Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
пасный водоемъ и въ особенности мавзолей супруги Ауренгзеба, украшенія котораго, сдѣ- ланныя изъ мрамора, отличаются удивитель- нымъ изяществомъ и тонкостью работы. Въ трехъ километрахъ къ сѣверо-востоку, въ цен тре полукруга холмовъ, имѣющихъ около 150 метровъ высоты, открываются пять буддійскихъ гротовъ, которыхъ изваянія, барельефы, ко лонны представляли бы неоцѣнимый кладъ для археологовъ, если бы въ сосѣдствѣ не нахо дились другія подземныя святилища, гораздо болѣе богатыя памятниками античнаго искус ства. Даулатабадъ, въ 13 километрахъ къ сѣ- веро-западу, расположенъ у подошвы горы, на которой, господствуя надъ городомъ, вы сится цитадель грознаго вида; эта крѣпость въ 1338 году поднялась на степень столицы од ного магометанскаго царства, иМогамедъ-шахъ- Туглакъ пытался даже, хотя и безуспѣшно, перевести туда населеніе Дели. На дорогѣ въ Эллору находится могила императора Ауренг зеба, простой мраморный памятникъ. Подземные храмы Эллоры (Эллуру. Веруль), изсѣченные назападномъфасѣ туфоваго плоско горья, которое оканчивается круто обрываю щимся утесомъ, тамъ и сямъ перерѣзаннымъ оврагами и рытвинами и обставленнымъ съ бо- ковъ откосами обваловъ, слѣдуютъ одинъ за другимъ съ сѣвера на югъ на протяженіи около 3.600 метровъ. Чтобы исполнить подобный со- оруженія, нужно было собирать цѣлыя арміи работниковъ, не менѣе многочисленный, чѣмъ тѣ, которыя построили египетскія пирамиды. Рядъ этихъ пещерныхъ пагодъ такъ обширенъ, что для полнаго осмотра его потребовалось бы нѣсколько дней; въ 1877 году, въ нѣкоторыхъ храмахъ нашли берлоги кабиновъ, иантеръ *). Большинство посѣтителей ограничивается об- іцимъ обзоромъ фасадовъ изсѣченной скалы и заходитъ внутрь только въ наиболѣе просла вленные гроты. Южныя пещеры, самыя древ- нія, были вырыты буддистами. Въ центрѣ рас положены подземныя капища брамановъ, за- тѣмъ идутъ, на сѣверѣ, святилища джайновъ, болѣе новаго происхожденія; такимъ образомъ, отъ тридцати до сорока болыиихъ пещерныхъ храмовъ слѣдуютъ непрерывнымъ рядомъ одинъ за другимъ, ие считая искусственныхъ гротовъ мзньшихъ размѣровъ. Всего бѣднѣе украше ниями пещерныя кумирни буддистовъ, кото рымъ ихъ религія внушала отреченіе отъміра. Напротивъ, браманы хотѣли придать своимъ подземнымъ галлереямъ блескъ пагодъ, по- строенныхъ въ городахъ, на господствующихъ позиціяхъ. Одинъ изъ ихъ памятниковъ, храмъ Кайласъ, далеко превосходитъ всѣ эллорскія святилища красотой иропорцій, оригинально стью и единствомъ стиля, богатствомъ скульп- турныхъ украшеній. Это архитектурное чудо 4 7 3 БАССЕЙНЫ Р'ЬКЪ ГОДАВЕ ') East wick, „Handbook for Madras". не простой кораблеобразный храмъ. изучен ный въ скалѣ; окружавшій его камень былъ обрѣзанъ снаружи до открытая воздуха, такъ что зданіе совершенно выдѣлилось, оставаясь все-таки заключеннымъ какъ бы въ колодцѣ, образуемомъ вертикальными стѣнами. Кай- ласъ —дравидійскій храмъ, находяіційся наида- лѣе на сѣверѣ изъ всѣхъ религіозныхъ памят никовъ Индіи. Этотъ громадный монолитъ. имѣющій 75 метровъ въ длину, 45 въ ширину и 30 въ высоту, поддерживается рядами колос- сальныхъ фигуръ слоновъ, львовъ и символи- ческихъ животныхъ, сгрунпированныхъ въ разнообразныхъ положеніяхъ. Всѣ колонны обширной залы изваяны различными манерами; боковыя преддверія украшены узорчатыми рѣзными балконами, а надъ главнымъ порта- ломъ возвышаются павильоны; богъ Сива, въ своей троичной формѣ (тримурти), царитъ въ храмѣ, но Вишну и другіе браманскіе боги то же представлены въ лицахъ; цѣлый міръ фи гуръ волнуется на стѣнахъ святилища. На сводахъ видны еще кое-какіе остатки фре- сокъ '). Горы Аджанта, или Индгіадри, ограничп- вающія на сѣверѣ Деканское плоскогорье, отдѣляя его отъ долины рѣки Тапти. заклю- чаютъ въ себѣ другіе священные гроты, почти столь же знаменитые, какъ и подземные храмы Эллоры, но гораздо рѣже посѣіцаемые, по при- чииѣ ихъ отдаленности отъ болыпихъ горо довъ, а также и по причинѣ серьезной опасно сти, которой подвергаются посетители со сто роны роевъ дикихъ пчелъ, гнѣздящихся въ углубленіяхъ скалы. Подземныя галлереи, вы- рытйя въ транпѣ, открываются иа вогнутой стороиѣ почти вертикальной стѣвы, у подошвы которой течетъ ручей Вагара; насупротивъ, высятся другія кручи: мы находимся въ овра- гѣ, оканчивающемся выступомъ скалъ, съ вы соты котораго рѣка спускается рядомъ каска- довъ, изъ которыхъ нослѣдиій, седьмой, имѣетъ 30 метровъ паденія. Большинство священнтлхъ гротовъ были вихара, или монастыри, имѣвшіѳ изваянія только у входныхъ дверей и оконъ и содержавшіе во внутренности храма одну толь ко статую Будды, поставленную на алтарѣ; кельи—это простая ниши, изсѣченныя въ ска- лѣ вокругъ залы. Храмы, или шайтіа, болѣе богаты украшеніями; но что придаетъ величай- шій интересъ и особенную цѣну религіознымъ иамятйикамъ Аджаитскихъ горъ. такъ это про- изведенія живописи, остатки которыхъ еще видны на стѣнахъ и сводахъ святилиіцъ; при надлежа къ различнымъ эпохамъ, отъ втораго столѣтія с т а р а я лЬтосчисленія (т. е. до P. X.) до седьмаго вѣка новой, христіанской эры, фрески эти свидѣтельствуютъ о нѣкоторыхъ PH И КИСТНА, ДЕКАНЪ. 4 7 4 ') Fergussou and Burgess, „Cave Temples in Western India".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz