Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
Къ востоку отъ горцевъ хасіа и джайнтіа живутъ племена наговъ, т. е. «нагихъ», насе ляющая долины и плоскія возвышенности; но это имя, имѣющее, можетъ быть, связь съ на- званіемъ древнихъ наговъ, или «змѣевъ», о ко торыхъ говорятъ арійскія традиціи, есть общее наименованіе, нримѣняемое къ народцамъ, весьма различнымъ по языку, племенному род ству, нравамъ, узорамъ татуировки. На сѣверо- востокѣ они смѣшиваются съ браманскими сингпо; на югѣ они соединяются съ куками черезъ различные промежуточные народцы. Одно изъ ихъ племенъ или колѣнъ, по ихъ вѣ- рованію, родилось изъ тростннковъ; другое вы лупилось изъ яйца; третье выросло изъ воды; наконецъ, есть одно, которое произошло изъ ничего, силою своей собственной добродѣтели1). Наги по преимуществу—это тѣ, которые ве личают» себя именемъ ангами, или «непобѣж- денныхъ* Они въ самомъ дѣлѣ остались неза висимыми до нашихъ дней, и англичанамъ ча сто приходилось вести съ ними войну. Началь ника или главы у нихъ нѣтъ никакого. «Вотъ нашъ господішъ!» говорятъ они, вонзая дро- тикъ въ землю. Эти горцы не мѣняютъ такъ легко мѣста жительства, какъ гарронцы; на- противъ, они зкивутъ на вершинѣ холмовъ, въ постоянныхъ селеніяхъ, представляющихъ родъ крѣпостей, защищенныхъ рвами, рогат ками, колючими деревьями; дороги, ведущія къ деревнямъ, до такой степени узки, что два человѣка не могутъ идти но нимъ рядомъ, а въ военное время ихъ загромождаютъ всякаго рода препятствіямй. Еще недавно молодой туземецъ изъ племени нага не могъ татуиро вать бебѣ лицо до тѣхъ поръ, пока ему не удалось срубить человѣческую голову, или хитростью, или въ бою, и поднести этотъ тро фей въ подарокъ своей нареченной; какъ пи раты съ острова Борнео, они отправлялись охотиться на человѣка. Эти кровожадные люди имѣютъ, тѣмъ не менѣе, многія хорошія ка чества: они уважай® данное слово, охотно жертвуютъ собою для спасенія общины, благо- говѣйно иоддерживаютъ загороди кладбищъ, гдѣ находится прахъ ихъ умершихъ предковъ. Они воздѣлываютъ землю съ большою смыш леностью и цѣнятся какъ хорошіе1работники въ чайвыхъ плантаціяхъ, которыя мало-по малу поднимаются все выше и выше по скло- намъ горъ, такъ что, безъ сомнѣнія, кончится тѣмъ, что эти плантаціи завоюютъ всю терри- торію народа нага гораздо вѣрнѣе, чѣмъ воен ный экспедиціи англійскихъ сипаевъ. Общее число туземцевъ, двіінадлежаіцихъ къ различ нымъ племенамъ нага, въ Ассамѣ, въ 1891 г.: 101.568 душъ. Южные сосѣди народа нага, куки, занима- ютъ область горъ, продолжающуюся даже въ 3 7 5 ГЛАВА II. *) Ad. Bastian, „Die ѴШкег der ostlichen Asien“ . предѣлахъ Типпераха и въ округѣ Джіггта- гонгъ. Сами они не знаютъ себя подъ этимъ генерическимъ именемъ, которое жителями равнины употребляется въ оскорбительном!» смыслѣ; между ними нѣтъ никакой національ- ной связи, и потому у нихъ существуютъ толь ко наименованія для отдѣльныхъ колѣнъ и клановъ или родовъ разсѣянныхъ въ нрога- линахъ лѣсовъ *). Они имѣютъ по большей части видъ родства: туземцевъ этого племени легко отличить по ихъ малому росту, по муску- листымъ членамъ тѣла, по цвѣту кожи почти черному, по плоскому лицу; нѣкоторые изъ нихъ, говорятъ, имѣютъ очень короткія ноги и ненро- порціанально длинныя рука, Лангути (холще- вый передникъ) для обоихъ половъ, шарфъ для женщинъ, тюрбанъ для мужчииъ, —• таковъ, вмѣстѣ съ разными металлическими украшеяія- ми, весь костюмъ кукіевъ. Одинъ народецъ, лун- кта, или «голые», ходитъ почти безъ всякой одежды: злая, мачиха, какъ гласитъ преданіе, обобрала у нихъ все платье, чтобы отдать его болѣе любимымъ сыновьямъ 2). Въ многочи- сленныхъ колѣнахъ и кланахъ кукіевъ, изъ которыхъ одни находятся въ сношеніяхъ съ барманами, другіе съ бенгальцами, иные, на конецъ, живутъ совершенно особнякомъ, уеди ненно, можно встрѣтить всѣ степени дикаго и полуцивилизованаго состоянія общества. Въ то время, какъ нѣкоторые дикари, этой расы, говорятъ, добываютъ огонь еще посредствомъ тренія двухъ кусковъ дерева и употребляютъ вмѣсто соли бамбуковую золу для приправы въ пищу, другіе народцы, какъ, наггримѣръ, типперахи, прете идуютъ на титулъ индусовъ и соблюдаютъ религіозные обряды браманскаго происхожденія. Изъ всѣхъ племенъ куки самое могущественное и наиболѣе опасное для ан- гличанъ—племя лушай, живущее на югѣ стра ны Манипуръ, въ горахъ, отдѣляющихъ землю Типперахъ отъ Барманіи. Много разъ бенгаль ское правительство вынуждено было посылать военный экспедиціи противъ этихъ разбойни- чьихъ клановъ, которые обладаютъ замѣча- тельнымъ талантомъ въ устройствѣ оборони- тельныхъ укрѣпленій и сражаются съ рѣдкою- неустрашимостью, смѣло идя на смерть, когда имъ случится встретиться лицомъ къ лицу съ врагомъ. ЬІѢтъ страны, гдѣ вендетта практи ковалась бы съ большею строгостью, чѣмъ у лушаевъ. Они мстятъ даже животнымъ и де ревьями Если тигръ пожретъ человѣка, род- ственникъ жертвы преслѣдуетъ звѣря до тѣхъ норъ, пока не убьетъ его и не напьется его крови; если дерево упало на туземца, нужно срубить его и изуродовать, нужно разлить по землѣ его сокъ. Лушаи не выказываютъ осо бой любви къ украшеніямъ, но зато они чрез вычайно заботятся о своей шевелюрѣ. '} Woodthorpe, „The Lusha'i Expedition". 2) Mac Rae, „ Asiatick Researches11, vol. Vfl, 1803. — ИНДУСТАНЪ. 3 7 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz