Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

4 4 7 ГЛАВА II.— ИНДУСТАНЪ. 4 4 8 тѵш по направденію съ сѣвера на югъ и соеди- ненныхъ песчаными насыпями, ограничиваю­ щими глинистую равнину. Прежде, морскіе приливы, пройдя внѣшніе плоскіе берега, про­ никали часто между базальтовыми грядами и раздѣляли ихъ на второстепенные островки; ■случалось даже, что рѣка Гоперъ, текущая на •сѣверѣ на островѣ Сальсетта, катила во время разливовъ массу воды довольно значительную, чтобы моментально наполнить проливъ своими твердыми наносами и броситься въ южную бух­ ту. острова. Въ наши дни, при помощи искус- ственныхь сооруженій, берега урегулированы и получили окончательную форму, которая, внрочемъ, не отличается такимъ изяществомъ очертаній, какъ естественные контуры. Земля- ныя насыпи, покрытыя домами или верфями, заняли мѣсто прежнихі. мелей, и шоссирован- иыя дамбы соединили Бомбей съ Сальсеттой, а. Сальсетту съ материкомъ; такимъ образомъ, юотровъ превратился въ полуостровъ. Исторія Бомбея начинается со времени уступки оотрова Англіи въ 1 6 6 1 году. Король португальскій Іоаннъ IY подарилъ его Карлу II, королю англійскому, какъ приданое за своею дочерью Екатериной, а Карлъ II уступилъ это территоріальное пріобрѣтеніе остъ-индской ком- паніи, подъ условіемъ уплаты номинальной ренты въ размѣрѣ 250 франковъ въ годъ. Въ видахъ скорѣйшаго заселенія острова, онъ ■былъ объявленъ мѣстомъ убѣжища, и бѣглецы тотчасъ -же стали стекаться со всѣхъ сторонъ; спустя двѣнадцать лѣтъ послѣ прибытія англи- чанъ, Бомбей, говорятъ, имѣлъ уже до 60.000 жителей. Однако, новый городъ не могъ полу­ чить первостепенной важности, пока сосѣдніе острова принадлежали ІІортугаліи и дорога вдоль морскаго прибрежья оставалась подъ го- сподствомъ могущественныхъ туземныхъ вла­ стителей. Онъ сдѣлался для европейцевъ истин- нымъ порогомъ Индіи только послѣ паденія маратской династіи и присоединенія ея земель къ владѣніямъ остъ-индской комианіи. Уже въ двадцатыхъ годахъ текуіцаго столѣтія большая дорога поднималась длинными изгибами къ проходу Боръ-Гатъ, открывая такимъ образомъ бомбейскимъ кунцамъ торговлю внутреннихъ плоскогорій; въ 1838 году была установлена правильная почтовая служба для пересылки корреспонденции между Лондономъ и Бомбеемъ черезъ Суэзскій перешеекъ; затѣмъ линіи па­ роходства соединили главный портъ Конкана съ Англіей, а съ 1853 года открылся, изъ Бом­ бея въ Тану, первый построенный въ Индіи участокъ рельсоваго пути, начало желѣзнодо- рожной сѣти, которая съ каждымъ днемъ все болѣе и болѣе сближаетъ свои звенья, развѣт- вляясь но Всему Полуострову. Наконецъ, со времени нрорытія Суэзскаго канала Бомбей находится въ прямомъ сообщеніи съ Европой; линіи иаровыхъ пакетботовъ, подводный элек- трическій телеграфъ—вотъ тѣ нити, которыя связываютъ Великобританію съ Англо-индій- ской имперіей. Періодъ сѣверо-американской междоусобной войны, съ 1860 по 1865 годъ, былъ для Бом­ бея эпохой баснословнаго ироцвѣтанія. Купцы стекались туда массами, чтобы пріобрѣсти себіі долю изъ несмѣтныхъ богатствъ, приливав- шихъ въ бомбейскіе банки; вся окружающая страна превратилась въ необозримое поле хлоп­ чатника, по дорогамъ тянулись безконечные обозы, подвозившіе земледѣльческіе продукты къ порту, набережный не могли вмѣщать гру­ ды товаровъ. Новые кварталы выростали точ­ но грибы; никакая спекуляція не казалась слиш­ комъ смѣлою. Городъ готовился уже соперни­ чать съ столицей метрополіи, какъ вдругъ воз- становленіе мира въ Америкѣ положило ко- нецъ быстрому процвѣтанію его торговли; это было для бомбейскихъ коммерсантовъ момен- томъ внезапнаго разстройства, и дѣла сразу пріостановились. Но послѣ катастрофы, послѣ слѣдовавшаго за нею періода застоя и упадка духа предпріимчивости, городъ снова сталъ воз­ растать, продолжать свои набережный, устраи­ вать новые доки, ассенизировать окружающія бо­ лота, застраивать виллами окрестные холмы. Въ настоящее время занимаются въ особенности возвышеніемъ грунта равнины, называемой Flats, которая простирается на сѣверо-запад- нойсторонѣ Бомбея, и преобразованіемъ одной ея части въ фабричный городъ, тогда какъ остальное пространство будетъ превращено въ бульвары и сады и сдѣлается однимъ изъ луч- шихъ публичныхъ гульбищъ Индіи. И дѣйстви- тельно, давно пора уничтожить всѣ гяѣзда вредныхъ міазмовъ и разсадники заразы, ко­ торые существуютъ еще въ непосредственномъ сосѣдствѣ Бомбея, и по милости которыхъ этотъ городъ такъ долго пользовался вполнѣ заслу­ женной репутаціей очень нездороваго мѣста. По свидѣтельству путешественника Фрайера, смертность похищала, въ семнадцатомъ столѣ- тіи, пять-шестыхъ европейцевъ, поселившихся въ этой мѣстности: «два муссона составляютъ здѣсь жизнь человѣка!»—■ такова была мало успокоительная поговорка, которую повторяли новоприбывшимъ. Эндемическая болѣзнь, отъ которой погибало большинство иноетранцевъ, была извѣстна подъ именами «китайской смер­ ти» (mort de Chine), или «собачьей смерти» (mo rtde chien), невольная игра словъ, напоми­ нающая конканское названіе морд ічи, означаю­ щее холеру J). Въ наши дни Бомбей, одинъ изъ самыхъ здоровыхъ городовъИндіи, далеко пре- восходящій въ этомъ отноіиеніи Калькутту, за ­ нимаетъ одно изъ первыхъ мѣотъ между горо­ дами, гдѣ ведется правильная статистика смертности. Несмотря на свое положеніе на ') Hunter, „Imperial Gazetter of India11.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz