Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

4 3 5 ГЛАВА II.--ИНДУСТАНЪ. 4 3 6 востока на юго-западъ, затѣмъ на югѣ она тя­ нется параллельно морскому берегу. Очевидно, эти двѣ линіи, хребетъ Гатскихъ горъ и черта нынѣшняго побережья, произошли отъ одного и того же движенія земной поверхности и дол­ жны быть разсматриваемы какъ геологическія явленія одного и того же порядка. Крутые трапповые склоны, которыми оканчиваются, со стороны моря, Гатскія горы, суть не что иное, какъ древніе береговые утесы о которые ударялась морская волна до обіцаго поднятія страны, имѣвшаго мѣсто, вѣроятно, въ третич­ ную эпоху. Одинъ видъ прѣсноводныхъ мол- люсковъ, изъ рода iremnocunchus, населяющій ручьи въ собственно Гатскихъ горахъ, пред­ ставляетъ такое близкое сродство съ индус­ скими формами морскаго рода lit!о п т , что зоо­ логи приписываютъ ему то же самое проис- хожденіе; по всей вѣроятности, онъ происхо­ дить отъ видовъ, населявшихъ основаніе уте- совъ горъ Сагіадри, когда утесы эти еще омы­ вались водами моря '). Пласты Гатскихъ горъ, по крайней мѣрѣ, между Суратомъ и Гоа, состоять единственно изъ залегающихъ одинъ на другомъ застывшихъ потоковъ лавы; равнины, разстилающіяся у ихъ подошвы, тоже были нѣкогда покрыты слоемъ лавы, толщина котораго доходила до 1.000 и даже 1.200 метровъ, но который съ те- ченіемъ времени былъ постепенно смытъ во­ дами рѣкъ и океана, а также дѣйствіемъ дож­ дей. Геологи долго искали безъ успѣха какіе- нибудь слѣды тѣхъ могучихъ кратеровъ, изъ ко­ торыхъ нѣкогда выливались столь значительный массы лавы, представлявшія объемъ гораздо больше объема такой громадной цѣпи горъ, ^акъ Пиренеи; наконедъ, въ нижней области, всѣ верхніе слои которой давно уже смыты водами, распознали бывшія жерла изверженія. Къ во­ стоку отъ Бомбея, въ центрѣ амфитеатра скалъ, который образуютъ Гатскія горы, какъ поло­ вину огромнаго кратера, возвышаются много­ численные круглые пригорки, представляющіе впадину на вершинѣ и по большей части по- росшіе деревьями: это и есть тѣ вулканическія отверстія, изъ которыхъ когда-то вылетали столбы пепла или камней. Транповыя стѣны, устоявшія противъ разрушительнаго дѣйствія непогодъ, перерѣзываютъ равнины по прямой линіи и взаимно пересѣкаются во всѣхъ напра- вленіяхъ между горками потухншхъ вулкановъ; онѣ обозначаютъ трещины, чрезъ которыя вы­ ливалось расплавленное вещество 2). Гаты, или проломы, прерывающіе горную цѣпь черезъ извѣстные промежутки, понятно, получили исключительную важность, какъ мѣ- ста прохода дорогъ, посредствомъ которыхъ жи*) Medlicott and Blanford, „А Manual of the Geology of India11. a) Clark, „Quarterly Journal of the Geological Society", tome XXV. тели морскаго прибрежья поддерживаютъ сно- шенія съ обитателями нагорья. Черезъ Таль- гатъ или Касара-гатъ, находящійся къ сѣве- ро-востоку отъ Каліана, проходить боль­ шая дорога и рельсовый путь изъ Бомбея въ Калькутту; порогъ, на который желѣзная до­ рога взбирается рампами въ 27 миллиметровъ ва I метръ, лежитъ всего только на высотѣ 583 метровъ. Другой проходъ, Боръ-гатъ, ко­ торый прежде обыкновенно называли «ключемъ къ Декану», еще ниже предъидущаго; онъ имѣетъ всего только 548 метровъ высоты, но желѣзная дорога, восходящая по его крутымъ скатамъ, чтобы соединить Бомбей съ Мадра- сомъ, должна взбираться болѣе крутыми подъ­ емами и далее образовать площадки возврата, чтобы достигнуть вершины перевала. Когда локомотивы не ходили еще черезъ Альпы, Ска­ листая горы, Анды, желѣзная дорога, прове­ денная черезъ Боръ-гатъ, считалась однимъ изъ замѣчательнѣйшихъ произведеній современной индустріи. На югѣ отъ этой горной бреши, черезъ другіе гаты проложены еще только тро­ пы или колесныя дороги; но эти проходы очень многочисленны; на приморской покатости Гат­ скихъ горъ нѣтъ ни одного города, ни одной деревни, которые не сообщались бы со стан- ціями нагорья. Всѣ эти ворота ревниво охра­ няются гарами, или крѣпостцами, черныя стѣ- ны которыхъ высятся на черныхъ окалахъ. Нѣкоторые изъ этихъ крѣпкихъ замковъ окру­ жены пропастями, и люди гарнизона могли про­ никать туда не иначе, какъ но лѣстницамъ, высѣченнымъ въ живой скалѣ, или но скры- тымъ галереямъ. На югѣ Конкана, Гатскіягоры, господствую- ' щія надъ равнинами туземнаго государства Савантвари и португальскими владѣніями Гоа, всего болѣе походятъ на крутой скалистый бе­ регъ моря, выдвинутый тамъ и сямъ, въ видѣ мысовъ, и перерѣзанный многочисленными уз­ кими долинами или оврагами. Во многихъ мѣ- стахъ обращенный къ морю край плоскогорья изрѣзанъ тысячами изсѣченій, напоминающихъ фьорды норвежскаго берега; поднимаясь изъ равнинъ прибрежья, сначала вступаешь въ ла- биринтъ овраговъ, затѣмъ послѣ послѣдняго крутаго подъема между двумя стѣнами дефи- лея, вдругъ очутишься на ровной, однообраз­ ной поверхности Деканскаго плоскогорья, гдѣ только тамъ и сямъ возвышаются маленькія горки и незначительные холмы. Но на югѣ отъ Кельгата, между Гоа и Дарваромъ, траппъ исчезаетъ, сменяемый гнейсами, слюдяными сланцами и другими метаморфическими поро­ дами. Горы принимаютъ совершенно другой видъ; крутояръ не имѣетъ уже столь отчетли- выхъ граней, и гребень его не составляетъ уже точной линіи водораздѣла между покатостью Бенгальскаго залива и покатостью Аравійскаго моря; съ той и другой стороны горной оси

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz