Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
ВО Я листва деревъ, исключая только листьевъ гаореи; ни одного двѣтка не видно на вѣтвяхъ: природа имѣетъ печальный и утомительно однообразный видь. Въ обработанных^ мѣстцо- стяхъ одно только большое дерево всегда ува жается жителями: это мхова, съ вкусными вѣн- чиками цвѣтовъ. Рѣка Нарбада, принимаемая часто за есте ственную границу между Сѣверной Индіей и Деканомъ, спускается изъ своихъ верхнихъ бассейновъ, бывигихъ нѣкогда озерными, ря- домъ дефилеевъ, затѣмъ, по выходѣ изъ верх- пихъ ущелій, приыимаетъ почти прямолиней ное направлѳніе къ западо-юго-заиаду, кото рое и сохраняешь во всемъ своемъ дальнѣйшемъ теченіи до самаго впаденія въ Камбейскій за ливъ. Естественная граница между верхней Нарбадой и еясреднимъ теченіемъ обозЕіачена «Мраморнымъ» ущельемъ, представляющимъ одно изъ заыѣчательнѣйшихъ мѣстоположеній въ центральной Индіи. Рѣка разомъ низвер гается въ эту узкую тѣснину, образуя каскадъ въ 9 метровъ высоты, извѣстный подъ именемъ «Пѣнящагося Водопада». На протяженіи километровъ трехъ мраморныя стѣны ущелья, изваянныя въ видѣ колоссальныхъ колоннъ, расколотая на неравные слои, высятся на 30 метровъ по обѣ стороны съуженнаго русла, имѣюіцаго всего только около 20 метровъ ши рины, на днѣ котораго несется потокъ, стре мительный и глубокій. Испещренныя тамъ и сямъ вкрапленными въ мраморъ черноватыми вулканическими породами, которыя своимъ контрастомъ дѣлаютъ еще болѣе яркою бѣлизну мраморныхъ утесовъ, двѣ ослѣпительныя бѣло- снѣжныя стѣны рѣзко отдѣляютъ голубую по лосу неба отъ голубой полосы водъ; ни одного деревца, ни одной травинки не растетъ въ уг- лубленіяхъ скалы; камень повсюду совершен но голый; только рои дикихъ пчелъ понавѣшали свои восковые соты на выступахъ стѣнъ. Круго образный храмт Вера-Гатъ, окруженный ко лоннадами, составленными изъ статуй, изобра- жающихъ женщинъ,—образцовое произведете нндусскаго искусства,—господствуетъ надъ са мою узкою частью «Мраморнаго ущелья». Эти «Мраморныя скалы» знамениты также и въ миѳологіи индусскаго народа: легіоны обезьянъ, слѣдовавшіе за богомъ-обезьяиой Гануманомъ, перескочили черезъ эту мраморную пропасть, а небесный слонъ, на которомъ ѣхалъ Индра, оставилъ на камнѣ слѣдъ своей ноги. Оттого воды Нарбады почитаются особенно священ ными въ этомъ мѣстѣ, и набожные люДи при- ходятъ издалека, чтобы бросить трупы своихъ родныхъ въ священный потокъ: часто можно видѣть, какъ крокодилы оспариваюсь другъ у друга эту отвратительную добычу '). Между рѣками Индіи Нарбада или Рева—наиболѣе 4 1 9 ГЛАВА II.- *) Forsyth, цитированное сочипеніе. чтимая послѣ Ганга, и даже, согласно одному древнему пророчеству, она должна остаться свя щенною во вѣки вѣковъ, тогда какъ Гангъ уже въ концѣ настоящаго столѣтія потеряетъ свою чудодѣйственную силу. Камешки, взятые изъ ложа Нарбады, тоже почитаются священными, и поклонники Сивы носятъ ихъ, какъ амулеты. Никакая клятва не можетъ превзойти въ силѣ клятву, которую произноситъ индусъ, стоя въ теченіи этой рѣки, съ гирляндой изъ красныхъ цвѣтовъ вокругъ шеи и нѣсколькими каплями божественной воды въ правой рукѣ, Такъ же, какъ на берегахъ Ганга, и на берегахъ Нар бады можно встрѣтить пилигримовъ, которые дали обѣтъ подняться вверхъ по долияѣ вдоль одного берега, отъ самаго устья до храма, сто- ящаго при истокѣ, на горѣ Амаркантакъ, и от туда опять спуститься впизъ по теченію до ли мана, слѣдуя по другому берегу; это полное паломничество или прадакшгсна , странствіе, въ которомъ нужно пройти около 2.600 киломе тровъ, продолжается обыкновенно два года, но- причинѣ многочисленныхъ остановокъ у свя тынь, встрѣчающихся по дорогѣ. Влагочестіе еще гораздо больше, чѣмъ торговый экспедиціи или завоевательные походы, открыли мало-по малу центральный области Полуострова индус скому вліянію; пилигримы, приходнвшіе въ землю гондовъ, пользовались защитой и покро- вительствомъ со стороны туземнаго населенія, тогда какъ пріѣзжихъ купцовъ обыкновенно грабили, а силѣ завоевателей противополагали тоже силу. Ниже Мраморнаго ущелья рѣка вступаетъ въ аллювіальную равнину, бывшее озеро, за сыпанное иломъ и обломками, обширный бас сейнъ, за которымъ слѣдуютъ другіе подобные же бассейны; на пространствѣ около 400 кщ- лометровъ, по направленно отъ востока къ за паду, залегаетъ широкая плодоносная долина, между плоскогорьями Мальва и горными цѣпями Магадео; благодаря земледѣльческой культурѣ, группировкѣ городскихъ населеній, постройкѣ путей сообщенія, въ центральной части драви- дійской страны основалась своего рода вну тренняя Индія, и черезъ боковыя долины про должается постепенно, шагъ за шагомъ, даль- нѣйшее присоединеніе этого края къ цивилизо ванному міру. Но озерныя равнины, по кото рымъ протекаетъ Нарбада, не открываются прямо на приморскую равнину, облегающую берега Камбейскаго залива; онѣ отдѣлены отъ послѣдней рядомъ ущелій, гдѣ рѣка низвер гается стремнинами и каскадами. Нарбада слишкомъ изрѣзана водопадами и въ особен- Iности слишкомъ неравномерна въ отношеніи массы катимой воды, чтобы ею молено было пользоваться для цѣлей судоходства. Ея бас сейнъ, длинный и узкій, можетъ быть сравиенъ съ рвомъ, проведеннымъ отъ западнаго мор- скаго берега до середины Полуострова; круто индустанъ . 4 2 0
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz