Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

Къ востоку отъ горцевъ хасіа и джайнтіа живутъ племена наговъ, т. е. «нагихъ», насе­ ляющая долины и плоскія возвышенности; но это имя, имѣющее, можетъ быть, связь съ на- званіемъ древнихъ наговъ, или «змѣевъ», о ко­ торыхъ говорятъ арійскія традиціи, есть общее наименованіе, нримѣняемое къ народцамъ, весьма различнымъ по языку, племенному род­ ству, нравамъ, узорамъ татуировки. На сѣверо- востокѣ они смѣшиваются съ браманскими сингпо; на югѣ они соединяются съ куками черезъ различные промежуточные народцы. Одно изъ ихъ племенъ или колѣнъ, по ихъ вѣ- рованію, родилось изъ тростннковъ; другое вы­ лупилось изъ яйца; третье выросло изъ воды; наконецъ, есть одно, которое произошло изъ ничего, силою своей собственной добродѣтели1). Наги по преимуществу—это тѣ, которые ве­ личают» себя именемъ ангами, или «непобѣж- денныхъ* Они въ самомъ дѣлѣ остались неза­ висимыми до нашихъ дней, и англичанамъ ча­ сто приходилось вести съ ними войну. Началь­ ника или главы у нихъ нѣтъ никакого. «Вотъ нашъ господішъ!» говорятъ они, вонзая дро- тикъ въ землю. Эти горцы не мѣняютъ такъ легко мѣста жительства, какъ гарронцы; на- противъ, они зкивутъ на вершинѣ холмовъ, въ постоянныхъ селеніяхъ, представляющихъ родъ крѣпостей, защищенныхъ рвами, рогат­ ками, колючими деревьями; дороги, ведущія къ деревнямъ, до такой степени узки, что два человѣка не могутъ идти но нимъ рядомъ, а въ военное время ихъ загромождаютъ всякаго рода препятствіямй. Еще недавно молодой туземецъ изъ племени нага не могъ татуиро­ вать бебѣ лицо до тѣхъ поръ, пока ему не удалось срубить человѣческую голову, или хитростью, или въ бою, и поднести этотъ тро­ фей въ подарокъ своей нареченной; какъ пи­ раты съ острова Борнео, они отправлялись охотиться на человѣка. Эти кровожадные люди имѣютъ, тѣмъ не менѣе, многія хорошія ка­ чества: они уважай® данное слово, охотно жертвуютъ собою для спасенія общины, благо- говѣйно иоддерживаютъ загороди кладбищъ, гдѣ находится прахъ ихъ умершихъ предковъ. Они воздѣлываютъ землю съ большою смыш­ леностью и цѣнятся какъ хорошіе1работники въ чайвыхъ плантаціяхъ, которыя мало-по­ малу поднимаются все выше и выше по скло- намъ горъ, такъ что, безъ сомнѣнія, кончится тѣмъ, что эти плантаціи завоюютъ всю терри- торію народа нага гораздо вѣрнѣе, чѣмъ воен­ ный экспедиціи англійскихъ сипаевъ. Общее число туземцевъ, двіінадлежаіцихъ къ различ­ нымъ племенамъ нага, въ Ассамѣ, въ 1891 г.: 101.568 душъ. Южные сосѣди народа нага, куки, занима- ютъ область горъ, продолжающуюся даже въ 3 7 5 ГЛАВА II. *) Ad. Bastian, „Die ѴШкег der ostlichen Asien“ . предѣлахъ Типпераха и въ округѣ Джіггта- гонгъ. Сами они не знаютъ себя подъ этимъ генерическимъ именемъ, которое жителями равнины употребляется въ оскорбительном!» смыслѣ; между ними нѣтъ никакой національ- ной связи, и потому у нихъ существуютъ толь­ ко наименованія для отдѣльныхъ колѣнъ и клановъ или родовъ разсѣянныхъ въ нрога- линахъ лѣсовъ *). Они имѣютъ по большей части видъ родства: туземцевъ этого племени легко отличить по ихъ малому росту, по муску- листымъ членамъ тѣла, по цвѣту кожи почти черному, по плоскому лицу; нѣкоторые изъ нихъ, говорятъ, имѣютъ очень короткія ноги и ненро- порціанально длинныя рука, Лангути (холще- вый передникъ) для обоихъ половъ, шарфъ для женщинъ, тюрбанъ для мужчииъ, —• таковъ, вмѣстѣ съ разными металлическими украшеяія- ми, весь костюмъ кукіевъ. Одинъ народецъ, лун- кта, или «голые», ходитъ почти безъ всякой одежды: злая, мачиха, какъ гласитъ преданіе, обобрала у нихъ все платье, чтобы отдать его болѣе любимымъ сыновьямъ 2). Въ многочи- сленныхъ колѣнахъ и кланахъ кукіевъ, изъ которыхъ одни находятся въ сношеніяхъ съ барманами, другіе съ бенгальцами, иные, на­ конецъ, живутъ совершенно особнякомъ, уеди­ ненно, можно встрѣтить всѣ степени дикаго и полуцивилизованаго состоянія общества. Въ то время, какъ нѣкоторые дикари, этой расы, говорятъ, добываютъ огонь еще посредствомъ тренія двухъ кусковъ дерева и употребляютъ вмѣсто соли бамбуковую золу для приправы въ пищу, другіе народцы, какъ, наггримѣръ, типперахи, прете идуютъ на титулъ индусовъ и соблюдаютъ религіозные обряды браманскаго происхожденія. Изъ всѣхъ племенъ куки самое могущественное и наиболѣе опасное для ан- гличанъ—племя лушай, живущее на югѣ стра­ ны Манипуръ, въ горахъ, отдѣляющихъ землю Типперахъ отъ Барманіи. Много разъ бенгаль­ ское правительство вынуждено было посылать военный экспедиціи противъ этихъ разбойни- чьихъ клановъ, которые обладаютъ замѣча- тельнымъ талантомъ въ устройствѣ оборони- тельныхъ укрѣпленій и сражаются съ рѣдкою- неустрашимостью, смѣло идя на смерть, когда имъ случится встретиться лицомъ къ лицу съ врагомъ. ЬІѢтъ страны, гдѣ вендетта практи­ ковалась бы съ большею строгостью, чѣмъ у лушаевъ. Они мстятъ даже животнымъ и де­ ревьями Если тигръ пожретъ человѣка, род- ственникъ жертвы преслѣдуетъ звѣря до тѣхъ норъ, пока не убьетъ его и не напьется его крови; если дерево упало на туземца, нужно срубить его и изуродовать, нужно разлить по землѣ его сокъ. Лушаи не выказываютъ осо­ бой любви къ украшеніямъ, но зато они чрез­ вычайно заботятся о своей шевелюрѣ. '} Woodthorpe, „The Lusha'i Expedition". 2) Mac Rae, „ Asiatick Researches11, vol. Vfl, 1803. — ИНДУСТАНЪ. 3 7 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz