Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
3 9 9 ГЛАВА II.— ИНДУСТАНЪ. 4 0 0 о которыхъ упошінаютъ древнія индусскія ле- тѣмъ не менѣѳ, имѣютъ пріятную физіономію; генды подъ именемъ саура или савара d). татуируются у нихъ только однѣ женщины, Согласно преданію, тѣ изъ коларійцевъ, ко- да и то простыми параллельными линіями, на- торые въ настоящее время населяютъ южную часть Чота-Нагпора, происходятъ отъ надіи, которая обитала нѣкогда въ Бегарѣ, области гангскаго бассейна, носившей въ старину имя Коларія; въ ту эпоху, когда Шакіа-Муни про- повѣдывалъ свое ученіе, населеніе Гайя со стояло, вѣроятно, изъ коларійцевъ, потому что изваянія въ храмахъ воспроизводятъ типъ этого племени, а не типъ арійцевъ 2). Вытѣс- ненный изъ долины Ганга, народъ коль уда лился въ долины юга и на плоскогорья, соста вляющая продолженіе системы горъ Виндіа. Везъ сомнѣнія, большинство туземцевъ этого племени, слившихся съ индусскими населепіями, раздѣляются теперь уже не на колѣна, или кланы, а на касты, вмѣстѣ съ судрами смѣшан- иаго происхождѳнія; однако, число тѣхъ, ко торые сохранили свои національные обычаи, преданія и языкъ и которые живутъ еще особ- няком'ъ отъ нндусовъ, весьма значительно; ихъ насчитываютъ до милліона душъ. Одна только группа племенъ, называемыхъ мунда или мун- дари, къ которой принадлежатъ народцы ага- ріаховъ, или кочующихъ кузиецовъ3), состоитъ болѣе чѣмъ изъ 400.000 человѣкъ. Суммарный народныя переписи насчитываютъ 300.000 душъ племени бумиджъ или мури и 150.000 душъ племени го или ларка. Это главныя ко- ларійскія націи, если только не считать при надлежащими къ тому же этнографическому корню туземцевъ коли, живущихъ въ Гудзера- тѣ, на западномъ берегу Индіи. Всѣ коларійцы имѣютъ ясное сознаніе давности пребыванія ихъ племени въ странѣ и смотрятъ на окру- жающихъ народовъ какъ на пришельцевъ. Согласно ихъ легендамъ, они — нагбханси, т. е. «рожденные отъ змѣя», истиннаго вла- дѣльца земли и горъ; недалеко отъ Самбаль- пура туземцы прежде приносили каждый годъ козленка въ жертву огромному змѣю-фетишу, котрраго они считали столь же древнимъ, какъ міръ, и который, по ихъ вѣрованію, долженъ былъ погибнуть только вмѣстѣ съ этимъ міромъ. Самое названіе бумиджъ есть синонпмъ «Сы- новъ почвы», а слово го означаетъ «людей» по преимуществу. Во всякомъ случаѣ, эти послѣдніе, т. е. ту земцы го, могутъ быть приняты за типъ дру гихъ коларійскихъ племенъ, и земля, которую они населяютъ, въ области Сингбхумъ, полу чила спеціально названіе Коланъ или Коле- ханъ. Они, по большей частя, выше ростомъ и сильнѣе, нежели ихъ единоплеменники; хотя лицо у нихъ широкое и черты плоскія, они, *) W. \Ѵ. Hunter, „Orissa11. ' ) Wilford, , Asiatic Researches", vol. IX; Dalton, „Ethnology of Bengal11. 3) Y. Ball, „Jungle Life in India11. чертанными на лбу и на вискахъ, обозначаю- щими своими разчѣрами и взаимнымъ раз- стояніемъ кланъ и племя, изъ котораго про исходить женщина, или дѣвушка. Цвѣтъ кожи у нихъ различный, отъ чериаго до краснова- таго смотря по мѣсту жительства и роду пи щи; но коларійцы рѣдко емѣшиваются съ людьми чужой расы; брачные союзы у нихъ всегда заключаются внѣ собственнаго клана, въдругомъ иодраздѣленіи того же колѣна. Они живутъ самостоятельными республиками и сами исправно приносятъ слѣдующія съ нихъ подати въ главный городъ округа, не позволяя сбор щику входить въ ихъ лѣса '). Единственные иноплеменники, которыхъ они терпятъ въ своихъ общинахъ,—это ткачи, гончары и дру- гіе ремесленники арійской расы, потомки быв- шихъ военноплѣнныхъ; послѣ хлѣбопашества, въ которомъ они отличаются своимъ трудолю- біемъ и искусствомъ, коларійцы оставили за собою только одинъ родъ промышленности— обработку желѣза. Они очень привязаны къ родной землѣ, къ своей отчинѣ, и чтобы защи тить ее нротивъ захватовъ со стороны инду- совъ, они не разъ посылали своимъ сосѣдямъ стрѣлу, въ знакъ объявленія войны, и въ на значенный день спускались съ горъ, чтобы раз громить селенія своихъ враговъ. Какъ санталы и ораонцы, какъ многіе монгольскіе народцы, какъ индѣйцы Сѣверной Америки, коларійцы принимаютъ для своихъ различныхъ клановъ, какъ отличительный символическій знакъ, изо бражения разныхъ животныхъ; каждый имѣетъ свой особенный тотемъ. Они почитаютъ тѣпи или души предковъ, заклинаютъ разными при- ношеніями зложелательство свирѣпыхъ живот ныхъ, въ особенности тигра 2), поклоняются солнцу, какъ «отцу людей», рѣкамъ, горамъ и всѣмъ силамъ природы; около каждой деревуш ки находится еще священная рощица, остатокъ прежняго дѣвственнаго лѣса, и считается вели- кимъ преступленіемъ занести топоръ на одно изъ этихъ деревъ, служащихъ обиталиіцемъ бо- говъ. Иногда они приносятъ въ жертву солнцу животныхъ, но жертвенникъ, посвященный этому божеству, не долженъ быть сдѣланъ ру кой человѣка: у народа харріа кровь жертвъ проливается обыкновенно надъ муравейни- комъ. У коларійцевъ не существуетъ никакихъ учрежденій или обычаевъ, которые напоми нали бы главенство матери (матріархатъ); въ этомъ отношеніи они совершенно отличаются отъ гарро и другихъ туземцевъ Ассама. У нихъ наслѣдство переходитъ непосредственно ‘) Tickell, „Journal of the Asiatic Society of Calcutta11, 1840; Štohr, „Mittheilungen von Petermann", 1861, № 6. ’) Delplace, „Annales de la Propagation de la Foi“, raai, 1875.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz