Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
4 0 5 БАССЕЙНЫ РѢКЪ СУБАРНЛРЕХА, БАЙТАРЛШІ. БРЛМЛНИ И МАГА-НАДДИ, ОРИССА, ЧАТИСГАРЪ. 4 0 6 твопринощѳніе, совершенное но повелѣпію Ва- старскаго раджи, состояло изъ 28 человѣче- скихъ жертвъ, и по этому случаю была далее организована правильная почтовая служба, для того, чтобы каждое сосѣднее племя полу чило свою долю мяса и пепла. Въ 1835 году, какъ только Макферсонъ и другіе офицеры обнаружили существованіе этого чудовиіцнаго обычая, негодующіе англичане потребовали уничтожевія его на будущее время, и даже были посылаемы вооруженный экспедиціи въ горы, чтобы наказать упорствующихъ; въ 1859 и 1860 годахъ было освобождено около 550 меріа, обреченныхъ на закланіе. Тѣмъ не ыенѣе, хонды уступили лишь подъ условіемъ, чтобы имъ было позволено вину за прекраще- ніе человѣческихъ жертвоприношеній торже ственно сложить на иностранцевъ Разрѣшеніе имъ было дано; но чторѣшило ихъ окончатель ное обращеніе, такъ это превосходный уро жай, слѣдовавшій за освобожденіемъ меріа; богиня Тари показала тѣмъ, что она удовле творена; куркума, или «индійскій шафранъ», одно изъ главныхъ произведеній края, принялъ нрекраснѣйшую окраску безъ того, чтобы не обходимо было увлажнять его человѣческою кровью. Кажется, что съ 1860 года уже не было ни одного человѣческаго жертвоприно- шенія въ странѣ; сами Хонды дивятся, какъ могли они прежде вѣрить въ необходимость этихъ кровавыхъ религіозныхъ обрядовъ '). Тѣмъ не менѣе, однако, дикій звѣрь не уиеръ н можетъ еще проснуться. Во время воз- станія, вспыхнувшаго лѣтомъ 1882 года, хон ды области Калаханди, послѣ того, какъ они соединились въ одну общую конфедерацію, принеся клятву во взаимной вѣрности на тиг ровой шкурѣ, перебили сотни индусскихъ зем- ледѣльцевъ, изъ касты культовъ, которые посте пенно захватывали земли па ихъ территоріи, и говорятъ, что для того, чтобы призвать сво ихъ соотечественниковъ на священную брань, они послали каждому клану кусокъмяса жертвъ. Индусское населеніе, занимающее равнины дельты, равно какъ долины го окружности горныхъ хребтовъ, примыкаетъ къ бенгаль- щімъ нечувствительными переходами и гово- ритъ языкомъ санскритскаго происхожденія, Называемыми урія, который употребляютъ так же въ полуденной Бенгаліи и въсопредѣльныхъ округахъ Мадраса и центральныхъ провинцій; вообще, группу нарѣчія урія составляютъ отъ восьми до десяти милліоновъ человѣкъ. Инду сы, говорящіе этимъ идіомомъ, принадлежатъ ко всякимъ кастамъ, изъ которыхъ иныя, меж ду прочимъ, касты нановъ, занимающихся ме лочной торговлей, и телинговъ, промышляю- щихъ рыболовствомъ и поселившихся вокругъ озера ІНилка,—очевидно, смѣпіанной расы, дравидійской и коларійской. Во многихъ отно- шеніяхъ мы находимся, въ области Орисса, на общей границѣ двухъ міровъ— арійскаго и дра- видійскаго, и, можетъ быть, это именно обсто ятельство и было причиной того, что Орисса пріобрѣла особенную святость въ глазахъ двухъ- названныхъ расъ, между которыми тамъ часто происходила вооруженная борьба и которыя воздвигли тамъ много памитниковъ въ воспоми- наніе своихъ бигвь. Между индусскими каста ми есть такія, которыя въ теченіе настоящаго столѣтія снова поднялисыізъ униженія и сбро сили съ себя угнетавшій ихъ позоръ. Чамары, жители округа Чатисгаръ, на долю которыхъ было оставлено только ремесло живодеровъ и землекоповъ, сгруппировались въ одинъ пре красный день вокругъ одного пророка, ко торый провозглашалъ отмѣну всякихъ кастъ и равенство всѣхъ людей. Когда они не стали болѣе признавать высшихъ между другими ин дусами, и на нихъ перестали смотрѣть какъ- на низшихъ. Народный обычай измѣнилъ даже самое имя чамаровъ: ихъ называютъ теперь сатнами, по восклицанію «сатъ намъ , сатъ нам?Л», которое они испукаютъ утромъ и вече- ромъ, падая ницъ передъ восходяіцимъ или заходящимъ солнцемъ. Этихъ индусовъ, кото рые сумѣли снова завоевать сѳбѣ почетное мѣсто среди своихъ соотечественниковъ и ко торые составляютъ одинъ изъ трудолюбивѣй- шихъ классоцъ пндійскаго общества, насчиты- ваютъ около 300.000 душъ *). Населенные въ большей части своего протя- женія дикими народцами и еще не перерѣзан- ные желѣзною дорогой, которая соединяла бы ихъ съ Калькуттой или Бомбеемъ, вѳрхніе бас сейны рѣкъ Субарнанеха,Вайтарами,Брамани, Мага-Надди не имѣютъ многолюдныхъ горо довъ, но развалины древнихъ городскихъ носе- леній и груды шлаковъ около мѣсторожденій золота и мѣди *) доказывают!., что этотъ край нѣкогда принадлежалъ цивилизованному на роду. Призматическая песчаниковая скала, называемая Рамгаръ, или «Замкомъ Рама», ко торая, словно гигантская крѣпость, поднимается высоко надъ лѣсомъ дерева саль, близъ исто ковъ рѣки Субарнахера, сохранила еще на своей вершинѣ, навысотѣ 800 метровъ, остатки города, двойная ограда котораго представляетъ замѣчательнѣйшія детали, сдѣланныя въ ин- дусскомъ стилѣ, съ примѣсью арабскаго; есте ственные гроты Рамтара покрыты изваяніямн и надписями. Чайбаса, главный городъ окру га Сингбхумъ, или «Земля Господъ», получив- шаго это названіе отъ раджпутскихъ князей, самъ по себѣ маленькій городокъ, на одномъ изъ верхнихъ притоковъ Вайтарани, но онъ f) Macpherson, „Journal of the Royal Asiatic Society11; farapell; Mac Neill; Dalton; Hunter; Monier Williams, etc. ') Hunter, „Imperial Gazetteer of India“. J) Stohr, „Mitthflilungen von Petermann“, 1861, № 6.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz