Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
4 1 1 ГЛАВА, II.— ИНДУСТАНЪ. 4 1 2 і жи святилища воспрещаютъ имъ входъ въ храмъ ‘). Оби охотно допускаютъ людей низ шей касты, приходящихъ издалека и которыхъ они больше не увидятъ, но держатъна почти- тельномъ разстояніи тѣ презрѣнныя существа, съ которыми имъ приходится встрѣчаться каж дый день. Священное зданіе, окруженное широкою че- тыреугольною оградою, каждая сторона кото рой имѣетъ болѣе 200 метровъ длины, распо ложено на Ниль-Гири, или «Голубой горѣ», пеболыиомъ пригоркѣ, образовавшемся, вѣро- ятно, изъ обломковъ буддійскаго храма. Со оружуніе его восходитъ къ концу двѣнадцатаго сголѣтія; магометанскіе завоеватели, разрушив- шіе большую часть индусскихъ святилищъ въ Ориссѣ, пощадили Джагганатскій храмъ, кото рый, благодаря отдачѣ на откупъ сбора при- ношѳній ииодаяыій, доставлялъ имъ значитель ные доходы. Въ самомъ дѣлѣ,религія и до сихъ поръ составляетъ глав ный, почти единствен ный цромыселъ терри- торіи Пури, обитатели которой, въ числѣ около двадцати тысячъ душъ, живутъ прямо или кос венно эксплоатаціею яравовѣрныхъ. Жрецы и служители ори Джаг- ганатской святынѣ, об щее число которыхъ доходитъ до 6.000, раз- дѣляются на ,36 поряд- ковъ и 97 классовъ, и состоятъ подъ главнымъ начальствомъ раджи,ко торый имѣетъ наслѣд- ственную должность подметальщика храма. Они посылаютъ странствующихъ приказчнковъ во всѣ провпнціи зазывать пилигримовъ, которымъ они обѣщаютъ вѣчное спасеніе, взамѣнъ добро- хотныхъ приношеній, пожертвованныхъ въ пользу бога и его служителей, и собираютъ та кимъ образомъ каждый годъ около милліона франковъ; къ этому сбору нужно еще приба вить доходы съ земель, уступленныхъ храму англійскнмъ правительствомъ; знаменитый ал- мазъ Кохъ-и-нуръ («Гора Свѣта»), прпнадлѳ- жащій теперь королевѣ-нмнератрицѣ Викторіи, былъ завѣщанъ Джагганатскому храму ЛагОр- скимъ раджей, Ранджитъ-Сиягомъ, но придвор ный ювелиръ отказался выдать его служителямъ святилища2). Статуя бога Вишну, такъ же, какъ статуи его брата и сестры, надъ которыми под нимается самая высокая башня храма, пред ставляютъ грубыя фигуры, едва отесанные чур- *) W. W. Hunter, „Orissa“. 3) А. Keane, рукоішсііыя замѣтки. баны; но это не мѣшаетъ имъ быть самыми священными, наиболѣе чтимыми изображения ми во всей Индіи. Каждый годъ, въ іюнѣ или въ іюлѣ мѣсяцѣ, 4.200 служителей храма впря гаются въ колесницу бога Вишну, подвижную деревянную пагоду, около 14 метровъ выши ной, покоющуюся на восьми иарахъ колесъ, и тащатъ ее въ «Храмъ Сада», расположенный на краю плоскаго песчанаго берега, почти въ 2 километрахъ отъ Джагганата. Эта древняя буддійская церемонія напоминаетъ, безъ со- миѣнія, годовщину рожденія основателя буддиз ма Шакіа-Муни •); такимъ образомъ здѣсь сли лись двѣ религіи подъ именемъ Вишну. Ііуте- шествіе громадной махины, вязнущей въ пе- скѣ, продолжается нѣсколько дней. Вошло въ пословицу, что иные фанатическіе пилигримы бросаются подъ колеса чудовищной колесницы, чтобы имѣть счастье умереть въ состояніи свя тости; но этотъ родъ са моубийства всегда былъ псішочительнымъ фак- томъ,какимъ бываетъвъ Европѣ добровольная смерть подъ колесами локомотивовъ;когда слу чится подобное несча- стіе, движеяіе колесни цы тотчасъ же пріоста- навливается, и жрецы приступаютъ къ очи стительными церемоні - ямъ. Точно также обы чай, называемый вир- ем|)г,состоявшійвътомъ, что нѣкоторые вѣрую- іціе,ради спасенія души, привѣшивались на ост рые крюки, зацѣпляе- мые за мясо спины, такъ что тѣло ихъ, при дви- женіи колесницы, качалось изъ стороны въ сто рону, совершенно вышелъ изъ употребленія уже при жизни прошлаго поколѣнія, и вѣро- ятно, онъ всегда былъ запрещаемъ охраните лями пурійской святыни, такъ какъ Джагга- натъ есть «богъ любви», и видъ крови впу- шаетъ ему ужасъ. Въ наши дни религіозная ревность ослабѣваетъ, число пилигримовъ по стоянно уменьшается, и девять десятыхъ ихъ состоятъ изъ женщинъ 2); только женщины сохранили древнюю вѣру. Джагганатскій храмъ служитъ гнѣздомъ и разсадникомъ заразы, какъ и Мекская кааба; но въ послѣднее время, бла годаря уменьшенію наплыва пилигримовъ и принятію мѣръ къ улучшенію общественной гигіены, уменьшилась опасность эгшдемій, ко торыя прежде каждый годъ зарождались и сви- рѣпствовали между толпами отовсюду стекаю- *) Rajendmlala Mitra, „Antiquities of Orissa11. '•*) W. W. Hunter, „Orissa".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz