Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

4 4 3 ГЛАВА п . — и н д у с т а н ъ . 4 4 4 хо^жахъ, мемонъ, п ведутъ торговлю преиму­ щественно съ портами Персидскаго залива, Краснаго моря и восточнаго берега Африки. Индусскіе негоціанты, или баніахъ, часто назы­ ваемые заграницей баньянами, торгуютъ съ тѣми же странами; ихъ можно встрѣтить во всѣхъ портахъ африканскаго прибрежья, осо­ бенно въ Занзибарѣ. Въ самомъ Бомбеѣ они дѣлятся на два класса, смотря по проиохож- денію: одни—баніахи въ собственномъ смыслѣ, уроженцы Гудзерата; другіе—тѣ марвары изъ Раджпутаны, которые монополизировали движеніе торговаго обмѣна во многихъ мѣст- ностяхъ Индіи. Городъ Варода, самый многолюдный во всемъ южномъ Гудзератѣ, расположенъ на обоихъ берегахъ рѣчки Висвамитри, маленькаго юж- наго притока рѣки Маги; онъокруженъ обшир­ ными предмѣстьями, которыя увеличиваютъ,по крайней мѣрѣ, вдвое его протяжение. Столица туземиаго государства, если не вполнѣ неза­ висима™, то, по крайней мѣрѣ, освобожден­ н а я отъ платежа дани, Барода—городъ двор­ цовъ, резиденція одного изъ богатѣйшихъ ту- земныхъ государей Индіи, который, все еще давая себѣ титулъ своихъ маратскихъ пред- ковъ, гайкваръ, или «охранитель скота» голяетъ своими алмазами, драгоцѣнными тка­ нями, своею блестящею свитой, своими праздне­ ствами и царскими охотами. Барода—одинъ изъ рѣдкихъ городовъ Индіи, гдѣ еще даются, для увеселенія двора, бои слоновъ и носоро- говъ. Хотя главный городъ «самодержавнаго» государства, имѣющаго свою регулярную армію и свою артиллерію, пушки и батареи, Барода, тѣмъ не менѣе, состоитъ подъ надзоромъ ан- глійскихъ кантонементовъ, которыми коман- дуетъ британскій резидентъ. Окрестности этой столицы густо населены: въ 24 километрахъ на юго-востокъ, городъ Дабхой, древній Дхар- бхавати, еще окруженъ валомъ въ три кило­ метра въ окружности и около 15 метровъ вы­ сотой, внутри котораго находятся галлереи съ колоннами, служившія прежде казармами. На юго-западѣ, городъ Джамбусаръ производилъ прежде значительную морскую торговлю че­ резъ лиманъ Танкаріа, впадающій въ Камбей- скій заливъ. Съ проведе ніемъ желѣзной доро­ ги эта каботажная торговля почти прекрати­ лась, но Джамбусаръ все еще имѣетъ важное значеніе, какъ промышленный городъ и скла­ дочное мѣсто хлопка. Баручъ, или Брочъ, какъ его называютъ англичане,—древній городъ, о которомъ упо- минаютъ уже греческіе географы подъ име­ немъ Баригаза 2). Построенный на нригоркѣ, около двадцати метровъ высотой, и по скатамъ 1) L. Rousselet, „L’Inde des Rajahs". 2) Carl Ritter, „Asien"; Ernest Desjardins, рукопис- ныя замѣтки. этого холма, Баручъ господствуетъ своими жи­ вописными зданіями надъ правымъ берегомъ Нарбады, черезъ которую проходитъ желѣзно- дорожный мостъ, имѣющій 1.256 метровъ въ длину и состоящій изъ 67 пролетов'ъ. Городъ часто былъ разрушаемъ, но послѣ каждаго раз­ грома опять отстраивался на томъ же мѣстѣ, занимающемъ такое счастливое положеніе па болыиомъ историческомъ пути морскаго при­ брежья и выше уровня наводненій. Нѣкогда этотъ городъ имѣлъ весьма важное промыш­ ленное значеніе по своимъ фабрикамъ, произво- дившимъ «лучшія на свѣтѣ матеріи», какъ го­ ворили португальскіе завоеватели; оттого ан­ гличане и голландцы основали въ немъ свои конторы, чтобы пользоваться выгодами отпуск­ ной торговли, которая производилась изъ Ва- руча ко всѣмъ берегамъ Индійскаго океана, отъ Момбаза до Суматры. Но введеніе одно- родныхъ фабрикатовъ европейскаго производ­ ства подорвало мѣстную промышленность, и населеніе уменьшилось въ числѣ; въ послѣднее время оно снова увеличилось, благодаря куль- турѣ хлопка, который собирается възаачитель- ныхъ количествахъ въ сосѣдней равнинѣ и отправляется по желѣзной дорогѣ въ Бомбей. Археологи полагаютъ, что «мурринскія вазы», уиоминаемыя Плиніемъ, были агатовыя чаши, привозившіяся въ Римъ изъ Баригазы >); Те- вено тоже говоритъ о важности торговли этими сосудами въ эпоху посѣщенія имъ края. Глав­ ные пріиски агата и яшмы находятся въ Рат- тампурѣ, километрахъ въ двадцати къ востоку отъ Баруча; но въ настоящее время экономи­ ческая цѣнность ихъ, должно быть, не очень значительна, если судить по арендной платѣ, которая составляетъ всего только 7.000 фран­ ковъ въ годъ. Рудокопы разработываютъ желѣ- зистые пласты агата, дѣлая въ нихъ норы, «какъ кролики въ садкѣ», но во время муссо­ на они принуждены прекращать свои работы, и подкопанные пласты обваливаются 2). Мор­ ская торговля Баруча ограничивается теперь простымъ каботажемъ съ ближайшими портами: большое судоходство совершенно прекратилось. Обороты морской торговли Баруча въ сред- немъ выводѣ: Въ періодъсъ 1837по 1847 гг.— 28.750.000 франк.; въ 1874 г.— 9.820.000 франк. Замѣчательнѣйшая рѣдісость природы, въ окрестностяхъ Баруча, существуетъ теперь уже въ состояніи развалинъ: это индійская смоков­ ница на одномъ изъ острововъ рѣки Нарбады, выросшая, какъ гласитъ легенда, изъ зубочи­ стки, которую обронилъ одинъ мудрецъ во вре­ мена глубокой древности. Въ 1780 году это ги­ гантское дерево, составлявшее предмета уди- вленія для всѣхъ иутешественниковъ, образо- *) Bird wood, „The industrial arts of India". 3) Copeland, „Transactions of the Literary Society oi Bombay", vol. I.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz