Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

Гористыя области на границѣ Ассама на­ селены другими народцами индо-китайской расы, каковы хамти, сингпо или какіенъ, но эти племена представлены на покатости Брах­ мапутры лишь малочисленными кланами; наи­ большая часть ихъ территоріи находится въ бассейнѣ Иравадди. Однако, горы не един­ ственный мѣстности Ассама, гдѣ живутъ пле­ мена, держащіяся особнякомъ отъ нндусовъ. Лѣсистыя и болотистыя области тоже принад­ л еж а в еще первобытными населеніямъ. Такъ, микпры, въ количествѣ свыше, 40.000 душъ, сгруппированные, по большей части, нъ боль­ шихъ домахъ, служащихъ общимъ жилищемъ нѣсколышмъ семьямъ, обитаютъ въ прогали- нахъ лѣсовъ, которые тянутся длинными поя- сомн между горными хребтами Хасіа и тече- ніемъ. Брахмапутры; эти туземцы составляютъ народъ мирныхъ тружениковъ, живущихъ въ совершенной дружбѣ и согласіи между собою. Другая нація, гораздо болѣе значительная и состоящая, вѣроятно, болѣе чѣмъ изъ 200.000 душъ, нація бодо, разсѣяна своими многочи­ сленными кланами во всѣхъ частяхъ Ассама, какъ въ бассейнѣ Барака, такъ и въ бассейнѣ Брахмапутры; нѣкоторыя изъ ея семействъ встрѣчаются даже въ Верхней Бенгаліи и въ Непальской области терая; наконецъ, племя дималъ, въ числѣ около 15.000 душъ, на- селяетъ, рядомъ съ народомъ бодо, салевые лѣса, которые тянутся вдоль основанія запад­ ныхъ горъ Бутана. Многочисленная нація бодо, область кото­ рой образуетъ обширный полукругъ около горъ Ассама, вообще извѣстна подъ названіемъ ка- чари, и это, вѣроятно, по ея имени пазванъ Качарскій округъ, лежащій на границѣ Бар- маніи и земли Манипуръ. Бодо называютъ себя рангца, т. е. «небесными»; область, гдѣ они сгруппировались въ наибольшему числѣ, носитъ названіе Камрупъ: это полуостровная страна, заключающаяся между рѣками Брах­ мапутрой и Манасомъ. Занимая столь обшир­ ную территорию и находясь въ торговыхъ сно- шеніяхъ съ самыми разнородными населеніями, бодо, естественно, должны были измѣниться, приспособляясь къ различными средами.- Мно- гіе изъ народцевъ этой расы усвоили некото­ рые обычаи своихъ сосѣдей нндусовъ и нри- нпмаютъ названіе сороніа, т. е. «очищенныхъ», потому что они воздерживаются отъ употреб- ленія запрещенной мясной пиши и исполняютъ, подъ руководствомъ своихъ жрецовъ гуру, пред­ писанный браманскою религіей омовенія. Дру- гія племена, живущія въ Восточномъ Ассамѣ, въ сосѣдствѣ съ буддійскимъ населеніемъ, имѣютъ ламъ, вмѣсто гуру, въ качествѣ духов- ныхъ наставниковъ ‘). Но независимо отъсво- 3 7 7 ГОРЫ АССАМА И БАССЕЙНЪ *) Hodgson, „The Aborigines of India11; Dalton, „Ethno­ logy of Bengal“ . ихъ редигіозныхъ вѣрованій, бодо, будь то сиваиты, буддисты или язычники, сохранили до сихъ поръ съ замѣчательною вѣрностыо свои первоначальные нравы, и почти вездѣ они рѣзко отличаются отъ народностей дру­ гаго происхожденія, съ которыми находятся въ соприкосновеніи. Типъ ихъ нисколько не походитъ на типъ арійцевъ: выдающіяся ску­ лы придаютъ ихъ лицу ромбическую форму; носъ у нихъ приплюснутый, съ широкими ноз­ дрями, глаза маленькіе, губы толстыя. и на верхней губѣ пробиваются усы въ видѣ легкаго пушка; совокупностью чертъ лица и оливково- смуглымъ цвѣтомъ кожи они походятъ на дравидійцевъ южной Индіи. Точно также ихъ языкъ, флексивный и совершенно отлич­ ный отъ идіомовъ санскритскаго нроисхожде- нія, представляетъ, но Годгсону, тѣ же самые характеристическіе признаки, какъ и дравп- дійскіе идіомы; вокабулы арійскаго происхож- денія въ немъ очень малочисленны, причину чего, безъ сомнѣаія, нужно искать въ томъ об­ стоятельств, что они всегда старались дер­ жаться особнякомъ отъ властителей страны. Но термины, заимствованные ими изъ арій- скихи нарѣчій, доказываютъ, что до своего знакомства съ арійцами они не имѣли ника­ кого понятія о земледѣліи въ собствениомъ смыслѣ, не имѣли ни лошадей, ни сохи, не употребляли никакихъ денежныхъ знаковъ и не умѣли выражать точными образовъ отвле­ ченный понятія. Какъ земледѣльцы, бодо такіе же кочевники, какъ и гарро. Они рѣдко обработываютъ одинъ и тотъ же участокъ земли болѣе двухъ лѣтъ сряду и рѣдко остаются болѣе шести лѣтъ на жительствѣ въ одной и той же деревнѣ. Если они возвращаются въ тотъ же самый край, оставивъ земли, которыя они тамъ прежде воз­ делывали, на нисколько лѣтъ въ залежи, то они никогда не строютъ своихъ хижинъ намѣ- стахъ прежняго поселенія, изъ боязни нреслѣ- дованія со стороны духовъ. Они никогда не стараются о томъ, чтобы сдѣлаться собствен­ никами земли, которую иашутъ; они вездѣ яв­ ляются въ качествѣ простыхъ арендаторовъ и платятъ аренду или деньгами, или прозвеДѲ- ніями почвы, но эта плата рѣдко достигаетъ значительным размѣровъ, потому что люди другихъ расъ не могли бы обработывать, безъ опасности лля здоровья, сырыя земли, кото­ рыя бодо берутъ въ аренду. Несмотря на не­ здоровый климатъ своего мѣстопребыванія, они вообще сильнѣе и проворнѣѳ,чѣмъ ихъсосѣди, живущіе на осушеиныхъ земляхъ. Водо отли­ чаются также и нравственными качествами. Очень сдержанные съ чужеземцами, они пока- зываютъ себя такими, каковы на самомъ дѣлѣ, со всякими, кто сумѣетъ пріобрѣсти ихъ до- вѣріе; по единогласному свидетельству всѣхъ путешественникови, они кротки и скромны, но БРАХМАПУТРЫ. 3 7 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz