Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

4 2 7 ГЛАВА II.----ИНДУСТАНЪ. 4 2 8 остались вѣрны старинѣ—они сохранили при­ вычку жениться въ гораздо болѣе позднемъ возрастѣ, чѣмъ индусы, и покупать себѣ женъ продолжительными служеніемъ въ домѣ отца невѣсты; церемонія брака всегда начинается фиктивными похищеніемъ молодой дѣвушки *). Дикія племена, не принадлежащія къ се- мьѣ гондовъ, разсѣяны въ разныхъ частяхъ Гондваны. Курку, населяющіе, въ чпслѣ около 40.000 душъ, преимущественно нѣкоторыя долины группы Магадео, суть въ дѣйствитель- ности коліи, едва отличающіеся отъ коліевъ областей ЧотаНагпоръ и Ориссы, хотя они сами не знаютъ объ этомъ родствѣ. Байганы, которыхъ обыкновенно причисляютъ къ ко- ларійцамъ, но которыхъ Форситъ признаетъ особою народностью, относительно немногочи­ сленны; ихъ насчитываютъ около двадцати тысячъ душъ во всей Гондванѣ. Главнѣйшія ихъ племена обитаютъ въ горахъ Майкалъ; но очень склонные къ кочевому образу жизни, оии живутъ, кромѣ того, маленькими группами въ различныхъ частяхъ страны. Въ физиче- скомъ отношеніи байганы почти не отличаются отъ гондовъ; они только чернѣе, сильнѣе, не- устрашимѣе послѣднихъ. Діалектъ, которымъ они говорятъ,— чисто индусскій; однако, они нисколько не претендуютъ на родственную связь съ господствующей расой: они называ­ ютъ себя первобытными, коренными жителями страны, и одно изъ ихъ племенъ даже носитъ названіе бхумія, что значитъ «Дѣти почвы». Проникнутые сознаніемъ собственнаго достоин­ ства, которое даетъ имъ древность ихъ расы, они отличаются совершенною честностью и строгимъ соблюденіемъ своихъ обычаевъ; они сами управляютъ своими общественными дѣ- лами, безъ всякаго вмѣшательства со стороны англійской полиціи, которая никогда не загля- дываетъ въ ихъ селенія. Изъ всѣхъ обитателей центральныхъ провинцій одни байганы упо- требляютъ для охоты на крупную дичь стрѣлы, отравленный сокомъ аконита, при чемъ они всегда покупаютъ у иноплеменныхъ купцовъ этотъ ядъ, получаемый, вѣроятно, изъ страны народа мишми, изъ долинъ Восточнаго Гима­ лая; такъ продолжаются внизу, подъ оффи- ціальнымъ и цивилизованными обществомъ, непосредственный торговый сношенія между дикими населеніями. Гонды охотно признаютъ превосходство байганови и ки ними обращают­ ся за жрецами и чародѣями. Байганскій ша­ мань имѣетп общеніе си духами и умѣети изгонять ихи изи мѣстности, которую они по­ вадились посѣщать; они низводитп дождь си неба, арсенизируети страну, заклинаетъ тиг- ровъ и дѣлаетъ ихъ безвредными. Когда тигръ растерзаетъ человѣка, что случается довольно Dalton, „Ethnology of Bengal"; Forsyth, „The High­ lands of Central India11. часто въ Восточной Гондванѣ, преимуществен­ но на дорогѣ изъ Джабальпура въ Чатисгаръ, поселяне призываютъ знахаря-байгана, кото­ рый наряжается «человѣко -тигромъ»; дѣлая прыжки, какъ страшный представитель ко- шачьяго рода, онъ бросается на добычу, ло- маетъ ей кости, пьетъ ея кровь; суевѣрные дикари приписываютъ ему власть переводить въ себя душу тигра, отнимать у хищника ап­ петита ки человѣческому мясу и давать ему взамѣни аппетита ки какой - нибудь другой дичи. Англійскіе путешественники, которыми случалось присутствовать при этихи пантоми- махп или видѣть, каки байганскіе шаманы приходили ви изступленіе и корчились въ кон- вульсіяхи, либо для того, чтобы сдѣлать за- клинаніе нади тиграми или злыми духами, либо для того, чтобы достигнуть лицезрѣнія божества, говорятъ объ этихъ зрѣлищахъ съ ужасоми. Кромѣ дравидійскихи гондови и коларійцеви различиыхп племенъ, въ Гондванѣ встрѣчают- ся еще другіе этническіе элементы, которые трудно поддаются классификаціи. Такъ, неиз- вѣ.ітно въ точности, чтб такое голи или гаули, жители горъ Сатпура, являюіціеся теперь скром- нымъ пастушескимъ народцемъ. Слѣдуетп ли видѣть ви нихъ потомковъ тѣхъ гаули, дина­ стии которыхъ долгое время царствовали надъ страной и отъ которыхъ остались еще древніе крѣпкіе замки, стоящіе тамъ и сями на вер- шинѣ холмови? И что такое были нагбханси, или «сыны змѣй», оти которыхи почти всѣ княжескія фамиліи производяти свой роди и которые оставили свое имя Нагпуру, самому значительному городу страны? Тѣ изи нихъ, которые присвоиваютъ себѣ это имя въ Цен­ тральныхъ провинціяхъ, совершенно походятъ на нндусовъ по наружности, но нѣкоторыя семьи нагбханси, живущіявъ Джаджпурскихи горахъ, на сѣверѣ Ориссы, отличаются необы­ кновенно плоскими лицомн; носи у нпхи представляети едва замѣтный выступи; они весь расплывается ви ширину, си широко рас­ крытыми ноздрями, почти надъ щеками *). По своимъ преданіямъ и вѣрованіямъ, наг­ бханси, повидимому, принадлежать къ другой расѣ, чѣмъ гонды; эти послѣдніе, хотя и бого- творятъ всѣ силы природы, неоказываютъ ни­ какого особеннаго почитанія змѣю; увидя это пресмыкающееся, «они помышляютъ о томъ, какъ бы полакомиться его мясомъ, а не о томъ, чтобы воздавать ему божеское поклоненіе» 2). Джабальпуръ, главный городъ долинъ верх­ ней Нарбады, сдѣлался съ половины текущаго столѣтія однимъ изъ важныхъ городовъ Йндіи. Благодаря своему центральному положенію, на желѣзной дорогѣ изъ Бомбея въ Калькутту, ') Dalton, „Ethnology of fflengal“. a) Grant, „Gazetteer of Central Provinces11.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz