Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
4 4 7 ГЛАВА II.— ИНДУСТАНЪ. 4 4 8 тѵш по направденію съ сѣвера на югъ и соеди- ненныхъ песчаными насыпями, ограничиваю щими глинистую равнину. Прежде, морскіе приливы, пройдя внѣшніе плоскіе берега, про никали часто между базальтовыми грядами и раздѣляли ихъ на второстепенные островки; ■случалось даже, что рѣка Гоперъ, текущая на •сѣверѣ на островѣ Сальсетта, катила во время разливовъ массу воды довольно значительную, чтобы моментально наполнить проливъ своими твердыми наносами и броситься въ южную бух ту. острова. Въ наши дни, при помощи искус- ственныхь сооруженій, берега урегулированы и получили окончательную форму, которая, внрочемъ, не отличается такимъ изяществомъ очертаній, какъ естественные контуры. Земля- ныя насыпи, покрытыя домами или верфями, заняли мѣсто прежнихі. мелей, и шоссирован- иыя дамбы соединили Бомбей съ Сальсеттой, а. Сальсетту съ материкомъ; такимъ образомъ, юотровъ превратился въ полуостровъ. Исторія Бомбея начинается со времени уступки оотрова Англіи въ 1 6 6 1 году. Король португальскій Іоаннъ IY подарилъ его Карлу II, королю англійскому, какъ приданое за своею дочерью Екатериной, а Карлъ II уступилъ это территоріальное пріобрѣтеніе остъ-индской ком- паніи, подъ условіемъ уплаты номинальной ренты въ размѣрѣ 250 франковъ въ годъ. Въ видахъ скорѣйшаго заселенія острова, онъ ■былъ объявленъ мѣстомъ убѣжища, и бѣглецы тотчасъ -же стали стекаться со всѣхъ сторонъ; спустя двѣнадцать лѣтъ послѣ прибытія англи- чанъ, Бомбей, говорятъ, имѣлъ уже до 60.000 жителей. Однако, новый городъ не могъ полу чить первостепенной важности, пока сосѣдніе острова принадлежали ІІортугаліи и дорога вдоль морскаго прибрежья оставалась подъ го- сподствомъ могущественныхъ туземныхъ вла стителей. Онъ сдѣлался для европейцевъ истин- нымъ порогомъ Индіи только послѣ паденія маратской династіи и присоединенія ея земель къ владѣніямъ остъ-индской комианіи. Уже въ двадцатыхъ годахъ текуіцаго столѣтія большая дорога поднималась длинными изгибами къ проходу Боръ-Гатъ, открывая такимъ образомъ бомбейскимъ кунцамъ торговлю внутреннихъ плоскогорій; въ 1838 году была установлена правильная почтовая служба для пересылки корреспонденции между Лондономъ и Бомбеемъ черезъ Суэзскій перешеекъ; затѣмъ линіи па роходства соединили главный портъ Конкана съ Англіей, а съ 1853 года открылся, изъ Бом бея въ Тану, первый построенный въ Индіи участокъ рельсоваго пути, начало желѣзнодо- рожной сѣти, которая съ каждымъ днемъ все болѣе и болѣе сближаетъ свои звенья, развѣт- вляясь но Всему Полуострову. Наконецъ, со времени нрорытія Суэзскаго канала Бомбей находится въ прямомъ сообщеніи съ Европой; линіи иаровыхъ пакетботовъ, подводный элек- трическій телеграфъ—вотъ тѣ нити, которыя связываютъ Великобританію съ Англо-индій- ской имперіей. Періодъ сѣверо-американской междоусобной войны, съ 1860 по 1865 годъ, былъ для Бом бея эпохой баснословнаго ироцвѣтанія. Купцы стекались туда массами, чтобы пріобрѣсти себіі долю изъ несмѣтныхъ богатствъ, приливав- шихъ въ бомбейскіе банки; вся окружающая страна превратилась въ необозримое поле хлоп чатника, по дорогамъ тянулись безконечные обозы, подвозившіе земледѣльческіе продукты къ порту, набережный не могли вмѣщать гру ды товаровъ. Новые кварталы выростали точ но грибы; никакая спекуляція не казалась слиш комъ смѣлою. Городъ готовился уже соперни чать съ столицей метрополіи, какъ вдругъ воз- становленіе мира въ Америкѣ положило ко- нецъ быстрому процвѣтанію его торговли; это было для бомбейскихъ коммерсантовъ момен- томъ внезапнаго разстройства, и дѣла сразу пріостановились. Но послѣ катастрофы, послѣ слѣдовавшаго за нею періода застоя и упадка духа предпріимчивости, городъ снова сталъ воз растать, продолжать свои набережный, устраи вать новые доки, ассенизировать окружающія бо лота, застраивать виллами окрестные холмы. Въ настоящее время занимаются въ особенности возвышеніемъ грунта равнины, называемой Flats, которая простирается на сѣверо-запад- нойсторонѣ Бомбея, и преобразованіемъ одной ея части въ фабричный городъ, тогда какъ остальное пространство будетъ превращено въ бульвары и сады и сдѣлается однимъ изъ луч- шихъ публичныхъ гульбищъ Индіи. И дѣйстви- тельно, давно пора уничтожить всѣ гяѣзда вредныхъ міазмовъ и разсадники заразы, ко торые существуютъ еще въ непосредственномъ сосѣдствѣ Бомбея, и по милости которыхъ этотъ городъ такъ долго пользовался вполнѣ заслу женной репутаціей очень нездороваго мѣста. По свидѣтельству путешественника Фрайера, смертность похищала, въ семнадцатомъ столѣ- тіи, пять-шестыхъ европейцевъ, поселившихся въ этой мѣстности: «два муссона составляютъ здѣсь жизнь человѣка!»—■ такова была мало успокоительная поговорка, которую повторяли новоприбывшимъ. Эндемическая болѣзнь, отъ которой погибало большинство иноетранцевъ, была извѣстна подъ именами «китайской смер ти» (mort de Chine), или «собачьей смерти» (mo rtde chien), невольная игра словъ, напоми нающая конканское названіе морд ічи, означаю щее холеру J). Въ наши дни Бомбей, одинъ изъ самыхъ здоровыхъ городовъИндіи, далеко пре- восходящій въ этомъ отноіиеніи Калькутту, за нимаетъ одно изъ первыхъ мѣотъ между горо дами, гдѣ ведется правильная статистика смертности. Несмотря на свое положеніе на ') Hunter, „Imperial Gazetter of India11.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz