Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
Гористыя области на границѣ Ассама на селены другими народцами индо-китайской расы, каковы хамти, сингпо или какіенъ, но эти племена представлены на покатости Брах мапутры лишь малочисленными кланами; наи большая часть ихъ территоріи находится въ бассейнѣ Иравадди. Однако, горы не един ственный мѣстности Ассама, гдѣ живутъ пле мена, держащіяся особнякомъ отъ нндусовъ. Лѣсистыя и болотистыя области тоже принад л еж а в еще первобытными населеніямъ. Такъ, микпры, въ количествѣ свыше, 40.000 душъ, сгруппированные, по большей части, нъ боль шихъ домахъ, служащихъ общимъ жилищемъ нѣсколышмъ семьямъ, обитаютъ въ прогали- нахъ лѣсовъ, которые тянутся длинными поя- сомн между горными хребтами Хасіа и тече- ніемъ. Брахмапутры; эти туземцы составляютъ народъ мирныхъ тружениковъ, живущихъ въ совершенной дружбѣ и согласіи между собою. Другая нація, гораздо болѣе значительная и состоящая, вѣроятно, болѣе чѣмъ изъ 200.000 душъ, нація бодо, разсѣяна своими многочи сленными кланами во всѣхъ частяхъ Ассама, какъ въ бассейнѣ Барака, такъ и въ бассейнѣ Брахмапутры; нѣкоторыя изъ ея семействъ встрѣчаются даже въ Верхней Бенгаліи и въ Непальской области терая; наконецъ, племя дималъ, въ числѣ около 15.000 душъ, на- селяетъ, рядомъ съ народомъ бодо, салевые лѣса, которые тянутся вдоль основанія запад ныхъ горъ Бутана. Многочисленная нація бодо, область кото рой образуетъ обширный полукругъ около горъ Ассама, вообще извѣстна подъ названіемъ ка- чари, и это, вѣроятно, по ея имени пазванъ Качарскій округъ, лежащій на границѣ Бар- маніи и земли Манипуръ. Бодо называютъ себя рангца, т. е. «небесными»; область, гдѣ они сгруппировались въ наибольшему числѣ, носитъ названіе Камрупъ: это полуостровная страна, заключающаяся между рѣками Брах мапутрой и Манасомъ. Занимая столь обшир ную территорию и находясь въ торговыхъ сно- шеніяхъ съ самыми разнородными населеніями, бодо, естественно, должны были измѣниться, приспособляясь къ различными средами.- Мно- гіе изъ народцевъ этой расы усвоили некото рые обычаи своихъ сосѣдей нндусовъ и нри- нпмаютъ названіе сороніа, т. е. «очищенныхъ», потому что они воздерживаются отъ употреб- ленія запрещенной мясной пиши и исполняютъ, подъ руководствомъ своихъ жрецовъ гуру, пред писанный браманскою религіей омовенія. Дру- гія племена, живущія въ Восточномъ Ассамѣ, въ сосѣдствѣ съ буддійскимъ населеніемъ, имѣютъ ламъ, вмѣсто гуру, въ качествѣ духов- ныхъ наставниковъ ‘). Но независимо отъсво- 3 7 7 ГОРЫ АССАМА И БАССЕЙНЪ *) Hodgson, „The Aborigines of India11; Dalton, „Ethno logy of Bengal“ . ихъ редигіозныхъ вѣрованій, бодо, будь то сиваиты, буддисты или язычники, сохранили до сихъ поръ съ замѣчательною вѣрностыо свои первоначальные нравы, и почти вездѣ они рѣзко отличаются отъ народностей дру гаго происхожденія, съ которыми находятся въ соприкосновеніи. Типъ ихъ нисколько не походитъ на типъ арійцевъ: выдающіяся ску лы придаютъ ихъ лицу ромбическую форму; носъ у нихъ приплюснутый, съ широкими ноз дрями, глаза маленькіе, губы толстыя. и на верхней губѣ пробиваются усы въ видѣ легкаго пушка; совокупностью чертъ лица и оливково- смуглымъ цвѣтомъ кожи они походятъ на дравидійцевъ южной Индіи. Точно также ихъ языкъ, флексивный и совершенно отлич ный отъ идіомовъ санскритскаго нроисхожде- нія, представляетъ, но Годгсону, тѣ же самые характеристическіе признаки, какъ и дравп- дійскіе идіомы; вокабулы арійскаго происхож- денія въ немъ очень малочисленны, причину чего, безъ сомнѣаія, нужно искать въ томъ об стоятельств, что они всегда старались дер жаться особнякомъ отъ властителей страны. Но термины, заимствованные ими изъ арій- скихи нарѣчій, доказываютъ, что до своего знакомства съ арійцами они не имѣли ника кого понятія о земледѣліи въ собствениомъ смыслѣ, не имѣли ни лошадей, ни сохи, не употребляли никакихъ денежныхъ знаковъ и не умѣли выражать точными образовъ отвле ченный понятія. Какъ земледѣльцы, бодо такіе же кочевники, какъ и гарро. Они рѣдко обработываютъ одинъ и тотъ же участокъ земли болѣе двухъ лѣтъ сряду и рѣдко остаются болѣе шести лѣтъ на жительствѣ въ одной и той же деревнѣ. Если они возвращаются въ тотъ же самый край, оставивъ земли, которыя они тамъ прежде воз делывали, на нисколько лѣтъ въ залежи, то они никогда не строютъ своихъ хижинъ намѣ- стахъ прежняго поселенія, изъ боязни нреслѣ- дованія со стороны духовъ. Они никогда не стараются о томъ, чтобы сдѣлаться собствен никами земли, которую иашутъ; они вездѣ яв ляются въ качествѣ простыхъ арендаторовъ и платятъ аренду или деньгами, или прозвеДѲ- ніями почвы, но эта плата рѣдко достигаетъ значительным размѣровъ, потому что люди другихъ расъ не могли бы обработывать, безъ опасности лля здоровья, сырыя земли, кото рыя бодо берутъ въ аренду. Несмотря на не здоровый климатъ своего мѣстопребыванія, они вообще сильнѣе и проворнѣѳ,чѣмъ ихъсосѣди, живущіе на осушеиныхъ земляхъ. Водо отли чаются также и нравственными качествами. Очень сдержанные съ чужеземцами, они пока- зываютъ себя такими, каковы на самомъ дѣлѣ, со всякими, кто сумѣетъ пріобрѣсти ихъ до- вѣріе; по единогласному свидетельству всѣхъ путешественникови, они кротки и скромны, но БРАХМАПУТРЫ. 3 7 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz