Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

4 0 5 БАССЕЙНЫ РѢКЪ СУБАРНЛРЕХА, БАЙТАРЛШІ. БРЛМЛНИ И МАГА-НАДДИ, ОРИССА, ЧАТИСГАРЪ. 4 0 6 твопринощѳніе, совершенное но повелѣпію Ва- старскаго раджи, состояло изъ 28 человѣче- скихъ жертвъ, и по этому случаю была далее организована правильная почтовая служба, для того, чтобы каждое сосѣднее племя полу­ чило свою долю мяса и пепла. Въ 1835 году, какъ только Макферсонъ и другіе офицеры обнаружили существованіе этого чудовиіцнаго обычая, негодующіе англичане потребовали уничтожевія его на будущее время, и даже были посылаемы вооруженный экспедиціи въ горы, чтобы наказать упорствующихъ; въ 1859 и 1860 годахъ было освобождено около 550 меріа, обреченныхъ на закланіе. Тѣмъ не ыенѣе, хонды уступили лишь подъ условіемъ, чтобы имъ было позволено вину за прекраще- ніе человѣческихъ жертвоприношеній торже­ ственно сложить на иностранцевъ Разрѣшеніе имъ было дано; но чторѣшило ихъ окончатель­ ное обращеніе, такъ это превосходный уро­ жай, слѣдовавшій за освобожденіемъ меріа; богиня Тари показала тѣмъ, что она удовле­ творена; куркума, или «индійскій шафранъ», одно изъ главныхъ произведеній края, принялъ нрекраснѣйшую окраску безъ того, чтобы не­ обходимо было увлажнять его человѣческою кровью. Кажется, что съ 1860 года уже не было ни одного человѣческаго жертвоприно- шенія въ странѣ; сами Хонды дивятся, какъ могли они прежде вѣрить въ необходимость этихъ кровавыхъ религіозныхъ обрядовъ '). Тѣмъ не менѣе, однако, дикій звѣрь не уиеръ н можетъ еще проснуться. Во время воз- станія, вспыхнувшаго лѣтомъ 1882 года, хон­ ды области Калаханди, послѣ того, какъ они соединились въ одну общую конфедерацію, принеся клятву во взаимной вѣрности на тиг­ ровой шкурѣ, перебили сотни индусскихъ зем- ледѣльцевъ, изъ касты культовъ, которые посте­ пенно захватывали земли па ихъ территоріи, и говорятъ, что для того, чтобы призвать сво­ ихъ соотечественниковъ на священную брань, они послали каждому клану кусокъмяса жертвъ. Индусское населеніе, занимающее равнины дельты, равно какъ долины го окружности горныхъ хребтовъ, примыкаетъ къ бенгаль- щімъ нечувствительными переходами и гово- ритъ языкомъ санскритскаго происхожденія, Называемыми урія, который употребляютъ так­ же въ полуденной Бенгаліи и въсопредѣльныхъ округахъ Мадраса и центральныхъ провинцій; вообще, группу нарѣчія урія составляютъ отъ восьми до десяти милліоновъ человѣкъ. Инду­ сы, говорящіе этимъ идіомомъ, принадлежатъ ко всякимъ кастамъ, изъ которыхъ иныя, меж­ ду прочимъ, касты нановъ, занимающихся ме­ лочной торговлей, и телинговъ, промышляю- щихъ рыболовствомъ и поселившихся вокругъ озера ІНилка,—очевидно, смѣпіанной расы, дравидійской и коларійской. Во многихъ отно- шеніяхъ мы находимся, въ области Орисса, на общей границѣ двухъ міровъ— арійскаго и дра- видійскаго, и, можетъ быть, это именно обсто­ ятельство и было причиной того, что Орисса пріобрѣла особенную святость въ глазахъ двухъ- названныхъ расъ, между которыми тамъ часто происходила вооруженная борьба и которыя воздвигли тамъ много памитниковъ въ воспоми- наніе своихъ бигвь. Между индусскими каста­ ми есть такія, которыя въ теченіе настоящаго столѣтія снова поднялисыізъ униженія и сбро­ сили съ себя угнетавшій ихъ позоръ. Чамары, жители округа Чатисгаръ, на долю которыхъ было оставлено только ремесло живодеровъ и землекоповъ, сгруппировались въ одинъ пре­ красный день вокругъ одного пророка, ко­ торый провозглашалъ отмѣну всякихъ кастъ и равенство всѣхъ людей. Когда они не стали болѣе признавать высшихъ между другими ин­ дусами, и на нихъ перестали смотрѣть какъ- на низшихъ. Народный обычай измѣнилъ даже самое имя чамаровъ: ихъ называютъ теперь сатнами, по восклицанію «сатъ намъ , сатъ нам?Л», которое они испукаютъ утромъ и вече- ромъ, падая ницъ передъ восходяіцимъ или заходящимъ солнцемъ. Этихъ индусовъ, кото­ рые сумѣли снова завоевать сѳбѣ почетное мѣсто среди своихъ соотечественниковъ и ко­ торые составляютъ одинъ изъ трудолюбивѣй- шихъ классоцъ пндійскаго общества, насчиты- ваютъ около 300.000 душъ *). Населенные въ большей части своего протя- женія дикими народцами и еще не перерѣзан- ные желѣзною дорогой, которая соединяла бы ихъ съ Калькуттой или Бомбеемъ, вѳрхніе бас­ сейны рѣкъ Субарнанеха,Вайтарами,Брамани, Мага-Надди не имѣютъ многолюдныхъ горо­ довъ, но развалины древнихъ городскихъ носе- леній и груды шлаковъ около мѣсторожденій золота и мѣди *) доказывают!., что этотъ край нѣкогда принадлежалъ цивилизованному на­ роду. Призматическая песчаниковая скала, называемая Рамгаръ, или «Замкомъ Рама», ко­ торая, словно гигантская крѣпость, поднимается высоко надъ лѣсомъ дерева саль, близъ исто­ ковъ рѣки Субарнахера, сохранила еще на своей вершинѣ, навысотѣ 800 метровъ, остатки города, двойная ограда котораго представляетъ замѣчательнѣйшія детали, сдѣланныя въ ин- дусскомъ стилѣ, съ примѣсью арабскаго; есте­ ственные гроты Рамтара покрыты изваяніямн и надписями. Чайбаса, главный городъ окру­ га Сингбхумъ, или «Земля Господъ», получив- шаго это названіе отъ раджпутскихъ князей, самъ по себѣ маленькій городокъ, на одномъ изъ верхнихъ притоковъ Вайтарани, но онъ f) Macpherson, „Journal of the Royal Asiatic Society11; farapell; Mac Neill; Dalton; Hunter; Monier Williams, etc. ') Hunter, „Imperial Gazetteer of India“. J) Stohr, „Mitthflilungen von Petermann“, 1861, № 6.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz