Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
4 4 3 ГЛАВА п . — и н д у с т а н ъ . 4 4 4 хо^жахъ, мемонъ, п ведутъ торговлю преиму щественно съ портами Персидскаго залива, Краснаго моря и восточнаго берега Африки. Индусскіе негоціанты, или баніахъ, часто назы ваемые заграницей баньянами, торгуютъ съ тѣми же странами; ихъ можно встрѣтить во всѣхъ портахъ африканскаго прибрежья, осо бенно въ Занзибарѣ. Въ самомъ Бомбеѣ они дѣлятся на два класса, смотря по проиохож- денію: одни—баніахи въ собственномъ смыслѣ, уроженцы Гудзерата; другіе—тѣ марвары изъ Раджпутаны, которые монополизировали движеніе торговаго обмѣна во многихъ мѣст- ностяхъ Индіи. Городъ Варода, самый многолюдный во всемъ южномъ Гудзератѣ, расположенъ на обоихъ берегахъ рѣчки Висвамитри, маленькаго юж- наго притока рѣки Маги; онъокруженъ обшир ными предмѣстьями, которыя увеличиваютъ,по крайней мѣрѣ, вдвое его протяжение. Столица туземиаго государства, если не вполнѣ неза висима™, то, по крайней мѣрѣ, освобожден н а я отъ платежа дани, Барода—городъ двор цовъ, резиденція одного изъ богатѣйшихъ ту- земныхъ государей Индіи, который, все еще давая себѣ титулъ своихъ маратскихъ пред- ковъ, гайкваръ, или «охранитель скота» голяетъ своими алмазами, драгоцѣнными тка нями, своею блестящею свитой, своими праздне ствами и царскими охотами. Барода—одинъ изъ рѣдкихъ городовъ Индіи, гдѣ еще даются, для увеселенія двора, бои слоновъ и носоро- говъ. Хотя главный городъ «самодержавнаго» государства, имѣющаго свою регулярную армію и свою артиллерію, пушки и батареи, Барода, тѣмъ не менѣе, состоитъ подъ надзоромъ ан- глійскихъ кантонементовъ, которыми коман- дуетъ британскій резидентъ. Окрестности этой столицы густо населены: въ 24 километрахъ на юго-востокъ, городъ Дабхой, древній Дхар- бхавати, еще окруженъ валомъ въ три кило метра въ окружности и около 15 метровъ вы сотой, внутри котораго находятся галлереи съ колоннами, служившія прежде казармами. На юго-западѣ, городъ Джамбусаръ производилъ прежде значительную морскую торговлю че резъ лиманъ Танкаріа, впадающій въ Камбей- скій заливъ. Съ проведе ніемъ желѣзной доро ги эта каботажная торговля почти прекрати лась, но Джамбусаръ все еще имѣетъ важное значеніе, какъ промышленный городъ и скла дочное мѣсто хлопка. Баручъ, или Брочъ, какъ его называютъ англичане,—древній городъ, о которомъ упо- минаютъ уже греческіе географы подъ име немъ Баригаза 2). Построенный на нригоркѣ, около двадцати метровъ высотой, и по скатамъ 1) L. Rousselet, „L’Inde des Rajahs". 2) Carl Ritter, „Asien"; Ernest Desjardins, рукопис- ныя замѣтки. этого холма, Баручъ господствуетъ своими жи вописными зданіями надъ правымъ берегомъ Нарбады, черезъ которую проходитъ желѣзно- дорожный мостъ, имѣющій 1.256 метровъ въ длину и состоящій изъ 67 пролетов'ъ. Городъ часто былъ разрушаемъ, но послѣ каждаго раз грома опять отстраивался на томъ же мѣстѣ, занимающемъ такое счастливое положеніе па болыиомъ историческомъ пути морскаго при брежья и выше уровня наводненій. Нѣкогда этотъ городъ имѣлъ весьма важное промыш ленное значеніе по своимъ фабрикамъ, произво- дившимъ «лучшія на свѣтѣ матеріи», какъ го ворили португальскіе завоеватели; оттого ан гличане и голландцы основали въ немъ свои конторы, чтобы пользоваться выгодами отпуск ной торговли, которая производилась изъ Ва- руча ко всѣмъ берегамъ Индійскаго океана, отъ Момбаза до Суматры. Но введеніе одно- родныхъ фабрикатовъ европейскаго производ ства подорвало мѣстную промышленность, и населеніе уменьшилось въ числѣ; въ послѣднее время оно снова увеличилось, благодаря куль- турѣ хлопка, который собирается възаачитель- ныхъ количествахъ въ сосѣдней равнинѣ и отправляется по желѣзной дорогѣ въ Бомбей. Археологи полагаютъ, что «мурринскія вазы», уиоминаемыя Плиніемъ, были агатовыя чаши, привозившіяся въ Римъ изъ Баригазы >); Те- вено тоже говоритъ о важности торговли этими сосудами въ эпоху посѣщенія имъ края. Глав ные пріиски агата и яшмы находятся въ Рат- тампурѣ, километрахъ въ двадцати къ востоку отъ Баруча; но въ настоящее время экономи ческая цѣнность ихъ, должно быть, не очень значительна, если судить по арендной платѣ, которая составляетъ всего только 7.000 фран ковъ въ годъ. Рудокопы разработываютъ желѣ- зистые пласты агата, дѣлая въ нихъ норы, «какъ кролики въ садкѣ», но во время муссо на они принуждены прекращать свои работы, и подкопанные пласты обваливаются 2). Мор ская торговля Баруча ограничивается теперь простымъ каботажемъ съ ближайшими портами: большое судоходство совершенно прекратилось. Обороты морской торговли Баруча въ сред- немъ выводѣ: Въ періодъсъ 1837по 1847 гг.— 28.750.000 франк.; въ 1874 г.— 9.820.000 франк. Замѣчательнѣйшая рѣдісость природы, въ окрестностяхъ Баруча, существуетъ теперь уже въ состояніи развалинъ: это индійская смоков ница на одномъ изъ острововъ рѣки Нарбады, выросшая, какъ гласитъ легенда, изъ зубочи стки, которую обронилъ одинъ мудрецъ во вре мена глубокой древности. Въ 1780 году это ги гантское дерево, составлявшее предмета уди- вленія для всѣхъ иутешественниковъ, образо- *) Bird wood, „The industrial arts of India". 3) Copeland, „Transactions of the Literary Society oi Bombay", vol. I.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz