Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
3 9 7 БАССЕЙНЫ РѢКЪ СУБАРИАРЕХА, БАЙТАРЛНИ, БРАМАНН И МАГА-НАДДИ, ОРИССА, ЧАТИСГАРЪ. 3 9 8 линію судоходства между Ііаттакомъ и Каль куттой; другіе второстепенные каналы, поль зуясь средней покатостью дельты, составляю щей около 28 сантиметровъ на километръ, расходятся лучеобразно по всѣмъ направле- ніямъ, разнося питательную влагу по при- брежнымъ равнинамъ. Около 320.000 гекта- ровъ, т. е. почти четверть всего пространства области, могли бы быть уже правильно оро шаемы при помощи проведенной до спхъ поръ ирригаціонной системы; но привычки индус- скпхъ земледѣльцевъ нзмѣняются медленно, и на большей части своей сѣти каналы пока не приносятъ иной пользы, кромѣ того, что регул ируютъ въ извѣстной мѣрѣ излпшекъ водъ разлива. Тѣмъ не менѣе, опасность на- нодненій далеко еще пе устранена; очевидно, что при выходѣ долинъ, изливающихся въ верхній циркъ Мага-Надди, а не въ самыхъ равнинахъ дельты, нужно предупредить воз можность катастрофъ посредствомъ резерву- аровъ, расположенныхъ уступами одинъ надъ другимъ, и оросительныхъ каналовъ. Населеніе бассейна Мага-Надди и другихъ рѣкъ Ориссы—индусское въ огромвомъ боль шинству однако, въ области горъ живутъ еще первобытные обитатели края или аборигены. Туземцы коль или коларійцы южной части округовъ Чота-Нагпоръ и Чатисгаръ и Орис- скихъ высотъ разсматриваются даже какъ представители цѣлой совокупности племенъ, и хотя сродство языковъ ни въ какомъ случаѣ не можетъ служить доказательством!, сродства расъ. названіе коларійской группы было дано многочисленнымъ нарѣчіямъ Индіи по сю сто рону Ганга, не принадлежащим!, ни къ арій- скому, ни къ дравидійскому корню. Судя по физическому виду нассленій и но происхожде- нію идіомовъ, можно заключить, что коларійцы сохранились среди иноплеменныхъ завоевате лей какъ бы въ видѣ этнографическихъ остро- вовъ и архипелаговъ; ихъ можно встрѣтить въ Гималаяхъ, въ горахъ Ассама, въ Индо Китаѣ, но особенно много ихъ въбассейнѣ рѣки Мага- Надди, гдѣ они представляютъ наибольшее разнообразіе племенъ, стоящнхънавсевозмож- ныхъ ступеняхъ цивилизацін. Джуаны или паттуасы, называемые также джангали, или «обитателями джунглей», жи- вутъ въ числѣ около 3.000 душъ въ гористой области, заключающейся между верхнею Бра- мани и Байтарани; это, вѣроятно, наименѣе цивилизованные изъ коларійцевъ. Они назы ваютъ себя «первыми изъ людей» и даже пока- зываютъ мѣсто, гдѣ родились ихъ прародители: это два истока рѣки Байтарани, открывающее ся, «словно двѣ ноздри %коровы», на бокахъ утеса. Джуаны не поднялись по лѣстницѣ ци- вилизаціи даже до искусства дѣлать глиняные сосуды и ткать холстъ, — искусства, которое знаютъ почти всѣ дикіе народы; большое коли чество каменныхъ орудій, найденное въ краѣ при раскопкахъ, указываетъ на то, что эти ту земцы еще очень недавно находились въ нео- литовомъ (новокаменномъ) вѣкѣ; оружіемъ у нихъ служатъ лукъ и стрѣлы, и въ особенно сти праща. Они очень малорослы (средній ростъ мужчинъ— 1.520 метр., средній ростъ женщинъ—1.423 метр.), и некоторые антропо логи смотрятъ на нихъ какъ на представите лей расы негритосовъ *) и соплеменниковъ минкоповъ, жителей Андаманскаго архипела га; однако, англійскій геологъ Баль, который впродолженіи пятнадцати лѣтъ странство- валъ по области Чота-Нагпоръ и два раза по- сѣтилъ Андаманскіе острова, совершенно отри- цаетъ это сходство 2). Сами джуаны называютъ себя «индусами». Съ давнихъ поръ уже муж чины носятъ одежду, но еще въ 1866 году женщины, хотя увѣшанныя ожерельями и дру гими украшеніями, не имѣли другаго костюма, кромѣ букета изъ листьевъ, привязаннаго нит кой вокругъ ногъ 3). Племена харріа и бирхоръ, живущія въ области Сингбхумъ, гораздо болѣе многочи сленны, чѣмъ джуаны, и нѣкоторыя изъ этихъ племенъ, почти объиндіанившіяся, сливаются съ жителями равнинъ; но между ними есть и такіе народцы, которые до сихъ поръ остаются на последней степени дикаго состоянія и жи вутъ въ лѣсахъ, какъ дикіе звѣри, питаясь корнями, ягодами, животными всякаго рода. Еще въ недавнюю эпоху они убивали своихъ стариковъ и поѣдали ихъ мясо; приведенные къ Дальтону, нѣкоторые изъ нихъ отрицали существованіе этого обычая, но съ такими не домолвками, что онъ остался убѣжденнымъ въ справедливости обвиненія 4). Другіе кола- рійцьт, племени корва или кауръ, населяющіе самыя гористыя области края, на водораздѣль- ной возвышенности между бассейнами трехъ рѣкъ: Соны, Мага-Надди и Брамани, не менѣе дики, чѣмъ харріа, и не безъ удовольствія слу- шаютъ разсказъ легенды, которая даетъ имъ за прародителей какихъ-то страшилищъ, полу чивших/ь дыханіе жизни отъ злаго духа, ири- ходившаго на ноля; впрочемъ, ихъ жрецы, которые, вмѣстѣ съ тѣмъ. исполинютъ обязан ность деревенсішхъ брадобрѣевъ, утверждаютъ, что ихъ племя происходит’], отъ куруидовъ, прославленныхъ войнами, о которыхъ иовѣ- ствуетъ поэма Магабгарата. Сосѣди ихъ буйя называютъ себя «Сынами Бѣтра», наравнѣ съ богомъ-обезьяной Гануманомъ. Бсѣ эти народ цы, обитатели лѣсовъ и горъ, были тѣ самые, *) fiousselet, „L’Inde des Radjahs"; De Quatrefages, „Etudes sur Todas; Crania ethnica". 2) „Jungle Li e in India11. 3) Dalton, „Ethnology of Bengal"; „Journal of the Ethnological Society", 1867, № 4. *) „Journal of the Asiatic Society of Bengal", 1865, L
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz