Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

4 4 5 ЗАПАДНАЯ ПОКАТОСТЬ ПЛОСКОГОРІЙ И ГАТСКИХЪ ГОРЪ, НАРОДА. КАНДЕШЪ, КОНКАНЬ. 4 4 6 надо одно цѣлый лѣсъ, состоящій изъ 350 боль- шихъ стволовъ и изъ 3.000 второстепенныхъ стволовъ; пространство, покрываемое вѣтвями центральнаго ствола, охватывало окружность въ 600 метровъ. Суратъ, или Сюратъ занимаетъ, на южномъ берегу рѣки Тапти, положеніе, аналогичное съ положеніеыъ Баруча на берегу Нарбады. Про­ славившись горазно позднѣе, такъ какъ о немъ впервые заговорили только въ эпоху магоме- танскихъ нашествій, онъ получилъ впослѣдствіи первостепенную важность въ торговомъ отно- шеніи; въ концѣ семнадцатого столѣтія онъ былъ самымъ дѣятельнымъ рынкомъ Индіи и мѣстомъ посадки на корабль для мусульман- скихъ пилигримовъ, отправлявшихся на по- клоненіе Ііаабѣ. Суратъ былъ, такъ сказать, «дверыо Мекки». Вслѣдъ за португальскими конторами, въ городѣ появились другія европей- скія поселенія, факторіи англичанъ, францу- зовъ,голландцевъ; въ періодъ муссона наплывъ торговаго люда былъ такъ великъ, что опоз- давшіе не находили себѣ помѣщенія '). Къ кон­ цу восемнадцатаго столѣтія Суратъ былъ са­ мымъ многолюднымъ городомъ Полуострова; число его жителей опредѣляли въ 800.000 душъ; но обмелѣніе порта отъ заноса иломъ, конку- ренція Бомбея, сдѣлавшагося столицей англій- скихъ владѣній въ Индіи, войны, наводненія, большой пожаръ, истребившій слишкомъ 9.000 домовъ,—всѣ эти неблагопріятныя обстоятель­ ства привели городъ къ упадку; въ половинѣ девятиадцатаго столѣтія онъ насчитывалъ уже только 80.000 жителей въ своихъ стѣнахъ. Теперь онъ опять поднимается постепенно, и отъ центральной группы домовъ, окружающей крѣпкій замокъ, или кремль, отдѣляются новые кварталы, разростающіеся, съ одной стороны, понаправленію къ городу Рандеръ,съ другой— по направленно къ англійскимъ кантонемен- тамъ. Старинная мѣстная промышленность, выдѣлка дорогихътканей, вышитыхъ шелкомъ, золотомъ и серебромъ, снова достигла значи- тельнаго развитія, а примѣненіе пара облегчило основаніе прядильныхъ мануфактуръ и другихъ фабрикъ для переработки хлопчатобумажнаго волокна; здѣсь-то преимущественно фабрикуют­ ся передники, или лангути, отправляемые въ Сіамское королевство 2). По торговлѣ серебромъ негоціанты-парсы, очень многочисленные въ Суратѣ, и индусы-баніахи, или баньяны, нахо­ дятся въ непосредственныхъ сношеніяхъ съ торговыми домами всего свѣта; но такъ же, какъ и Баручъ, Суратъ лишился своей морской тор­ говли, и его портъ Сували представляетъ те­ перь простую деревню, передъ которою оста­ навливаются только маленькія каботажныя су­ да, подиимающія, среднимъ числомъ, не болѣе 18 тоннъ груза. Въ 1801 году обороты мор­ ской торговли Сурата простирались до 26.080.000 франк., а въ 1874 г. цѣнность ихъ составляла уже только 6.840.000 франк. Фран- ція нмѣетъ еще въ Суратѣ небольшую факто- рію, гдѣ она пользуется всѣми правами верхов­ ной власти. На югѣ, на дорогѣ въ Бомбей, слѣдуютъ одинъ за другимъ городъ Носари, населенный въ большей части трудолюбивыми парсами, и Бульсаръ, фабричный городъ, имѣющій малень- кійкаботажный портъ. Далѣе встрѣчаемъ, къза- паду отъ желѣзной дороги, португальскій го­ родъ Даманъ, раздѣленныйна двѣчасти устьемъ рѣки Даманъ-Ганга; суда вмѣстимостью до 300 тоннъ могутъ переходить черезъ баръ во время прилива и бросать якорь передъ набережными города. Въ прежнее время даманскія верфи поставляли судохозяевамъ отличяыя суда, по- строенныяизъ тековаго дерева; но эта промыш­ ленность давно уже прекратилась,такъ же,какъ и торговля опіумомъ, монополизированна я ан- глійскимъ правительствомъ. Взамѣнъ того, не­ состоятельные должники и банкроты изъ Бом­ бея обыкновенно отправляются искать себѣ убѣ- жища въ португальскомъ городѣ. Совокупность территоріи Даманъ заключаетъвъ двухъ через- полосныхъ владѣніяхъ около сорока деревень. Что касается города Бассаянъ, который нри- надлежалъ Португаліи съ 1534 года, за двад­ цать четыре года до пріобрѣтенія Дамана, то онъ былъ отнятъ у нея два столѣтія спустя мараттами; отъ этого «города благородпыхъ»,. который былъ расноложенъ на островномъ мы­ су, остались только кое-какія развалины двор­ цовъ, церквей, монастырей, валовъ, и гробни­ ца Альбукерка. Бомбей, торговый преемникъ всѣхъ магоме- танскихъ и иортугальсішхъ городовъ Гудзерата и Конкана, находится не на материкѣ; онъ за­ нимаетъ южную оконечность маленькаго архи­ пелага, прикрывающаго съ западной стороны широкую бухту, гдѣ стоятъ на якорѣ корабли въ безопасности отъстрашнаго муссона; потому, казалось бы, естественнѣе всего производить имя этого города отъ словъ «Хорошая бухта» (по-французски Bonne Ьаіе, по-португальски Boa bahia); однако, португальцы дали ему сна­ чала названіе Монбаймъ или Бомбаймъ, кото­ рое примѣнялось также ко всей сосѣдней мѣ- стности, и въ которомъ заключается имя боги­ ни Мумба, покровительницы страны ')• Узкій островъ, имѣющій въ длину немного болѣе 16 ки­ лометровъ, на которомъ построенъ Бомбей, теперь самый многолюдный городъ во всей Южной Азіи и первый, послѣ Лондона, въ ан- глійскихъ владѣніяхъ, часто мѣнялъ свою фор­ му. Онъ состоитъ изъ базальтовыхъ скалъ, расположенныхъ двумя параллельными гряда- *) Thevenot, „Voyage anx Indes oriontalcs". a) „Journal officiel1, 28 fevrier 1881. ’) Yule, „The book of Marco Polo“ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz