Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
4 2 5 ГОНДВАНА ИЛИ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ 11Р0ВИНЦШ. 4 2 6 многія группы областями чисто индусскими, они не могли бы оказать никакого сонротивле- нія завоевателямъ. Съ прошлаго столѣтія, подъ господствомъ мараттовъ, они потеряли свою независимость, но еще помнятъ свою былую славу. Иѣкоторые потомки царскихъ фамилій еще получаютъ пенсію отъ англійскаго пра вительства. Не подлежитъ сомнѣнію, что гонды нѣкогда были цивилизованнымъ народомъ. Уже первыя священный книги говорятъ объ ихъ городахъ; исторія иослѣдннхъ вѣковъ показываетъ ихъ соперниками индусовъ въ мирныхъ искус- ствахъ. Въ лѣсахъ и джунгляхъ встрѣчается множество остатковъ храмовъ и дворцовъ; слѣды болыпихъ дорогъ, плотинъ, ороситель- ныхъ каналовъ свидѣтельствуютъ о прежней культурѣ. Преслѣдованія, бѣдность и бѣгство въ лѣса естественно должны были измѣнить и самые нравы народа; бывъ нѣкогда цивилизо ванными, гонды снова сдѣлались дикарями, смѣпгаваясь съ дикими племенами, обитателями джунглей. Тѣ изъ гондовъ, которыхъ назы ваютъ ассуль, т. е. «чистокровными», постро или свои селенія въ самыхъ глухйхъ, наиболѣе удаленныхъ отъ дорогъ, мѣстностяхъ, среди лѣсовъ; они старательно избѣгаютъ иностран- цевъ, и очень многіе англичане изъѣздили Г«індвану во всѣхъ направленіяхъ, не видя нигдѣ чистыхъ потомковъ народа, который прежде владѣлъ этимъ краемъ; одно изъ гонд- скихъ племенъ даже соглашается платить на логи подъ тѣмъ непремѣннымъ условіемъ, что бы никогда не видѣть сборщика: подъѣхавъ къ деревнѣ. сборщикъ податей бьетъ въ барабанъ и затѣмъ удаляется; по возвраіценіи черезъ нѣкоторое время, онъ иаходитъ требуемую сумму, положенную на камнѣ близъ входа въ селеніе ■). Однако, когда этимъ ассулямъ, или чистымъ гондамъ, случится неизбѣжпо встрѣ- титься съ нынѣшними властителями страны, они смѣло смотрятъ имъ въ лицо, съ муже ственною гордостью, и никогда не унижаются до того, чтобы льстить и лгать передъ завоева телями, какъ это дѣлаетъ большинство инду совъ; вообще они отличаются мужествомъ, пря- модушіемъ, правдивостью. Малорослые и коре настые, они почти всѣ имѣютъ одинаковый черты: нлоскій носъ, толстыя губы, широкое лицо, вокругъ котораго ниспадаютъ черные волосы густыми прядами. Мужчины не носятъ украшеній, кромѣ серьги (кольца) въ одномъ ухѣ; но женщины надѣваютъ на себя ожерелья, браслеты, перстни, разный драгоцѣнныя вещи и татуируютъ себѣ лицо и бедра. Между гон- дами, какъ и у орисскихъ хондовъ, суще- ствуютъ еще племена, но употребляющія ни какой одежды, кромѣ букета изъ листьевъ,— примитивный костюмъ, какъ говорятъ. соста- ‘) Dalton, „Ethnology of Bengal1, вляющій недавнее нововведеніе '); ѳсть также племена, которыя ограничиваются тѣмъ, что обмазываюсь себѣ тѣло золой и грязью; когда на ихъ горахъ задуетъ сильный вѣтеръ, они зажигаюсь болыніе костры, чтобы защитить себя отъ холода, но гнушаются прикрывать свою наготу какимъ-нибудь одѣяніемъ 2). Въ Сатпурѣ они имѣютъ привычку стоять на од ной ногѣ передъ своими гостями, въ знакъ уваженія 8). У нѣкоторыхъ изъ этихъ народ цевъ не суіцествуетъ даже земледѣлія; когда не удастся наловить дичи, эти несчастные пи таются корнями, ягодами, дикігаъ медомъ, пре смыкающимися и разными звѣрками; нерѣдко случалось видѣть, какъ они оспаривали падаль у коршуновъ. Нѣкоторыя изъ ихъ племенъ обвиняли въ томъ, будто они убиваюсь ста- риковъ и ѣдятъ ихъ мясо на публичныхъ пир- шествахъ. Несомнѣнно то, что они дѣлали своимъ богамъ человѣческія жертвоприноше- нія; но теперь эти жертвы замѣнеиы куклами и соломенными чучелами. Боговъ у гонда безгсонечное мнижество. Все ему божество: солнце, гора, скала, дерево, ру чей, вѣтеръ, который проносится, шумъ, кото рый онъ слышитъ, духъ предка или злой гешй, спрятавшийся, какъ онъ думаетъ, въ древесной листвѣ. Въ особенности онъ боготворитъ су щества, которыя внушаюіъ ему страхъ: богъ- тигръ, смѣпшваемый съ Вишну, есть изъ всѣхъ высшихъ силъ та, къ которой онъ съ наиболь- шимъ жаромъ возноситъ свои мольбы. Но его религія все болѣе и болѣе приближается къ браманскимъ вѣрованіямъ и обрядностямъ, и между индусскими богами онъ чтитъ въ осо бенности героевъ Пандуидовъ, Биму и Арджт- ну, отъ которыхъ онъ далее произкодитъ свой родъ 4). Эмигрантъ-гондъ, который спускается съ родныхъ горъ въ раввину, чтобы идти въ города искать себѣ заработка въ качествѣ ра- бочаго на заводахъ, принииаетъ участіе въ религіозиыхъ церемоніяхъ индусовъ, такъ асе, какъ выучивается говорить ихъ языкомъ. Тор говцы, называемые брииджари, ходятъ, въ со- провожденіи своихъ выочныхъ животныхъ, изъ мѣстечка въ мѣстечко, чтобы обмѣнивать на мѣстныя произведенія разныя украшенія и ткани англійской или ипдійской мануфактуры, и размазываюсь въ то же время новости внѣшняго міра. Новыя деревни, которыя те перь основываются, не имѣютъ уяге общаго дома для холостой молодежи; вообще, нравы и обы чаи съ каждымъ днемъ все болѣе и болѣе индіанизируются. Въ одномъ только гонды *) Hislop, „Essay on Gonds11; R. Temple, „India as it is“. 2) Glasfurd, „Selections from Records for the Govur- nement of India“, j V h XXXIX. 3) Sterndale, „Seonnee, or Camp Life on the Satpura Range1*. ‘) Cain, „On the Kois or Gonds of Central India11.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz