Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

3 9 7 БАССЕЙНЫ РѢКЪ СУБАРИАРЕХА, БАЙТАРЛНИ, БРАМАНН И МАГА-НАДДИ, ОРИССА, ЧАТИСГАРЪ. 3 9 8 линію судоходства между Ііаттакомъ и Каль­ куттой; другіе второстепенные каналы, поль­ зуясь средней покатостью дельты, составляю­ щей около 28 сантиметровъ на километръ, расходятся лучеобразно по всѣмъ направле- ніямъ, разнося питательную влагу по при- брежнымъ равнинамъ. Около 320.000 гекта- ровъ, т. е. почти четверть всего пространства области, могли бы быть уже правильно оро­ шаемы при помощи проведенной до спхъ поръ ирригаціонной системы; но привычки индус- скпхъ земледѣльцевъ нзмѣняются медленно, и на большей части своей сѣти каналы пока не приносятъ иной пользы, кромѣ того, что регул ируютъ въ извѣстной мѣрѣ излпшекъ водъ разлива. Тѣмъ не менѣе, опасность на- нодненій далеко еще пе устранена; очевидно, что при выходѣ долинъ, изливающихся въ верхній циркъ Мага-Надди, а не въ самыхъ равнинахъ дельты, нужно предупредить воз­ можность катастрофъ посредствомъ резерву- аровъ, расположенныхъ уступами одинъ надъ другимъ, и оросительныхъ каналовъ. Населеніе бассейна Мага-Надди и другихъ рѣкъ Ориссы—индусское въ огромвомъ боль­ шинству однако, въ области горъ живутъ еще первобытные обитатели края или аборигены. Туземцы коль или коларійцы южной части округовъ Чота-Нагпоръ и Чатисгаръ и Орис- скихъ высотъ разсматриваются даже какъ представители цѣлой совокупности племенъ, и хотя сродство языковъ ни въ какомъ случаѣ не можетъ служить доказательством!, сродства расъ. названіе коларійской группы было дано многочисленнымъ нарѣчіямъ Индіи по сю сто­ рону Ганга, не принадлежащим!, ни къ арій- скому, ни къ дравидійскому корню. Судя по физическому виду нассленій и но происхожде- нію идіомовъ, можно заключить, что коларійцы сохранились среди иноплеменныхъ завоевате­ лей какъ бы въ видѣ этнографическихъ остро- вовъ и архипелаговъ; ихъ можно встрѣтить въ Гималаяхъ, въ горахъ Ассама, въ Индо Китаѣ, но особенно много ихъ въбассейнѣ рѣки Мага- Надди, гдѣ они представляютъ наибольшее разнообразіе племенъ, стоящнхънавсевозмож- ныхъ ступеняхъ цивилизацін. Джуаны или паттуасы, называемые также джангали, или «обитателями джунглей», жи- вутъ въ числѣ около 3.000 душъ въ гористой области, заключающейся между верхнею Бра- мани и Байтарани; это, вѣроятно, наименѣе цивилизованные изъ коларійцевъ. Они назы­ ваютъ себя «первыми изъ людей» и даже пока- зываютъ мѣсто, гдѣ родились ихъ прародители: это два истока рѣки Байтарани, открывающее­ ся, «словно двѣ ноздри %коровы», на бокахъ утеса. Джуаны не поднялись по лѣстницѣ ци- вилизаціи даже до искусства дѣлать глиняные сосуды и ткать холстъ, — искусства, которое знаютъ почти всѣ дикіе народы; большое коли­ чество каменныхъ орудій, найденное въ краѣ при раскопкахъ, указываетъ на то, что эти ту­ земцы еще очень недавно находились въ нео- литовомъ (новокаменномъ) вѣкѣ; оружіемъ у нихъ служатъ лукъ и стрѣлы, и въ особенно­ сти праща. Они очень малорослы (средній ростъ мужчинъ— 1.520 метр., средній ростъ женщинъ—1.423 метр.), и некоторые антропо­ логи смотрятъ на нихъ какъ на представите­ лей расы негритосовъ *) и соплеменниковъ минкоповъ, жителей Андаманскаго архипела­ га; однако, англійскій геологъ Баль, который впродолженіи пятнадцати лѣтъ странство- валъ по области Чота-Нагпоръ и два раза по- сѣтилъ Андаманскіе острова, совершенно отри- цаетъ это сходство 2). Сами джуаны называютъ себя «индусами». Съ давнихъ поръ уже муж­ чины носятъ одежду, но еще въ 1866 году женщины, хотя увѣшанныя ожерельями и дру­ гими украшеніями, не имѣли другаго костюма, кромѣ букета изъ листьевъ, привязаннаго нит­ кой вокругъ ногъ 3). Племена харріа и бирхоръ, живущія въ области Сингбхумъ, гораздо болѣе многочи­ сленны, чѣмъ джуаны, и нѣкоторыя изъ этихъ племенъ, почти объиндіанившіяся, сливаются съ жителями равнинъ; но между ними есть и такіе народцы, которые до сихъ поръ остаются на последней степени дикаго состоянія и жи­ вутъ въ лѣсахъ, какъ дикіе звѣри, питаясь корнями, ягодами, животными всякаго рода. Еще въ недавнюю эпоху они убивали своихъ стариковъ и поѣдали ихъ мясо; приведенные къ Дальтону, нѣкоторые изъ нихъ отрицали существованіе этого обычая, но съ такими не­ домолвками, что онъ остался убѣжденнымъ въ справедливости обвиненія 4). Другіе кола- рійцьт, племени корва или кауръ, населяющіе самыя гористыя области края, на водораздѣль- ной возвышенности между бассейнами трехъ рѣкъ: Соны, Мага-Надди и Брамани, не менѣе дики, чѣмъ харріа, и не безъ удовольствія слу- шаютъ разсказъ легенды, которая даетъ имъ за прародителей какихъ-то страшилищъ, полу­ чивших/ь дыханіе жизни отъ злаго духа, ири- ходившаго на ноля; впрочемъ, ихъ жрецы, которые, вмѣстѣ съ тѣмъ. исполинютъ обязан­ ность деревенсішхъ брадобрѣевъ, утверждаютъ, что ихъ племя происходит’], отъ куруидовъ, прославленныхъ войнами, о которыхъ иовѣ- ствуетъ поэма Магабгарата. Сосѣди ихъ буйя называютъ себя «Сынами Бѣтра», наравнѣ съ богомъ-обезьяной Гануманомъ. Бсѣ эти народ­ цы, обитатели лѣсовъ и горъ, были тѣ самые, *) fiousselet, „L’Inde des Radjahs"; De Quatrefages, „Etudes sur Todas; Crania ethnica". 2) „Jungle Li e in India11. 3) Dalton, „Ethnology of Bengal"; „Journal of the Ethnological Society", 1867, № 4. *) „Journal of the Asiatic Society of Bengal", 1865, L

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz