Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

4 1 3 БАССЕЙНЫ РѢКЪ СУБАРЯАРЕХА, БАЙТАРАНИ, БРАМАНИ И МАГА-НАДДИ, ОРИССА, ЧАТИСГАРЪ. 4 1 4 щихся богомольцевъ, по большей части гряз- ныхъ и получающихъ дурную или недостаточ­ ную пищу. Еще не такъ давно часто случалось, что улицы Пури были загромождены валявши­ мися мертвыми тѣлами, которыя служили пи­ щей голоднымь собакамъ, да и въ наши дни еще дорога, по которой слѣдуютъ паломники, отмѣчена вереницами труповъ. Въ видахъ охраненія городскихъ поселеній отъ заразы, правительство начертало опредѣленный марш­ рута, которымъ воспрещается заходить въ ле- жаіціе на пути города партіямъ индусовъ, воз­ вращающимся изъ Джагганата. Въ 32 километрахъ къ востоку отъ Пури, недалеко отъ морскаго берега, видны руины Канаракскаго храма, посвященнаго солнцу; европейцы дали ему прозвище «Черной Па­ годы». Хотя сильно поломанный искателями сокровищъ и любителями античныхъ рѣдкостей, испещренныя именами путешественниковъ, изваянія Канаракской пагоды, тѣмъ не менѣе, иринадлежатъ къ числу прекраснѣйшихъ скулыітурныхъ произведет!, какія сохрани­ лись отъ лучшихъ эпохъ искусства, да и самое зданіе, сооруженное, какъ нолагаютъ, въ концѣ девятаго столѣтія, справедливо считается пер- ломъ индусскаго зодчества. Джаджнуръ или Яджпуръ, «Городъ жертвоприношенія», стоя- щій на правомъ берегу рѣки Байтарани,—то­ же одинъ изъ замѣчательнѣйшихъ городовъ Ориссы по своимъ памятникамъ, посвящен- нымъ, большею частью, Сивѣ и Парвати, и по своей уединенной колоннѣ, подобной столбу, воздвигнутому передъ Джагганатскимъ хра- момъ. Джаджпуръ былъ до Каттака главнымъ городомъ Ориссы. Важнѣйшіе города Ориссы и округа Ча­ тисгаръ: Каттакъ (1891 г.) — 47.186 жит.; ІІури — 28.794 жит.; Райпуръ— 20.300 ж.; Баласоръ— 18.250 жит.; Самбальпуръ — 11.700 жит.; Джаджпуръ (Яджпуръ)— 10.750 жит. Измѣнчивыя песчаныя мели, разсѣяныя вдоль берега, и бары, заграждающіе входъ въ устья Мага-Надди, долго не позволяли евро- иейскимъ кораблямъ приближаться къ при­ брежью; только туземныя суда отваживались переходить черезъ образуемые барами пороги при высокомъ ириливѣ, чтобы идти къ нри- станямъ внутреннихъ рынковъ за грузами риса и другихъ земледѣльческихъ продуктовъ. Въ I860 году нѣкоторые французскіе негоціан- ты, живущіе въ Калькуттѣ, рѣшились ввести свои корабли въ «Великую рѣку» черезъ устье Фольсъ-Пойнтъ, и вскорѣ послѣ того, во время голода, постигшаго край, сюда стали выгружать съѣстиые припасы, посылавшіеся изъ индійской столицы. Теперь, хорошо изслѣ- ванный, снабженный буями, бакенами и фона­ рями или маяками, Фольсъ-Пойнтъ сдѣлался однимъ изъ наиболѣе доступныхъ портовъ во- сточнаго берега; защищенныя отъ южнаго мус­ сона песчаною косой, суда, изъ которыхъ боль­ шое число носятъ французскійфлагъ, безопасно стоятъна якорѣ върейдѣ, гдѣобыкновенно бы­ ваетъ отъ 7 до 8 метровъ глубины, затѣмъ, въ пе- ріодыприлива, сообщаются съ внутренними го­ родами посредствомъ лихтеровъ и пароходовъ; но нужно опасаться, что судамъ въ скоромъ времени придется искать себѣ другаго приста­ нища, потому что захваты ила у береговъ бухты превышаюсь, ереднимъ числомъ, 36 ме­ тровъ въ годъ 1). Движеніе судоходства въ портѣ Фольсъ-Пойнтъ въ 1875 году: 110 судовъ съ общею грузовмѣстимоетыо 118.375 тоннъ; цѣнность торговыхъ оборотовъ 6.530.000 франковъ. Какъ складочное мѣсто произведе­ н а Ориссы, яортъ Фольсъ-Пойнтъ имѣетъ бо- лѣе важное значеаіе, чѣмъ всѣ другія гавани этого берега и даже чѣмъ Баласоръ, нѣкогда очень оживленный портъ до основанія Каль­ кутты и мѣстопребываніе датской торговой конторы до 1846 года. Неподалеку оттуда, въ Оубарнарехѣ, городѣ, теперь уже исчезнувшем!,, который находился при устьѣ рѣки того же имени, англичане основали свою первую кон­ тору на почвѣ Индіи, въ 1634 году; въ томъ же мѣстѣ ранѣе находилась португальская кон­ тора Пильпинъ J). XI. Гондвана или центральный провннціи; верхніе бассейны рѣкъ Соны, Нарбады, Таити и Годавери. Еще въ половинѣ настоящаго столѣтія эта область была въ большей части своего протя- женія «невѣдомою страною». Внѣ городовъ и вдали отъ главныхъ дорогъ простирались опа- сныя пространства, по которымъ рыскали раз­ бойники пиндари или въ которыхъ жили дикія племена пшдовъ. Нѣкоторые округи, опусто­ шенные мараттами, обратились въ совершен­ ный пустыни, и бывшія поля и селенія заросли чащами джунгля. Въ настоящее время цен­ тральный провинціи, за исключеніемъ юго-во- сточной части, граничащей съ туземнымъ го- сударствомъ Бастаръ, иринадлежатъ къ числу наилучше изслѣдованныхъ областей Полуостро­ ва. Желѣзнаядорога, важнѣйшая въ Индіи, про- ходитъ черезъ Гондвану, чтобы соединить Бом­ бей съ Калькуттой черезъ Аллахабадъ и Бе­ наресъ; другой рельсовой путь, который про- никаетъ въ южную часть края, скоро доставить болѣе прямое сообщеніе между двумя столи­ цами. Вообще, эта страна, ещ е одна изъ наи- менѣе населенныхъ частей Индіи сравнительно *) Taylor, „Abstract of Reports of the Surveys in India for 1 8 7 6 - 1 8 7 7 “. 3) W. W. Hunter, „Statistical Account of Bengal".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz