Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
379 ГЛАВА П . ----ИНДУСТАНЪ. 3 8 0 бѳзъвсякаго униженія, честны, правдивы, тру долюбивы. воздержны, всегда вполнѣ владѣютъ собою, склонны къ спокойной веселости. Жен- хцинѣ они оказываютъ особенное уваженіе, обращаясь съ ней съ почтеніемъ и совѣтуясь съ нею во всѣхъ случаяхъ жизни; но хотя мно- гіе считаютъ ихъ единоплеменниками народа гарро, они не имѣютъ учрежденій, которыя напоминали бы матріархатъ: у бодо не моло- дыя дѣвушки сватаютъ за себя жениховъ и ра- зыгрываютъ комедію похищенія своихъ буду- щимъ супруговъ; напротивъ, у нихъ противъ невѣсты устраивается подобіе умыканія, услов ленное заранѣе между обѣими сторонами. Совершенно равные другъ другу, они не дѣлятся ни на колѣна или кланы, ни на касты, такъ какъ всѣ семейства бодовъ, какъ состоящія, такъ и не состояіція между собою въ родствѣ, считаютъ себя имѣющими совершенно одина ковый права. Они не держатъ, какъ большин ство туземныхъ націй, ремесленниковъ чужой расы, которые работали бы у нихъ, чтобы прясть и ткать имъ матеріи, строить или укра шать ихъ жилища,—они сами дѣлаютъ все необходимое для своего обихода и помогаютъ другъ другу, въ случаѣ надобности; что ка сается предметовъ, которыхъ они сами не умѣютъ фабриковать, то они покупаютъ ихъ у индусовъ. Очень рѣдко случается, чтобы въ ихъ деревняхъ возникали какіе нибудь споры и несогласія; однако, представляются обстоятель ства, когда вмѣшательство совѣта старѣйшинъ оказывается необходимымъ, и въ этомъ случаѣ виновный подвергается публичному выговору, или даже изгоняется, когда его присутствіе въ общинѣ было бы небезопасно для обще ственна™ спокойствія. У нихъ нѣтъ наслѣд- ственнаго класса жрецовъ; всякій, кто хочетъ. можетъ принять на себя обязанность обіце- ственнаго «молельщика», но не получая ни какой власти въ обмѣнъ за свои услуги. Впро чемъ, религіозныя церемоніи у нихъ самыя простыя: онѣ ограничиваются взываніемъ къ «сонму звѣздъ», къ лѣсамъ, горамъ, вообще ко всѣмъ болыпимъ прёдметамъ природы и въ особенности къ рѣкамъ; такъ же, какъ индусы, бодо боготворятъ всѣ гати своего отечества. Подобно своимъ сосѣдямъ дималъ, которые отличаются отъ нихъ только языкомъ, онипо- читаютъ также нѣкоторыя растенія, между прочимъ, одинъ видъ молочайныхъ, называе мый сиджь , очень богатый молочнымъ сокомъ; каждый бодо считаетъ своею непремѣнною обязанностью разводить это растеніе въ са- дикѣ около своей хижины. Подобный же обы чай существуетъ и у туземцевъ Ориссы '). Нація кочъ или кучъ, еще гораздо болѣе многочисленная, чѣмъ племя бодо, предста влена въ Сѣверо-восточной Индіи слишкомъ милліономъ душъ. Она распространена по всему пространству территоріи, заключающейся меж ду Гангомъ, Гималаями и горами барманской границы; но значительными группами она со средоточена въ той же области Бенгаліи, кото рая означается іьдъ именемъ Кочъ-Бехаръ, т. е. «Кочскій монастырь», и которая сохра нила мѣсто между такъ называемыми государ ствами Пндіи. Племя пани-кочъ, живущее у основанія горъ Гарро, походитъ на племя гар • ро, имѣетъ такіе же матріархальные обычаи ‘) и, вѣроятно, происходить отъ того же этниче- скаго корня; но другія кочскія племена ясно отличаются отъ различныхъ народностей Сѣ- верной Индіи, своимъ почти чернымъ цвѣтомъ кожи, толстыми губами, выдающимися челю стями, клочковатою бородой; ихъ обыкновенно причисляютъ къ дравидійцамъ; нѣкоторые ан тропологи помѣіцаютъ ихъ въ число негритосовъ, самые чистые представители которыхъ на ходятся въ архипелагахъ Юго-восточной Азіи. Тѣизъ кочскихъ племенъ, которыя не говорятъ нарѣчіями индусскаго происхожденія, имѣюгь языкъ, ітриближаюіційся къ идіому племени мечъ. Но смѣшеніе народа кочъ съ индусами и ассамцами различныхъ происхожденій про извело такое разнообразіе типовъ, что теперь уже невозможно классифицировать ихъ точ- нымъ образомъ. Тѣ изъ нихъ, которые принад лежать къ богатымъ фамиліямъ, сочли бы за оскорбленіе, если бы имъ дали названіе кочъ; они претендуютъ на происхожденіе отъ самого Сивы и величаютъ себя громкимъ именемъ раджбанси, т. е. «Царскихъ сыновей». Цивилизованное населеніе равнинъ Ассама, къ которому примѣшиваются бродячія группы народовъ дималъ и бодо, равно какъ пересе- ливиііяся съ запада племена кочъ и мечъ, при- надлежитъ въ значительной части къ расамъ индо-китайскаго полуострова. Пороги, черезъ которые сѣверный бассейнъ Брахмапутры со общается съ долиной Иравадди, такъ низки, что съ востока завоеватели могли часто про никать въ Ассамъ и смѣшиваться съ кореннымъ населеніемъ. Чутіи, которые господствовали въ Восточномъ Ассамѣ въ началѣ четырнад ц а т а я столѣтія, были, можетъ быть, потомки сіанскихъ племенъ, хотя нарѣчіе одного изъ ихъ кол+.нъ, живущаго въ верхнемъ Ассамѣ, повидимому, скорѣе имѣетъ сродство съ язы комъ народа бодо 2). Почти совершенно объип- діанившіеся уже сотни лѣтъ тому назадъ, и живя подъ опекой браманскихъ жрецовъ, чутіи отличаются отъ другихъ кастъ, называемыхъ индусскими, округлою формой и плоскими чер тами лица. Что касается агомовъ, которые смѣнили чутіевъвъ качествѣ властителей стра- *) Hodgson, „Aborigines of India"; Kotch, „Bodo and *) Dalton, „Ethnology of Bengal1 Dhimal Tribes14. ’ ) Dalton, цитированное сочипепіе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz