Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

403 ГЛАВА II.----ИНДУСТАНЪ. 4 0 4 касается похоронныхъ обрядовъ, то они похо- дятъ на тѣ же обряды у народа хасіа. Коларій- цы сжигаютъ вмѣстѣ съ тѣломъ покойника всѣ вещи, которыя ему нравились при жизни, и прикрываютъ прахъ его долженами и сложен­ ными въ кучу камнями; многія деревни уз­ наешь издали по этимъ мегалитамъ. Харріа постуиаютъ въ этомъ случаѣ иначе: такъ же, какъ н санталы, они ввѣряютъ любимый прахъ теченію рѣки; священными водами у санталовъ почитаются воды Дамуды, у харріа — воды Брамани. Вообще говоря, понятливые, смышленые, жедающіе нравиться,—даже слишкомъ желаю­ щее, потому что оскорбленіе, пеуваженіе или иевииманіе часто такъ сильно дѣйствуетъ на иихъ, что обиженный самъ себя лишаетъ жиз­ ни ■ коларійцы, можетъ быть, самые подат­ ливые изъ всѣхъ туземцевъ Индіи въ отноше- ніи принятія религіи англичанъ. Въ то время, какъ у различныхъ народцевъ этой страны протестантскія церкви состоятъ только изъ нѣсколькихъ голодныхъ туземцевъ, кромѣ са- михъ миссіонеровъ и ихъ семействъ, христіан- скія общины коларійской земли заключаютъ въ себѣ тысячи новообращенныхъ членовъ; озло- бленіе противъ индусовъ помогаетъ во мно­ гихъ мѣстахъ перемѣнѣ религіи. Англійское вліяніе проявилось другимъ образомъ на пле­ мена хондовъ или хандовъ, которые живутъ разбросанно отдѣльными семьями въ области восточяыхъ Гатскихъ горъ, и преимуществен­ но на югѣ отъ рѣки Мага-ЬІадди, въ юж­ ной Ориссѣ, въ Калаханди, въ Бастарѣ и въ иѣкоторыхъ округахъ Мадрасской провинціи. Эти хонды сохранили свою религію, но они уже отказались отъ чудовищнаго обычая че- ловѣческихъ жертвоириношеній, и дѣтоубій- ство, нѣкогда очень обыкновенное у нихъ, теперь считается уже иреступленіемъ. Дравидійцы по языку2), хонды, которые, впро­ чемъ, довольно многочисленны, такъ какъ ихъ насчитываютъ до 75.000 душъ въ одной толь­ ко Ориссѣ, да столько же въ области Кала­ ханди, нрннадлежатъ къ смѣшанной расѣ. З а ­ мечательно, что, живя рядомъ съ народами, такъ строго соблюдающими разграниченіе кла- новъ или кастъ, они нисколько не заботятся о сохранеиіи чистоты своей крови; тысячи ин­ дусовъ низшихъ кастъ живутъ среди нихъ; кромѣ того, безчеловѣчный обычай умеріцвле- нія дѣвочекъ, которымъ хонды такъ печально отличались отъ всѣхъ окружающихъ народцевъ, заставлялъ ихъ добывать себѣ женъ на сто- ронѣ, у своихъ сосѣдей коларійцевъ, у инду­ совъ равнины и у гоядовъ, жителей централь- ныхъ ировинцій; въ нѣкоторыхъ хондскихъ се- леаіяхъ мы напрасно стали бы искать маленъ- ') Dalton, „Ethnology of Bengal11. Dalton, цитированное сочшюніе. кую дѣвочку: каждая дѣвочка тотчасъ жѳ послѣ ея рожденія была положена въ новый глиня­ ный сосудъ и зарыта въ землю въ мѣстѣ, ука- занномъ астрологомъ, какъ такОмъ, откуда могъ повѣять злой рокъ. Но если хонды охот­ но роднились посредствомъ браковъ съ своими сосѣдями, то они очень крѣпко держатся за свою землю, которая принадлежитъ имъ, какъ они выражаются, «съ самаго начала», идо сихъ поръ большинство изъ нихъ оказывало упор­ ное сопротивленіе всякимъ попыткамъ земин- даровъ, которые желали бы присоединить эти хондскія земли къ своимъ имѣніямъ; они даже сумѣли уклоняться отъ платежа налога англи- чанамъ. Чтобы лучше бороться за сохранение своихъ правъ, хонды образовали изъ себя обіцій союзъ или федерацію и собираются иногда въ народныя собранія, происходящая подъ предсѣдательствомъ ихъ начальниковъ или аббайе, которымъ они оказываютъ большое по­ чтете. Равнымъ образомъ, изъ любви къ почвѣ, которая ихъ кормитъ, племена хондовъ, покло- няющіяся Тари, богинѣ земли, приносили ей человѣческія жертвы. Чрезъ посредство куп- цовъ смѣшанной расы, они покупали въ сосѣд- нихъ странахъ дѣтей, предназначѳнныхъ къ роли меріа, т. е. обреченныхъ на закланіе, а иногда даяіе, во время голода, между самими хондами находились родители, продававшіе сво­ ихъ сыновей или дочерей для кровавой цере- моніи. Этихъ меріевъ, называемыхъ токи на. языкѣ хондовъ, должно было покупать непре- мѣнно цѣной серебра, для того, чтобы прине­ с е т е ихъ въ жертву было угодно богинѣ; часто- они были почитаемы соглашающимися на свое закланіе, и жрецъ аргументировалъ съ ними, чтобы убѣдить ихъ принять смерть доброволь­ но; но обыкновенно этихъ несчастныхъ при­ водили, съ помощью опіума, въ состояніе опь- яненія для того, чтобы можно было убивать ихъ безъ сопротивлеяія. «Мы купили тебя,— говорилъ жрецъ, обращаясь къ меріи,—ника­ кой грѣхъ не тяготѣетъ на насъ!» Послѣ этого- обращенія, онъ взывалъ къ богинѣ, моля ее- наполнить житницы, дать рости и плодиться домашнему скоту, свиньямъ и птицѣ, прогнать, тигровъ и змѣй, затѣмъ онъ поражалъ жер­ тву, и толпа бросалась на нее, чтобы разорвать, ее на куски; въ нѣкоторыхъ деревняхъ жертву сжигали на медленномъ огнѣ для того, чтобы она пролила много слезъ и чтобы дожди были обильны въ году. Каждый глава семейства получалъ кусокъ освященнаго человѣческаго' мяса, которымъ онъ натиралъ порогъ своей житницы и который онъ затѣмъ зарывалъ. въ землю въ своемъ саду, или втыкалъ на кодъ, вбитый въ дно сосѣдняго ручья; пеиелъ костей и внутренностей жертвы развѣвался по полямъ или смѣшивался съ зерномъ, предназначен- нымъ для посѣва. Одно только подобное жер-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz