Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

379 ГЛАВА П . ----ИНДУСТАНЪ. 3 8 0 бѳзъвсякаго униженія, честны, правдивы, тру­ долюбивы. воздержны, всегда вполнѣ владѣютъ собою, склонны къ спокойной веселости. Жен- хцинѣ они оказываютъ особенное уваженіе, обращаясь съ ней съ почтеніемъ и совѣтуясь съ нею во всѣхъ случаяхъ жизни; но хотя мно- гіе считаютъ ихъ единоплеменниками народа гарро, они не имѣютъ учрежденій, которыя напоминали бы матріархатъ: у бодо не моло- дыя дѣвушки сватаютъ за себя жениховъ и ра- зыгрываютъ комедію похищенія своихъ буду- щимъ супруговъ; напротивъ, у нихъ противъ невѣсты устраивается подобіе умыканія, услов­ ленное заранѣе между обѣими сторонами. Совершенно равные другъ другу, они не дѣлятся ни на колѣна или кланы, ни на касты, такъ какъ всѣ семейства бодовъ, какъ состоящія, такъ и не состояіція между собою въ родствѣ, считаютъ себя имѣющими совершенно одина­ ковый права. Они не держатъ, какъ большин­ ство туземныхъ націй, ремесленниковъ чужой расы, которые работали бы у нихъ, чтобы прясть и ткать имъ матеріи, строить или укра­ шать ихъ жилища,—они сами дѣлаютъ все необходимое для своего обихода и помогаютъ другъ другу, въ случаѣ надобности; что ка­ сается предметовъ, которыхъ они сами не умѣютъ фабриковать, то они покупаютъ ихъ у индусовъ. Очень рѣдко случается, чтобы въ ихъ деревняхъ возникали какіе нибудь споры и несогласія; однако, представляются обстоятель­ ства, когда вмѣшательство совѣта старѣйшинъ оказывается необходимымъ, и въ этомъ случаѣ виновный подвергается публичному выговору, или даже изгоняется, когда его присутствіе въ общинѣ было бы небезопасно для обще­ ственна™ спокойствія. У нихъ нѣтъ наслѣд- ственнаго класса жрецовъ; всякій, кто хочетъ. можетъ принять на себя обязанность обіце- ственнаго «молельщика», но не получая ни­ какой власти въ обмѣнъ за свои услуги. Впро­ чемъ, религіозныя церемоніи у нихъ самыя простыя: онѣ ограничиваются взываніемъ къ «сонму звѣздъ», къ лѣсамъ, горамъ, вообще ко всѣмъ болыпимъ прёдметамъ природы и въ особенности къ рѣкамъ; такъ же, какъ индусы, бодо боготворятъ всѣ гати своего отечества. Подобно своимъ сосѣдямъ дималъ, которые отличаются отъ нихъ только языкомъ, онипо- читаютъ также нѣкоторыя растенія, между прочимъ, одинъ видъ молочайныхъ, называе­ мый сиджь , очень богатый молочнымъ сокомъ; каждый бодо считаетъ своею непремѣнною обязанностью разводить это растеніе въ са- дикѣ около своей хижины. Подобный же обы­ чай существуетъ и у туземцевъ Ориссы '). Нація кочъ или кучъ, еще гораздо болѣе многочисленная, чѣмъ племя бодо, предста­ влена въ Сѣверо-восточной Индіи слишкомъ милліономъ душъ. Она распространена по всему пространству территоріи, заключающейся меж­ ду Гангомъ, Гималаями и горами барманской границы; но значительными группами она со­ средоточена въ той же области Бенгаліи, кото­ рая означается іьдъ именемъ Кочъ-Бехаръ, т. е. «Кочскій монастырь», и которая сохра­ нила мѣсто между такъ называемыми государ­ ствами Пндіи. Племя пани-кочъ, живущее у основанія горъ Гарро, походитъ на племя гар • ро, имѣетъ такіе же матріархальные обычаи ‘) и, вѣроятно, происходить отъ того же этниче- скаго корня; но другія кочскія племена ясно отличаются отъ различныхъ народностей Сѣ- верной Индіи, своимъ почти чернымъ цвѣтомъ кожи, толстыми губами, выдающимися челю­ стями, клочковатою бородой; ихъ обыкновенно причисляютъ къ дравидійцамъ; нѣкоторые ан­ тропологи помѣіцаютъ ихъ въ число негритосовъ, самые чистые представители которыхъ на­ ходятся въ архипелагахъ Юго-восточной Азіи. Тѣизъ кочскихъ племенъ, которыя не говорятъ нарѣчіями индусскаго происхожденія, имѣюгь языкъ, ітриближаюіційся къ идіому племени мечъ. Но смѣшеніе народа кочъ съ индусами и ассамцами различныхъ происхожденій про­ извело такое разнообразіе типовъ, что теперь уже невозможно классифицировать ихъ точ- нымъ образомъ. Тѣ изъ нихъ, которые принад­ лежать къ богатымъ фамиліямъ, сочли бы за оскорбленіе, если бы имъ дали названіе кочъ; они претендуютъ на происхожденіе отъ самого Сивы и величаютъ себя громкимъ именемъ раджбанси, т. е. «Царскихъ сыновей». Цивилизованное населеніе равнинъ Ассама, къ которому примѣшиваются бродячія группы народовъ дималъ и бодо, равно какъ пересе- ливиііяся съ запада племена кочъ и мечъ, при- надлежитъ въ значительной части къ расамъ индо-китайскаго полуострова. Пороги, черезъ которые сѣверный бассейнъ Брахмапутры со­ общается съ долиной Иравадди, такъ низки, что съ востока завоеватели могли часто про­ никать въ Ассамъ и смѣшиваться съ кореннымъ населеніемъ. Чутіи, которые господствовали въ Восточномъ Ассамѣ въ началѣ четырнад­ ц а т а я столѣтія, были, можетъ быть, потомки сіанскихъ племенъ, хотя нарѣчіе одного изъ ихъ кол+.нъ, живущаго въ верхнемъ Ассамѣ, повидимому, скорѣе имѣетъ сродство съ язы­ комъ народа бодо 2). Почти совершенно объип- діанившіеся уже сотни лѣтъ тому назадъ, и живя подъ опекой браманскихъ жрецовъ, чутіи отличаются отъ другихъ кастъ, называемыхъ индусскими, округлою формой и плоскими чер­ тами лица. Что касается агомовъ, которые смѣнили чутіевъвъ качествѣ властителей стра- *) Hodgson, „Aborigines of India"; Kotch, „Bodo and *) Dalton, „Ethnology of Bengal1 Dhimal Tribes14. ’ ) Dalton, цитированное сочипепіе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz