихъ лагунъ измѣняется съ временами года, и нѣкоторыя изъ нихъ поперемѣнно наполняются при наводненіяхъ и снова опоражниваются въ неріодъ засухи. Въ иныхъ мѣстахъ лагуны совершенно отдѣ- лены отъ моря при помощи искусственной зем­ ляной насыни, и дно ихъ распахано и засѣяно рисомъ; но когда наступаютъ дожди муссона, этимъ озернымъ рисовымъ полямъ грозитъ опасность быть затопленными; тогда все мѣст- ное земледѣльческое населеніе принимается за работу, чтобы укрѣплять плотины и вычер­ пывать, при помощи норій, воду изъ напол­ няющихся каналовъ. Иногда, однако, всѣ эти работы оказываются безполезными: напоръ моря или береговыхъ потоковъ прорываетъ оградительныя плотины, и эти маленыгіе «поль­ деры» Малабара снова дѣлаются достояніемъ водной етихіи. Вдоль всего приморья одна ли- нія береговыхъ озеръ или прудовъ заботливо поддерживается, какъ судоходный путь; почти вся торговля Кочина и Траванкора произво­ дится не моремъ, а подъ защитою отъ его бурныхъ волнъ, по этой мирной дорогѣ лагунъ. Далю во время большой засухи суда совершаютъ правильные рейсы между городами Кранганоръ, Кочинъ и Алеппи, на протяже- ніи 166 километровъ; обыкновенно ate линія судоходства продолаіается гораздо далѣе, съ одной стороны къ Мангалору, съ другой— къ Тривандраму; у Квилона, гдѣ скалистый мысъ прерываетъ цѣнь лагунъ, недавно прорыли каналъ, чтобы избавить суда отъ обхода во­ кругъ этого мыса. Сухопутным дороги почти безнолезны; за нѣсколько мелкихъ монетъ, ту­ земные путешественники перевозятся за две­ сти и триста верстъ, вмѣстѣ съ ихъ багажемъ и товарами. Закругляясь къ востоку красивою дугою, Малабарскій берегъ вдругъ оканчивается мы- сомъ Камари или Канджамуръ, который из- вѣстенъ европейцамъ болѣе подъ именемъ мыса Коморинъ; за этимъ мысомъ, первая бух­ та, затѣмъ вторая, болѣе глубоко вдающаяся въ материкъ, обозначаютъ начало Короман- дельскаго берега, вѣроятно, иолучившаго это названіе отъ древней дравидійской династіи, царствовавшей въ Чора. Горы въ собствен- номъ смыслѣ не продолзкаются, какъ одинъ сплошной хребетъ, до самаго мыса. Въ 36 ки­ лометрахъ отъ Камари или Коморина главная цѣиь оканчивается пикомъ Мундра-Гири, от­ куда горный хребетъ постепенно понижается, образуя рядъ террасъ. Далѣе, послѣднія воз- вышенія холмовъ исчезаютъ подъ моремъ лѣ- совъ; только болыпіе гранитные камни, раз- сѣянные по почвѣ, обнаруживаютъ внутрен- ній остовъ. Меащу послѣдними холмами и мы­ сомъ, древняя каменная стѣна, мѣстами ире- 501 ЮЖНАЯ рываемая скалами и джунглями, иродолжаетъ естественный валъ Кардамоновыхъ горъ и загразкдаетъ ихъ южную брешь, черезъ кото­ рую должна въ скоромъ времени пройти зке- лѣзная дорога. Но, несмотря на этотъ искус­ ственный барьеръ, измѣненіе физическихъ условій проявляется, отъ одного берега до другаго, нечувствительными переходами. Не встрѣчая никакой преграды, юго-западный муссонъ дуетъ свободно на полуденныя рав­ нины Коромандельскаго берега и проливаетъ на него количество доасдей, достаточное для образованія и питанія постоянной рѣки, назы­ ваемой Тамрапарни *); съ другой стороны, сѣверо-восточный муссонъ задѣваетъ, на за- падѣ отъ мыса Коморинъ, южную часть Тра- ванкорской земли; отъ этого происходить смѣ- шеніе климатовъ и соотвѣтственныхъ флоръ. Въ этой области разнообразіе растительныхъ видовъ чрезвычайно велико; впродолженіи ко- роткаго путешествія батаникъ Лешено-де-ла- Туръ собралъ болѣе 40 полезныхъ растеній, которыя онъ затѣмъ съ успѣхомъ ввелъ на островѣ Соединенія. Даже но виду мѣстности и географическимъ чертамъ прибреасья, оба склона представляютъ большое сходство; съ той и другой стороны мыса Коморинъ водныя площади, разсѣянныя въ приморскихъ равни­ нахъ, являются уже не въ нидѣ удлиненныхъ лагунъ, отдѣленныхъ отъ моря поясомъ бере­ говъ, но въ видѣ прудовъ неправильной фор­ мы, удерживаемыхъ запрудами и служащихъ для орошепія рисовыхъ полей. Однако, часть Мадурскаго приморья, такъ называемый «Ры­ боловный берегъ», представляетъ собой на­ стоящую пустыню, покрытую подвижными дю­ нами: вывѣтривающійся пѳсчаникъ поверхно­ сти обращается въ иесокъ, который перено­ сится вѣтромъ по равнина мъ и которымъ узке засыпаны многія селеиія. Среди этихъ песковъ растутъ вѣѳрныя пальмы, доставляющая тыся- чамъ людей дерево для постройки хижииъ, плоды и сокъ для пищи и приготовленія наль- моваго вина. Во всей Индіи нѣтъ области, гдѣ эти при­ брежные пруды были быболѣе многочисленны, чѣмъвъ мѣстностяхъ, наклоненных’!, къ Коро­ мандельскому берегу; въ Мадурѣ ихъ насчиты- ваютъ 5.700, а въ Майсурѣ слишкомъ 37.000. Въ нѣкоторыхъ мѣстахъ поверхность, занятая резервуарами, равняется площади орошаемыхъ земель; путешественникъ заблудился бы тамъ, какъ въ лабиринтѣ, если бы дороги не заим­ ствовали у прудовъ ихъ нлотинъ, задерживаю- щихъ вбды бассейна. Въ окрестностяхъ Мадраса самое большое искусственное озеро, Чумбрумъ- Банкумъ.удерзкивается запрудой, имѣющей 6 ки­ лометровъ въ длину; другое подобное же озеро, индія. 5 0 2 *) Clements Markham, „The Geographical Magazine11, dec. 1874.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz