Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
4 4 5 ЗАПАДНАЯ ПОКАТОСТЬ ПЛОСКОГОРІЙ И ГАТСКИХЪ ГОРЪ, НАРОДА. КАНДЕШЪ, КОНКАНЬ. 4 4 6 надо одно цѣлый лѣсъ, состоящій изъ 350 боль- шихъ стволовъ и изъ 3.000 второстепенныхъ стволовъ; пространство, покрываемое вѣтвями центральнаго ствола, охватывало окружность въ 600 метровъ. Суратъ, или Сюратъ занимаетъ, на южномъ берегу рѣки Тапти, положеніе, аналогичное съ положеніеыъ Баруча на берегу Нарбады. Про славившись горазно позднѣе, такъ какъ о немъ впервые заговорили только въ эпоху магоме- танскихъ нашествій, онъ получилъ впослѣдствіи первостепенную важность въ торговомъ отно- шеніи; въ концѣ семнадцатого столѣтія онъ былъ самымъ дѣятельнымъ рынкомъ Индіи и мѣстомъ посадки на корабль для мусульман- скихъ пилигримовъ, отправлявшихся на по- клоненіе Ііаабѣ. Суратъ былъ, такъ сказать, «дверыо Мекки». Вслѣдъ за португальскими конторами, въ городѣ появились другія европей- скія поселенія, факторіи англичанъ, францу- зовъ,голландцевъ; въ періодъ муссона наплывъ торговаго люда былъ такъ великъ, что опоз- давшіе не находили себѣ помѣщенія '). Къ кон цу восемнадцатаго столѣтія Суратъ былъ са мымъ многолюднымъ городомъ Полуострова; число его жителей опредѣляли въ 800.000 душъ; но обмелѣніе порта отъ заноса иломъ, конку- ренція Бомбея, сдѣлавшагося столицей англій- скихъ владѣній въ Индіи, войны, наводненія, большой пожаръ, истребившій слишкомъ 9.000 домовъ,—всѣ эти неблагопріятныя обстоятель ства привели городъ къ упадку; въ половинѣ девятиадцатаго столѣтія онъ насчитывалъ уже только 80.000 жителей въ своихъ стѣнахъ. Теперь онъ опять поднимается постепенно, и отъ центральной группы домовъ, окружающей крѣпкій замокъ, или кремль, отдѣляются новые кварталы, разростающіеся, съ одной стороны, понаправленію къ городу Рандеръ,съ другой— по направленно къ англійскимъ кантонемен- тамъ. Старинная мѣстная промышленность, выдѣлка дорогихътканей, вышитыхъ шелкомъ, золотомъ и серебромъ, снова достигла значи- тельнаго развитія, а примѣненіе пара облегчило основаніе прядильныхъ мануфактуръ и другихъ фабрикъ для переработки хлопчатобумажнаго волокна; здѣсь-то преимущественно фабрикуют ся передники, или лангути, отправляемые въ Сіамское королевство 2). По торговлѣ серебромъ негоціанты-парсы, очень многочисленные въ Суратѣ, и индусы-баніахи, или баньяны, нахо дятся въ непосредственныхъ сношеніяхъ съ торговыми домами всего свѣта; но такъ же, какъ и Баручъ, Суратъ лишился своей морской тор говли, и его портъ Сували представляетъ те перь простую деревню, передъ которою оста навливаются только маленькія каботажныя су да, подиимающія, среднимъ числомъ, не болѣе 18 тоннъ груза. Въ 1801 году обороты мор ской торговли Сурата простирались до 26.080.000 франк., а въ 1874 г. цѣнность ихъ составляла уже только 6.840.000 франк. Фран- ція нмѣетъ еще въ Суратѣ небольшую факто- рію, гдѣ она пользуется всѣми правами верхов ной власти. На югѣ, на дорогѣ въ Бомбей, слѣдуютъ одинъ за другимъ городъ Носари, населенный въ большей части трудолюбивыми парсами, и Бульсаръ, фабричный городъ, имѣющій малень- кійкаботажный портъ. Далѣе встрѣчаемъ, къза- паду отъ желѣзной дороги, португальскій го родъ Даманъ, раздѣленныйна двѣчасти устьемъ рѣки Даманъ-Ганга; суда вмѣстимостью до 300 тоннъ могутъ переходить черезъ баръ во время прилива и бросать якорь передъ набережными города. Въ прежнее время даманскія верфи поставляли судохозяевамъ отличяыя суда, по- строенныяизъ тековаго дерева; но эта промыш ленность давно уже прекратилась,такъ же,какъ и торговля опіумомъ, монополизированна я ан- глійскимъ правительствомъ. Взамѣнъ того, не состоятельные должники и банкроты изъ Бом бея обыкновенно отправляются искать себѣ убѣ- жища въ португальскомъ городѣ. Совокупность территоріи Даманъ заключаетъвъ двухъ через- полосныхъ владѣніяхъ около сорока деревень. Что касается города Бассаянъ, который нри- надлежалъ Португаліи съ 1534 года, за двад цать четыре года до пріобрѣтенія Дамана, то онъ былъ отнятъ у нея два столѣтія спустя мараттами; отъ этого «города благородпыхъ»,. который былъ расноложенъ на островномъ мы су, остались только кое-какія развалины двор цовъ, церквей, монастырей, валовъ, и гробни ца Альбукерка. Бомбей, торговый преемникъ всѣхъ магоме- танскихъ и иортугальсішхъ городовъ Гудзерата и Конкана, находится не на материкѣ; онъ за нимаетъ южную оконечность маленькаго архи пелага, прикрывающаго съ западной стороны широкую бухту, гдѣ стоятъ на якорѣ корабли въ безопасности отъстрашнаго муссона; потому, казалось бы, естественнѣе всего производить имя этого города отъ словъ «Хорошая бухта» (по-французски Bonne Ьаіе, по-португальски Boa bahia); однако, португальцы дали ему сна чала названіе Монбаймъ или Бомбаймъ, кото рое примѣнялось также ко всей сосѣдней мѣ- стности, и въ которомъ заключается имя боги ни Мумба, покровительницы страны ')• Узкій островъ, имѣющій въ длину немного болѣе 16 ки лометровъ, на которомъ построенъ Бомбей, теперь самый многолюдный городъ во всей Южной Азіи и первый, послѣ Лондона, въ ан- глійскихъ владѣніяхъ, часто мѣнялъ свою фор му. Онъ состоитъ изъ базальтовыхъ скалъ, расположенныхъ двумя параллельными гряда- *) Thevenot, „Voyage anx Indes oriontalcs". a) „Journal officiel1, 28 fevrier 1881. ’) Yule, „The book of Marco Polo“ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz