Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

4 1 1 ГЛАВА, II.— ИНДУСТАНЪ. 4 1 2 і жи святилища воспрещаютъ имъ входъ въ храмъ ‘). Оби охотно допускаютъ людей низ­ шей касты, приходящихъ издалека и которыхъ они больше не увидятъ, но держатъна почти- тельномъ разстояніи тѣ презрѣнныя существа, съ которыми имъ приходится встрѣчаться каж­ дый день. Священное зданіе, окруженное широкою че- тыреугольною оградою, каждая сторона кото­ рой имѣетъ болѣе 200 метровъ длины, распо­ ложено на Ниль-Гири, или «Голубой горѣ», пеболыиомъ пригоркѣ, образовавшемся, вѣро- ятно, изъ обломковъ буддійскаго храма. Со­ оружуніе его восходитъ къ концу двѣнадцатаго сголѣтія; магометанскіе завоеватели, разрушив- шіе большую часть индусскихъ святилищъ въ Ориссѣ, пощадили Джагганатскій храмъ, кото­ рый, благодаря отдачѣ на откупъ сбора при- ношѳній ииодаяыій, доставлялъ имъ значитель­ ные доходы. Въ самомъ дѣлѣ,религія и до сихъ поръ составляетъ глав­ ный, почти единствен­ ный цромыселъ терри- торіи Пури, обитатели которой, въ числѣ около двадцати тысячъ душъ, живутъ прямо или кос­ венно эксплоатаціею яравовѣрныхъ. Жрецы и служители ори Джаг- ганатской святынѣ, об­ щее число которыхъ доходитъ до 6.000, раз- дѣляются на ,36 поряд- ковъ и 97 классовъ, и состоятъ подъ главнымъ начальствомъ раджи,ко­ торый имѣетъ наслѣд- ственную должность подметальщика храма. Они посылаютъ странствующихъ приказчнковъ во всѣ провпнціи зазывать пилигримовъ, которымъ они обѣщаютъ вѣчное спасеніе, взамѣнъ добро- хотныхъ приношеній, пожертвованныхъ въ пользу бога и его служителей, и собираютъ та­ кимъ образомъ каждый годъ около милліона франковъ; къ этому сбору нужно еще приба­ вить доходы съ земель, уступленныхъ храму англійскнмъ правительствомъ; знаменитый ал- мазъ Кохъ-и-нуръ («Гора Свѣта»), прпнадлѳ- жащій теперь королевѣ-нмнератрицѣ Викторіи, былъ завѣщанъ Джагганатскому храму ЛагОр- скимъ раджей, Ранджитъ-Сиягомъ, но придвор­ ный ювелиръ отказался выдать его служителямъ святилища2). Статуя бога Вишну, такъ же, какъ статуи его брата и сестры, надъ которыми под­ нимается самая высокая башня храма, пред­ ставляютъ грубыя фигуры, едва отесанные чур- *) W. W. Hunter, „Orissa“. 3) А. Keane, рукоішсііыя замѣтки. баны; но это не мѣшаетъ имъ быть самыми священными, наиболѣе чтимыми изображения­ ми во всей Индіи. Каждый годъ, въ іюнѣ или въ іюлѣ мѣсяцѣ, 4.200 служителей храма впря­ гаются въ колесницу бога Вишну, подвижную деревянную пагоду, около 14 метровъ выши­ ной, покоющуюся на восьми иарахъ колесъ, и тащатъ ее въ «Храмъ Сада», расположенный на краю плоскаго песчанаго берега, почти въ 2 километрахъ отъ Джагганата. Эта древняя буддійская церемонія напоминаетъ, безъ со- миѣнія, годовщину рожденія основателя буддиз­ ма Шакіа-Муни •); такимъ образомъ здѣсь сли­ лись двѣ религіи подъ именемъ Вишну. Ііуте- шествіе громадной махины, вязнущей въ пе- скѣ, продолжается нѣсколько дней. Вошло въ пословицу, что иные фанатическіе пилигримы бросаются подъ колеса чудовищной колесницы, чтобы имѣть счастье умереть въ состояніи свя­ тости; но этотъ родъ са­ моубийства всегда былъ псішочительнымъ фак- томъ,какимъ бываетъвъ Европѣ добровольная смерть подъ колесами локомотивовъ;когда слу­ чится подобное несча- стіе, движеяіе колесни­ цы тотчасъ же пріоста- навливается, и жрецы приступаютъ къ очи­ стительными церемоні - ямъ. Точно также обы­ чай, называемый вир- ем|)г,состоявшійвътомъ, что нѣкоторые вѣрую- іціе,ради спасенія души, привѣшивались на ост­ рые крюки, зацѣпляе- мые за мясо спины, такъ что тѣло ихъ, при дви- женіи колесницы, качалось изъ стороны въ сто­ рону, совершенно вышелъ изъ употребленія уже при жизни прошлаго поколѣнія, и вѣро- ятно, онъ всегда былъ запрещаемъ охраните­ лями пурійской святыни, такъ какъ Джагга- натъ есть «богъ любви», и видъ крови впу- шаетъ ему ужасъ. Въ наши дни религіозная ревность ослабѣваетъ, число пилигримовъ по­ стоянно уменьшается, и девять десятыхъ ихъ состоятъ изъ женщинъ 2); только женщины сохранили древнюю вѣру. Джагганатскій храмъ служитъ гнѣздомъ и разсадникомъ заразы, какъ и Мекская кааба; но въ послѣднее время, бла­ годаря уменьшенію наплыва пилигримовъ и принятію мѣръ къ улучшенію общественной гигіены, уменьшилась опасность эгшдемій, ко­ торыя прежде каждый годъ зарождались и сви- рѣпствовали между толпами отовсюду стекаю- *) Rajendmlala Mitra, „Antiquities of Orissa11. '•*) W. W. Hunter, „Orissa".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz