Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

пасный водоемъ и въ особенности мавзолей супруги Ауренгзеба, украшенія котораго, сдѣ- ланныя изъ мрамора, отличаются удивитель- нымъ изяществомъ и тонкостью работы. Въ трехъ километрахъ къ сѣверо-востоку, въ цен­ тре полукруга холмовъ, имѣющихъ около 150 метровъ высоты, открываются пять буддійскихъ гротовъ, которыхъ изваянія, барельефы, ко­ лонны представляли бы неоцѣнимый кладъ для археологовъ, если бы въ сосѣдствѣ не нахо­ дились другія подземныя святилища, гораздо болѣе богатыя памятниками античнаго искус­ ства. Даулатабадъ, въ 13 километрахъ къ сѣ- веро-западу, расположенъ у подошвы горы, на которой, господствуя надъ городомъ, вы­ сится цитадель грознаго вида; эта крѣпость въ 1338 году поднялась на степень столицы од­ ного магометанскаго царства, иМогамедъ-шахъ- Туглакъ пытался даже, хотя и безуспѣшно, перевести туда населеніе Дели. На дорогѣ въ Эллору находится могила императора Ауренг­ зеба, простой мраморный памятникъ. Подземные храмы Эллоры (Эллуру. Веруль), изсѣченные назападномъфасѣ туфоваго плоско­ горья, которое оканчивается круто обрываю­ щимся утесомъ, тамъ и сямъ перерѣзаннымъ оврагами и рытвинами и обставленнымъ съ бо- ковъ откосами обваловъ, слѣдуютъ одинъ за другимъ съ сѣвера на югъ на протяженіи около 3.600 метровъ. Чтобы исполнить подобный со- оруженія, нужно было собирать цѣлыя арміи работниковъ, не менѣе многочисленный, чѣмъ тѣ, которыя построили египетскія пирамиды. Рядъ этихъ пещерныхъ пагодъ такъ обширенъ, что для полнаго осмотра его потребовалось бы нѣсколько дней; въ 1877 году, въ нѣкоторыхъ храмахъ нашли берлоги кабиновъ, иантеръ *). Большинство посѣтителей ограничивается об- іцимъ обзоромъ фасадовъ изсѣченной скалы и заходитъ внутрь только въ наиболѣе просла­ вленные гроты. Южныя пещеры, самыя древ- нія, были вырыты буддистами. Въ центрѣ рас­ положены подземныя капища брамановъ, за- тѣмъ идутъ, на сѣверѣ, святилища джайновъ, болѣе новаго происхожденія; такимъ образомъ, отъ тридцати до сорока болыиихъ пещерныхъ храмовъ слѣдуютъ непрерывнымъ рядомъ одинъ за другимъ, ие считая искусственныхъ гротовъ мзньшихъ размѣровъ. Всего бѣднѣе украше­ ниями пещерныя кумирни буддистовъ, кото­ рымъ ихъ религія внушала отреченіе отъміра. Напротивъ, браманы хотѣли придать своимъ подземнымъ галлереямъ блескъ пагодъ, по- строенныхъ въ городахъ, на господствующихъ позиціяхъ. Одинъ изъ ихъ памятниковъ, храмъ Кайласъ, далеко превосходитъ всѣ эллорскія святилища красотой иропорцій, оригинально­ стью и единствомъ стиля, богатствомъ скульп- турныхъ украшеній. Это архитектурное чудо 4 7 3 БАССЕЙНЫ Р'ЬКЪ ГОДАВЕ ') East wick, „Handbook for Madras". не простой кораблеобразный храмъ. изучен ­ ный въ скалѣ; окружавшій его камень былъ обрѣзанъ снаружи до открытая воздуха, такъ что зданіе совершенно выдѣлилось, оставаясь все-таки заключеннымъ какъ бы въ колодцѣ, образуемомъ вертикальными стѣнами. Кай- ласъ —дравидійскій храмъ, находяіційся наида- лѣе на сѣверѣ изъ всѣхъ религіозныхъ памят­ никовъ Индіи. Этотъ громадный монолитъ. имѣющій 75 метровъ въ длину, 45 въ ширину и 30 въ высоту, поддерживается рядами колос- сальныхъ фигуръ слоновъ, львовъ и символи- ческихъ животныхъ, сгрунпированныхъ въ разнообразныхъ положеніяхъ. Всѣ колонны обширной залы изваяны различными манерами; боковыя преддверія украшены узорчатыми рѣзными балконами, а надъ главнымъ порта- ломъ возвышаются павильоны; богъ Сива, въ своей троичной формѣ (тримурти), царитъ въ храмѣ, но Вишну и другіе браманскіе боги то­ же представлены въ лицахъ; цѣлый міръ фи­ гуръ волнуется на стѣнахъ святилища. На сводахъ видны еще кое-какіе остатки фре- сокъ '). Горы Аджанта, или Индгіадри, ограничп- вающія на сѣверѣ Деканское плоскогорье, отдѣляя его отъ долины рѣки Тапти. заклю- чаютъ въ себѣ другіе священные гроты, почти столь же знаменитые, какъ и подземные храмы Эллоры, но гораздо рѣже посѣіцаемые, по при- чииѣ ихъ отдаленности отъ болыпихъ горо­ довъ, а также и по причинѣ серьезной опасно­ сти, которой подвергаются посетители со сто­ роны роевъ дикихъ пчелъ, гнѣздящихся въ углубленіяхъ скалы. Подземныя галлереи, вы- рытйя въ транпѣ, открываются иа вогнутой стороиѣ почти вертикальной стѣвы, у подошвы которой течетъ ручей Вагара; насупротивъ, высятся другія кручи: мы находимся въ овра- гѣ, оканчивающемся выступомъ скалъ, съ вы­ соты котораго рѣка спускается рядомъ каска- довъ, изъ которыхъ нослѣдиій, седьмой, имѣетъ 30 метровъ паденія. Большинство священнтлхъ гротовъ были вихара, или монастыри, имѣвшіѳ изваянія только у входныхъ дверей и оконъ и содержавшіе во внутренности храма одну толь­ ко статую Будды, поставленную на алтарѣ; кельи—это простая ниши, изсѣченныя въ ска- лѣ вокругъ залы. Храмы, или шайтіа, болѣе богаты украшеніями; но что придаетъ величай- шій интересъ и особенную цѣну религіознымъ иамятйикамъ Аджаитскихъ горъ. такъ это про- изведенія живописи, остатки которыхъ еще видны на стѣнахъ и сводахъ святилиіцъ; при­ надлежа къ различнымъ эпохамъ, отъ втораго столѣтія с т а р а я лЬтосчисленія (т. е. до P. X.) до седьмаго вѣка новой, христіанской эры, фрески эти свидѣтельствуютъ о нѣкоторыхъ PH И КИСТНА, ДЕКАНЪ. 4 7 4 ') Fergussou and Burgess, „Cave Temples in Western India".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz