Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
4 0 7 ГЛАВА I I .— ИНДУС ГАН Ь. 4 0 3 очень люболытенъ своими рынками, куда ди кари различныхъ расъ стекаются тысячами. Въ верхнемъ бассейнѣ рѣки Мага-ЬІадди самый замѣчательный городъ — Райпуръ, ле- жаіцій на высотѣ менѣе 300 .метровъ, почти въ центрѣ равнины, нѣкогда озерной, которая превратилась въ плодоносный округъ Чатис гаръ, т. е. «Тридцати шести замковъ». Благо даря своему выгодному положенію, городъ этотъ является очень дѣятельнымъ рынкомъ. Донгаргаонъ, еще недавно бывшій маленькой деревушкой, затерянной среди джунглей, сдѣ- лался главнымъ сборнымъ мѣстомъ для хлѣ- боторговцевъ; во время ярмарокъ здѣсь соби рается болѣе ста тысячъ иногороднихъ посѣ- тителей, съ 40.000 воловъ и 13.000 телѣгъ. Самбальпуръ, въ ущѳльяхъ, черезъ которыя протекаетъ Мага-Надди, эанимаетъ выгодное иоложеніе, находясь на берегу этой судоходной рѣки, которая, смотря по времени года, измѣ- няется въ ширинѣ отъ 40 до 1.600 метровъ. Городъ этотъ прославился своими алмазными пріисками, которые были посѣщены уже въ 1766 году европейцемъ Моттомъ; мѣсто, гдѣ находятъ алмазы въ наиболыпемъ количествѣ, лежитъ близъ впаденія рѣчки Ибъ (Гебе) въ Мага-Надди. Въ періодъ мелководья около пяти тысячъ джхаровъ, или «промывалыциковъ», собираются на берегу Мага-Надди, чтобы за прудить рукавъ этой рѣки, проходящій по Ги- ра-кунду, или «Алмазному фонтану», и искать драгоцѣнные камни, смешанные съ галькой рѣчного ложа. Европейцы нѣсколько разъ вы хлопатывали себѣ у правительства монополію этой промышленности, но выгоды, получаемыя отъ эксплоатаціи алмазныхъ пріисковъ, ока зывались недостаточными для покрытія издер- жекъ производства1). ЬІѢкоторые геологи отож дествили Самбальпуръ съ древнимъ городомъ Сумальпуръ, но, по всей вѣроятности, этотъ алмазный рынокъ находился сѣвернѣе, на рѣкѣ Гоэль, верхнемъ притокѣ Брамани. Ниже по теченію Мага-Надди, Сонпуръ и Бодъ, сто лицы медіатизированныхъ государствъ, пред- ставляютъ лишь незначительный мѣстечки. Каттакъ, т. е. «Крѣпость», столица провин- ціи Ориссы, занимаетъ треугольную вершину дельты, между Мага-Надди въ собственномъ смыслѣ и другою вѣтвыо, рѣкой Каджури; это было бы великолѣпное географическое поло жение, если бы теченіе «Великой рѣкн» не бы ло такъ опасно, и если бы судоходство могло правильнымъ образомъ пользоваться измѣнчи- выми рукавами дельты. Каттакъ долженъ былъ окружить себя высокими оградительными пло тинами, которыя превращаютъ его въ островъ во время разливовъ; эти гидравлическія соору- женія и запруды рѣки составляютъ самыя за- мѣчателышя строенія города; что касается ’) V. Ball, „The Diamonds, Coal and Gold of India". крѣпостцы, отъ которой онъ получилъ свое названіе, то теперь это не болѣе какъ горка развалинъ. Но окрестный горы сохранили еще драгоцѣнные памятники эпохъ буддійской, ма гометанской и браманской, изображения, изсѣ- ченныя въ скалѣ, и гроты, преобразованные въ храмы. Всѣ релпгіозные перевороты Индіп оставили по себѣ слѣды на священной почвѣ Ориссы, и при томъ жители всегда выбирали самыя живописныя мѣстоположенія, чтобы укра шать ихъ колоннадами и произведеніями скульп туры. Самая любопытная группа храмовъ на ходится километрахъ въ тридцати къ югу отъ Каттака, близъ Буванешвара, м!,стечка, быв- шаго нѣкогда столицей государства. Большая часть архитектурныхъ остатковъ, которые на ходятся въ окружающихъ гротахъ,— буддій- скаго происхожденія. Одна надпись на ска- лахъ принадлежитъ къ тѣмъ многочисленнымъ надписямъ, которыя были вырѣзаны, по пове- лѣнію императора Асоки, въ разныхъ мѣстахъ Индіи; другая, болѣе древняя, разсказываетъ исторію одного магадсісаго царя, жившаго за двадцать два вѣка до нашего времени1). Нѣісо- торыя изваянія въ храмахъ воспроизводясь че- ловѣческія формы съ такою вѣрностыо и изяще- ствомъ отдѣлки, что многіѳ археологи припи сывали эти скульптурныя произведенія греко- бактрійскимъ художникамъ. Какъ «святая земля» индусовъ, страна Орис са дѣлится на четыре области, которыя, впро чемъ, всѣ одинаково служатъ «преддверіемъ неба», и обитатели которыхъ должны неминуе мо попасть, послѣ своей смерти, въ жилище блаженныхъ духовъ. Какъ только пилигримъ, идущій съ сѣвера, переступилъ за «теплую Байтарани», этотъ «Стиксъ индусовъ», онъ уже вступаетъ въ совершенно новый міръ: жрецъ шепчетъ ему на ухо, что онъ, паломникъ, спо добился проникнуть въ царство грознаго Сивы и Нарвати. На юго - востокѣ, около устьевъ Мага-ЬІадди, лежитъ область «Солнца», теперь мало посѣщаемая богомольцами, хотя святили ща до сихъ поръ стоятъ еще тамъ вдоль пу- стынныхъ береговъ рѣки. Берега озера Шил- ка, которые нѣкогда, по сказанію легенды, бы ли окружены 7.000 храмами, тоже посвящены богу Сивѣ. Но область святая между святыми, та область, «славы которой самъ Сива не мо жетъ себѣ представить»,—это территория Пу ри, заключенная между двумя плоскими боло тистыми берегами океанскаго пребрежья, въ сторонѣ отъ дороги, по которой слѣдовали за воеватели. Тамъ царствуетъ Вишну уже пят надцать столѣтій, тамъ стоить знаменитый Джагганатскій храмъ, посѣщаемый иногда тре мя стами тысячъ пилигримовъ въ годъ. Триж ды блаженъ тотъ, на долю кого выпало счастье умереть въ виду «Вратъ Рая» и башни, на *) Rajendralala Mitra, „Antiquities of Orissau .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz