Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

порабощенной расы, къ которой принадлежать, тельство въ ихъ самоуправление англійскихъ можетъ быть, двѣ трети всего населенія, но администраторовъ. Хасіи и джайнтіи илисайн- которая, впрочемъ, почти ассимилировалась съ тенги, которые живутъ на востокѣ въ томъ же другими гарронцами; они только не имѣютъ горномъ массивѣ, отличаются отъ всѣхъдру- права вступать черезъ бракъ въ члены благо- гихъ обитателей Индіи по сю сторону Ганга роднаго класса, хотя они физически силь- монасиллабическимъ языкомъ, но представляю- нѣе и красивѣе своихъ господь О- Между сво- щимъ уже нѣкоторые признаки перехода къ Годными людьми не сушествуетъ никакихъ агглютинативной формѣ. Такъ же, какъ діалектъ кастъ. Вліяніе, оказываемое жителями равнины, басковъ, нарѣчіе хасіа, которое, впрочемъ, не не было достаточно сильно, чтобы заставить имѣетъ никакой письменной литературы, соста- этихъ горценъ принять индусскіе Обычаи и вля.етъсовершенно особенную глоссологическую учрежденія. Гарронцы не считаютъ за престу- анклаву, или область, заключенную среди дру- пленіе употреблять въ пищу коровье мясо; за гихъ,чуждыхъ ему говоровъ; до сихъ поръ уче- исключеніемъ молока, вкусъ котораго имъ про- ные не знаютъ еще,къ какой семьѣ языковъ прп- тивѳнъ, они не брезгаютъ никакою снѣдыо, числить сто тысячъ горцевъ, говорящихъ этимъ ѣдятъ даже крысъ, лягушекъ, змѣй; ‘откормлен- идіомомъ. Что касается физическаго вида, то ныя на убой собаки составляютъ одно изъ лю- хасіи и джайнтіи мало разнятся отъ гарронцевъ бимыхъ ихъ блюдъ. Ихъ религіозныя церѳмо- и другихъ народдевъ, принадлежащихъ къ ти­ ши, совершаемый подь руководствомъ тѣхъ бетскому корню, только они сильнѣе и отлича- членовъ общины, которые помнятъ молитвы, іо# я необыкновенной толщиной икръ; въ этомъ приближаются кьобрядамъ индусскаго сиваиз- отношеніи немногіѳ европейцы могли бы срап- ма, съ тою разницею, что горцы не имѣютъ виться съними. Женщины хасіа легко носятъ идоловъ въ своихъ святйлишахъ; они почита- на себѣ пуТешественниковъ въ плетеной кор- ютъ, какъ представителей духовъ, пушистыя зинѣ, расположенной въ формѣ стула. По сло- кисти изъ хлопчатой бумаги или шелка, кото- вамъ Гукера, у нѣкоторыхъ племенъ хасіевъ рыя они привязываютъ къ бамбукамъ и кото- сохранился еще обычай татуированія, и почти рыя колышатся, качаемыя вѣтромъ. Покойни- всѣ они жуютъ листья, окраншвающіе зубы въ ковъ они сжигаютъ и пепломъ ихъ наполня- красный цвѣтъ. «Бѣлые зубы только у собакъ ютъ особые бамбуковые сосуды въродѣ клѣтки, да у бенгальцевъ», обыкновенно говорятъ они украшенные разными затѣйливыми фигурами, въ оправданіе своей привычки. Добродушные Въ прежнее время, когда гарронцы хотѣли по- и честные, эти горцы вносятъ во всѣ свои ра- чтить память усопшаго, они посылали воиновъ боты и игры необыкновенную веселость; ихъ въ равнину съ норученіемъ изловить тамъ нѣ- почти .всегда слышишь поющими, и—почти сколькихъ бенгальцевъ, которыхъ и приносили единственный примѣръ между азіатцами ‘)— торжественно въ жертву передъ похороннымъ они насвистываютъ аріи съ изумительной точно- костромъ, обмазывая столбы кровью закланныхъ стью. Очень храбрые, они въ то же время очень жертвъ. Еще въ 1,866 году одна изъ этихъ строго и добросовѣстно соблюдаютъ правила кровавыхъ церемоній была совершена въ го- междуяароднаго права, какъ они его понимаютъ рахъ Гарро 2). Хотя англичане сражались съ ними огнестрѣль- Хасіи или чосіи, восточные сосѣди гаррон- нымъ оружіемъ, они никогда не отвѣчали имъ цевъ и незначительна™ племени мигамь, сами отравленными стрѣлами,— оружіе, которое они себя называютъ хій. Подчиненные англійскому употребляютъ только противъ дикихъ звѣрей2). владычеству уже болѣе полустолѣтія тому на- Что касается брака и свадебныхъ обрядовъ, задъ и находясь въ постоянныхъ торговыхъ то они почти такіе же, какъ у гарронцевъ и сношеніяхъ съ жителями равнинъ, прилегаю- также свидѣтельствуютъ о большой живучести щихъ съ сѣвера и съ юга къ ихъ горамъ, ха- матріархальныхъ учрежденій. Равнымъ обра- сіи стоятъ уже на болѣе высокой степени куль- зомъ у племенъ хасіа сохранились нѣкоторые туры, и многіе изъ ихъ клановъ частью индіа- остатки поліандріи (многомужія). Разводъ у визировались. Во времена своей независимости, нихъ дѣло очень обыкновенное: достаточно прежде чѣмъ измѣна одного изъ ихъ князей женѣ бросить въ воздухъ пять раковинъ каури, предала ихъ во власть Англіи, они составляли чтобы расторженіе брачнаго союза стало совер- конфедерацію, или союзъ маленькихъ респуб- шившимся фактомъ, послѣ чего мужъ возвра- ликъ, изъ которыхъ каждая заключала въ щается въ свой материнекій кланъ, но дѣтй себѣ извѣстное число деревень, управляемыхъ остаются съ матерью; вообще они знаютъ мѣстной аристократіей. Э т о т ъ политическій по- только мать, не вѣдая даже имени отца. Въ рядокъ частью удержался до сихъ поръ, не- могилѣ мужъ разлучается съ супругой; его смотря на постоянно увеличивающееся вмѣша- прахъ хоронится на кладбищѣ его племени, ---------------- --------------------------------------------------- тогда какъ прахъ дѣтей кладется подлѣ *) Huchanan Hamilton; Dalton, „Ethnology of Bengal11. ‘ ’ 2) Hermann von Scliagintweit, „Reisen in Indien und ’) H. Yule, „Journal of the Asiatic Society". 1814. Hochasien11. 2j Powney, „The wild Tribes of India11. 3 7 1 ГЛАВА I I .— ИНДУСТАНЪ. о IJ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz