Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

4 4 1 ЗАПАДНАЯ ПОКАТОСТЬ ПЛОСКОГОРІЙ И ГАТСКИХЪ ГОРЪ, ПАРОДА, К АНД ЕШ Ь, КОНКАНЪ. 4 4 2 на островѣ Ормузъ, гдѣ они занялись преиму­ щественно торговлей, подготовляя такимъ об­ разомъ, до прибытія португальцевъ, то цвѣту- іцее состояніе, котораго достигъ впослѣдствіи этотъ складочный пунктъ морей Имдіи. Но. имъ пришлось покинуть и это убѣжище и искать себѣ пріюта на полуостровѣ Каттіаваръ, гдѣ они. мало-по-малу распространились въ тор­ говыхъ городахъ морскаго прибрежья. Несмотря на всѣ преслѣдованія, они#обогатились, благо­ даря связывающему ихъ духу солидарности,.и теперь парсы, живущіе въ Бомбеѣ и въ дру­ гихъ портахъ морскаго берега, безъ сомнѣнія, превосходятъ числомъ тѣхъ несчастныхъ бѣ- глецовъ, которымъ- удалось спастись отъ му- судьманскаго меча; въ то время, какъ общины парсовъ, живущихъ въ отдаленныхъ округахъ Ирана, состоятъ едва изъ четырехъ или пяти тысячъ душъ, оаѣ заключаютъ теперь, по мень­ шей мѣрѣ 80.000 лицъ въ Англо-индійской имперіи, включая сюда и торговый колоніи, основанныяподъ британскимъ флагомъво всѣхъ портахъ крайняго Востока. Въ 1872 году пар­ совъ насчитывалось: въ Вомбейскомъ президентствѣ— 66.498 д.; въ государствѣ Барода—7.238 д.; въ госу- дарствѣ Бенгаліи— 1.123 д.; въ Дамаонѣ— 170 душъ. Пропорціонально своему числу, парсы сосре­ доточили въ своихъ рукахъ долю капиталовъ, далеко превышающую долю всѣхъ другихъ на- ціональностей, представленныхъ въ Нндіи. Нѣкоторые изъ ихъ банкировъ принадлежать къ самымъ могуществеинымъ фипансовымъ тузамъ во всемъ свѣтѣ и заправляютъ большею частью крупныхъ предпріятій въ Бомбеѣ; да­ же въ Лондонѣ можно встрѣтить великолѣп- ныя зданія, обязанныя своимъ происхожденіемъ щедрости парсовъ-милліонеровъ. Забыцъ осно­ вательно свой древній языкъ, зендскій, и не понимая даже смысла своихъ молитвъ, парсы, говорящіе теперь единственно гудзератскимъ и англійскимъ діалектами, сохранили и отъ сво­ ей религіи только одни символы и формулы. Они поклоняются солпцу и огню, и подобно памирскимъ галчамъ, заботливо соблюдаютъ правило, чтобы никогда не гасить пламя по- средствомъ задуванія, считая свое дыханіе не- чистымъ; большинство ихъ сохранило свой старинный костюмъ, даже высокую,, загнутую на бокъ, шапку, покрытую клеенкой; но нѣко- торыя церемоніи, какъ, напримѣръ, омовенія въ коровьей мочѣ, уже вышли изъ употребле­ ния; Мало-по-малу, культъ парсовъ или пар- сизмъ преобразовывается въ неопределенный деизмъ и въ кодексъ нравственности, который главными добродѣтелями признаетъ благотво­ рительность и правдивость; между, парсами, ан­ гл ійскими унитаріями и индусскими сектато- рами брамасамадЖа нѣтъ никакой существен­ ной разницы въ религіозномъ отношеніи, кромѣ разницы формъ. Что всего яснѣе отличаетъ первыхъ, т. е. парсовъ-огнепоклонниковъ, въ глазахъ толпы—это ихъ погребальные обряды. ВъБомбеѣ, такъ же, какъ въ Карачи и во всѣхъ городахъ, гдѣ находятся ихъ общины, суіце- ствуютъ дахмьі, обыкновенно называемый «башнями молчанія»: это погребальницы, на верхушиу которыхъ кладутъ нокойннксвъ, вы­ ставляя ихъ такимъ образомъ насъѣденіе кор­ шунами: разлагающееся человѣческое мясо, по вѣрованію парсовъ, не должно осквернять ни земли, ни воды, нп особенно огня, стихіи по преимуществу. священной. Смертные останки человѣка, пожираемые хищными птицами, тотчасъ же вступаютъ опять въ вѣчный круго­ ворота жизни. Потомки смѣшанны-хъ португальцевъ, посе­ лившихся въ портовыхъ городахъ Конкана въ эпоху завоеванія, далеко не занилаютъ такого счастливаго положенія между народностями морскаго берега, какъ парсы. Однако, и между ними есть такіе, которые образованіемъ или богатствомъ открыли себѣ двери въ европейское общество; большинство этихъ метисовъ, каи- целярскіе чиновники, писцы, переводчики, служатъ посредниками европейцамъ и тузем- цамъ. Негры-невольники, которыхъ португаль­ цы привозили въ свои колоніи изъ Африки, тоже оставили послѣ себя потомство, которое разнообразно смѣшадось съ дѣтьми другихъ чернокожихъ, пришедшихъ, какъ морскіе раз­ бойники, съ Сомаяьскаго берега. Очень мно- гія семейства приписываютъ себѣ также абис­ синское происхожденіе. По преданно, одинъ эоіопскій купецъ нолучилъ, въ 1489 году, поз- воленіе: выгрузить триста ящиковъ на берег ь острова Джанджира, находящагося въ 75 кило­ метрахъ къ югу отъ Бомбея. Каждый изъ этихъ ящиковъ содержали ли себѣ солдата. Эти три­ ста человѣвъ овладѣли островомъ и укрѣпле- ніемъ на сосѣднемъ берегу материка и вскорѣ образовали республику пиратовъ. Сдѣлавіпись могущественными, джанджирскіе абиссинцы стали союзниками королей и императоровъ; при императорѣ Ауренгзебѣ имъ было поручено принять подъ свое покровительство портъ Су- ратъ и магометанскихъ пилигримовъ, предпри- нимающихъ паломничество въ Мекку: княже­ ская фамиліи острова Джанджира и Джаффа рабада, въ Каттіаварѣ, производят!, свой родъ отъ этихъ смѣлыхъ завоевателей пятнадцатаго столѣтія. Сами они называютъ себя хабнш, но обыкновенно ихъ смѣіниваютъ, подъ именемъ сиди, или «господъ», съ туземцами африкан- скаго происхожденія. Другіе магометане этого края, почти всѣ сун­ ниты, заключаютъ, въ своихъ рядахъ,кромѣ ин- дусовъ, нѣкогда обраіценныхъ въ исламъ добро вольно или попринужденію, афганце ви, персіянъ. турокъ арабовъ. Купцы.этой религіи соединены въ отдѣльныя корпоращи, называемыя борахъ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz