Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
4 1 3 БАССЕЙНЫ РѢКЪ СУБАРЯАРЕХА, БАЙТАРАНИ, БРАМАНИ И МАГА-НАДДИ, ОРИССА, ЧАТИСГАРЪ. 4 1 4 щихся богомольцевъ, по большей части гряз- ныхъ и получающихъ дурную или недостаточ ную пищу. Еще не такъ давно часто случалось, что улицы Пури были загромождены валявши мися мертвыми тѣлами, которыя служили пи щей голоднымь собакамъ, да и въ наши дни еще дорога, по которой слѣдуютъ паломники, отмѣчена вереницами труповъ. Въ видахъ охраненія городскихъ поселеній отъ заразы, правительство начертало опредѣленный марш рута, которымъ воспрещается заходить въ ле- жаіціе на пути города партіямъ индусовъ, воз вращающимся изъ Джагганата. Въ 32 километрахъ къ востоку отъ Пури, недалеко отъ морскаго берега, видны руины Канаракскаго храма, посвященнаго солнцу; европейцы дали ему прозвище «Черной Па годы». Хотя сильно поломанный искателями сокровищъ и любителями античныхъ рѣдкостей, испещренныя именами путешественниковъ, изваянія Канаракской пагоды, тѣмъ не менѣе, иринадлежатъ къ числу прекраснѣйшихъ скулыітурныхъ произведет!, какія сохрани лись отъ лучшихъ эпохъ искусства, да и самое зданіе, сооруженное, какъ нолагаютъ, въ концѣ девятаго столѣтія, справедливо считается пер- ломъ индусскаго зодчества. Джаджнуръ или Яджпуръ, «Городъ жертвоприношенія», стоя- щій на правомъ берегу рѣки Байтарани,—то же одинъ изъ замѣчательнѣйшихъ городовъ Ориссы по своимъ памятникамъ, посвящен- нымъ, большею частью, Сивѣ и Парвати, и по своей уединенной колоннѣ, подобной столбу, воздвигнутому передъ Джагганатскимъ хра- момъ. Джаджпуръ былъ до Каттака главнымъ городомъ Ориссы. Важнѣйшіе города Ориссы и округа Ча тисгаръ: Каттакъ (1891 г.) — 47.186 жит.; ІІури — 28.794 жит.; Райпуръ— 20.300 ж.; Баласоръ— 18.250 жит.; Самбальпуръ — 11.700 жит.; Джаджпуръ (Яджпуръ)— 10.750 жит. Измѣнчивыя песчаныя мели, разсѣяныя вдоль берега, и бары, заграждающіе входъ въ устья Мага-Надди, долго не позволяли евро- иейскимъ кораблямъ приближаться къ при брежью; только туземныя суда отваживались переходить черезъ образуемые барами пороги при высокомъ ириливѣ, чтобы идти къ нри- станямъ внутреннихъ рынковъ за грузами риса и другихъ земледѣльческихъ продуктовъ. Въ I860 году нѣкоторые французскіе негоціан- ты, живущіе въ Калькуттѣ, рѣшились ввести свои корабли въ «Великую рѣку» черезъ устье Фольсъ-Пойнтъ, и вскорѣ послѣ того, во время голода, постигшаго край, сюда стали выгружать съѣстиые припасы, посылавшіеся изъ индійской столицы. Теперь, хорошо изслѣ- ванный, снабженный буями, бакенами и фона рями или маяками, Фольсъ-Пойнтъ сдѣлался однимъ изъ наиболѣе доступныхъ портовъ во- сточнаго берега; защищенныя отъ южнаго мус сона песчаною косой, суда, изъ которыхъ боль шое число носятъ французскійфлагъ, безопасно стоятъна якорѣ върейдѣ, гдѣобыкновенно бы ваетъ отъ 7 до 8 метровъ глубины, затѣмъ, въ пе- ріодыприлива, сообщаются съ внутренними го родами посредствомъ лихтеровъ и пароходовъ; но нужно опасаться, что судамъ въ скоромъ времени придется искать себѣ другаго приста нища, потому что захваты ила у береговъ бухты превышаюсь, ереднимъ числомъ, 36 ме тровъ въ годъ 1). Движеніе судоходства въ портѣ Фольсъ-Пойнтъ въ 1875 году: 110 судовъ съ общею грузовмѣстимоетыо 118.375 тоннъ; цѣнность торговыхъ оборотовъ 6.530.000 франковъ. Какъ складочное мѣсто произведе н а Ориссы, яортъ Фольсъ-Пойнтъ имѣетъ бо- лѣе важное значеаіе, чѣмъ всѣ другія гавани этого берега и даже чѣмъ Баласоръ, нѣкогда очень оживленный портъ до основанія Каль кутты и мѣстопребываніе датской торговой конторы до 1846 года. Неподалеку оттуда, въ Оубарнарехѣ, городѣ, теперь уже исчезнувшем!,, который находился при устьѣ рѣки того же имени, англичане основали свою первую кон тору на почвѣ Индіи, въ 1634 году; въ томъ же мѣстѣ ранѣе находилась португальская кон тора Пильпинъ J). XI. Гондвана или центральный провннціи; верхніе бассейны рѣкъ Соны, Нарбады, Таити и Годавери. Еще въ половинѣ настоящаго столѣтія эта область была въ большей части своего протя- женія «невѣдомою страною». Внѣ городовъ и вдали отъ главныхъ дорогъ простирались опа- сныя пространства, по которымъ рыскали раз бойники пиндари или въ которыхъ жили дикія племена пшдовъ. Нѣкоторые округи, опусто шенные мараттами, обратились въ совершен ный пустыни, и бывшія поля и селенія заросли чащами джунгля. Въ настоящее время цен тральный провинціи, за исключеніемъ юго-во- сточной части, граничащей съ туземнымъ го- сударствомъ Бастаръ, иринадлежатъ къ числу наилучше изслѣдованныхъ областей Полуостро ва. Желѣзнаядорога, важнѣйшая въ Индіи, про- ходитъ черезъ Гондвану, чтобы соединить Бом бей съ Калькуттой черезъ Аллахабадъ и Бе наресъ; другой рельсовой путь, который про- никаетъ въ южную часть края, скоро доставить болѣе прямое сообщеніе между двумя столи цами. Вообще, эта страна, ещ е одна изъ наи- менѣе населенныхъ частей Индіи сравнительно *) Taylor, „Abstract of Reports of the Surveys in India for 1 8 7 6 - 1 8 7 7 “. 3) W. W. Hunter, „Statistical Account of Bengal".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz