Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

4 2 5 ГОНДВАНА ИЛИ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ 11Р0ВИНЦШ. 4 2 6 многія группы областями чисто индусскими, они не могли бы оказать никакого сонротивле- нія завоевателямъ. Съ прошлаго столѣтія, подъ господствомъ мараттовъ, они потеряли свою независимость, но еще помнятъ свою былую славу. Иѣкоторые потомки царскихъ фамилій еще получаютъ пенсію отъ англійскаго пра­ вительства. Не подлежитъ сомнѣнію, что гонды нѣкогда были цивилизованнымъ народомъ. Уже первыя священный книги говорятъ объ ихъ городахъ; исторія иослѣдннхъ вѣковъ показываетъ ихъ соперниками индусовъ въ мирныхъ искус- ствахъ. Въ лѣсахъ и джунгляхъ встрѣчается множество остатковъ храмовъ и дворцовъ; слѣды болыпихъ дорогъ, плотинъ, ороситель- ныхъ каналовъ свидѣтельствуютъ о прежней культурѣ. Преслѣдованія, бѣдность и бѣгство въ лѣса естественно должны были измѣнить и самые нравы народа; бывъ нѣкогда цивилизо­ ванными, гонды снова сдѣлались дикарями, смѣпгаваясь съ дикими племенами, обитателями джунглей. Тѣ изъ гондовъ, которыхъ назы­ ваютъ ассуль, т. е. «чистокровными», постро­ или свои селенія въ самыхъ глухйхъ, наиболѣе удаленныхъ отъ дорогъ, мѣстностяхъ, среди лѣсовъ; они старательно избѣгаютъ иностран- цевъ, и очень многіе англичане изъѣздили Г«індвану во всѣхъ направленіяхъ, не видя нигдѣ чистыхъ потомковъ народа, который прежде владѣлъ этимъ краемъ; одно изъ гонд- скихъ племенъ даже соглашается платить на­ логи подъ тѣмъ непремѣннымъ условіемъ, что­ бы никогда не видѣть сборщика: подъѣхавъ къ деревнѣ. сборщикъ податей бьетъ въ барабанъ и затѣмъ удаляется; по возвраіценіи черезъ нѣкоторое время, онъ иаходитъ требуемую сумму, положенную на камнѣ близъ входа въ селеніе ■). Однако, когда этимъ ассулямъ, или чистымъ гондамъ, случится неизбѣжпо встрѣ- титься съ нынѣшними властителями страны, они смѣло смотрятъ имъ въ лицо, съ муже­ ственною гордостью, и никогда не унижаются до того, чтобы льстить и лгать передъ завоева­ телями, какъ это дѣлаетъ большинство инду­ совъ; вообще они отличаются мужествомъ, пря- модушіемъ, правдивостью. Малорослые и коре­ настые, они почти всѣ имѣютъ одинаковый черты: нлоскій носъ, толстыя губы, широкое лицо, вокругъ котораго ниспадаютъ черные волосы густыми прядами. Мужчины не носятъ украшеній, кромѣ серьги (кольца) въ одномъ ухѣ; но женщины надѣваютъ на себя ожерелья, браслеты, перстни, разный драгоцѣнныя вещи и татуируютъ себѣ лицо и бедра. Между гон- дами, какъ и у орисскихъ хондовъ, суще- ствуютъ еще племена, но употребляющія ни­ какой одежды, кромѣ букета изъ листьевъ,— примитивный костюмъ, какъ говорятъ. соста- ‘) Dalton, „Ethnology of Bengal1, вляющій недавнее нововведеніе '); ѳсть также племена, которыя ограничиваются тѣмъ, что обмазываюсь себѣ тѣло золой и грязью; когда на ихъ горахъ задуетъ сильный вѣтеръ, они зажигаюсь болыніе костры, чтобы защитить себя отъ холода, но гнушаются прикрывать свою наготу какимъ-нибудь одѣяніемъ 2). Въ Сатпурѣ они имѣютъ привычку стоять на од­ ной ногѣ передъ своими гостями, въ знакъ уваженія 8). У нѣкоторыхъ изъ этихъ народ­ цевъ не суіцествуетъ даже земледѣлія; когда не удастся наловить дичи, эти несчастные пи­ таются корнями, ягодами, дикігаъ медомъ, пре­ смыкающимися и разными звѣрками; нерѣдко случалось видѣть, какъ они оспаривали падаль у коршуновъ. Нѣкоторыя изъ ихъ племенъ обвиняли въ томъ, будто они убиваюсь ста- риковъ и ѣдятъ ихъ мясо на публичныхъ пир- шествахъ. Несомнѣнно то, что они дѣлали своимъ богамъ человѣческія жертвоприноше- нія; но теперь эти жертвы замѣнеиы куклами и соломенными чучелами. Боговъ у гонда безгсонечное мнижество. Все ему божество: солнце, гора, скала, дерево, ру­ чей, вѣтеръ, который проносится, шумъ, кото­ рый онъ слышитъ, духъ предка или злой гешй, спрятавшийся, какъ онъ думаетъ, въ древесной листвѣ. Въ особенности онъ боготворитъ су­ щества, которыя внушаюіъ ему страхъ: богъ- тигръ, смѣпшваемый съ Вишну, есть изъ всѣхъ высшихъ силъ та, къ которой онъ съ наиболь- шимъ жаромъ возноситъ свои мольбы. Но его религія все болѣе и болѣе приближается къ браманскимъ вѣрованіямъ и обрядностямъ, и между индусскими богами онъ чтитъ въ осо­ бенности героевъ Пандуидовъ, Биму и Арджт- ну, отъ которыхъ онъ далее произкодитъ свой родъ 4). Эмигрантъ-гондъ, который спускается съ родныхъ горъ въ раввину, чтобы идти въ города искать себѣ заработка въ качествѣ ра- бочаго на заводахъ, принииаетъ участіе въ религіозиыхъ церемоніяхъ индусовъ, такъ асе, какъ выучивается говорить ихъ языкомъ. Тор­ говцы, называемые брииджари, ходятъ, въ со- провожденіи своихъ выочныхъ животныхъ, изъ мѣстечка въ мѣстечко, чтобы обмѣнивать на мѣстныя произведенія разныя украшенія и ткани англійской или ипдійской мануфактуры, и размазываюсь въ то же время новости внѣшняго міра. Новыя деревни, которыя те­ перь основываются, не имѣютъ уяге общаго дома для холостой молодежи; вообще, нравы и обы­ чаи съ каждымъ днемъ все болѣе и болѣе индіанизируются. Въ одномъ только гонды *) Hislop, „Essay on Gonds11; R. Temple, „India as it is“. 2) Glasfurd, „Selections from Records for the Govur- nement of India“, j V h XXXIX. 3) Sterndale, „Seonnee, or Camp Life on the Satpura Range1*. ‘) Cain, „On the Kois or Gonds of Central India11.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz