Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
3(>9 ГОРЫ АССЛМЛ И БАССЕЙНЪ БРАХМАПУТРЫ. 3 7 0 уже болѣѳ или менѣе объиндіанились; переходъ отъ расы къ расѣ совершается постепенно отъ равнинъ Брах манутры къ лѣсамъ горной страны. Гарронцы чистаго п}>оисхожденія — обыкно венно средняго роста, сильны и ловки; цвѣтъ кожи у нихъ почти черный, лицо широкое, носъ плоскій и вздернутый, глаза слегка ско шенные, лобъ прямой, скулы выдающіяся, гу бы толстыя; вообще они напоминаютъ типъ, называемый монгольскимъ. Борода у нихъ рѣд- кая, да и ту они тщательно выщипываютъ, чтобы подбородокъ былъ совершенно гладкій, но волосъ на головѣ никогда не стригутъ. Большинство туземцевъ этого племени ходятъ почти нагишомъ; нѣкоторые носятъ одежду, привозимую изъ равнины и состоящую един ственно изъ передника и покрывала, къ кото рымъ иногда прибавляется родъ плаща, нзъ шярокаго куска древесной коры, цоторая пред варительно была вымочена въ водѣ для того, чтобы осталось одно только волокно. Мужчины и женщины, какъ большая часть дикарей, очень любятъ всякія украшенія, ожерелья, серьги, браслеты, но діадему, составленную изъ мѣд- ныхъ бляхъ, имѣетъ право носить лишь чело- вѣкъ, убившій врага. Англичане, хотя имъ пришлось вести продолжительную борьбу съ этими туземцами, даютъ о гарронцахъ самый лестный отзывъ, изображая ихъ обходительны ми, добрыми, гостепріимными, правдивыми, людьми прямыми, безъ всякой хитрости и лу кавства; ихъ нравственный качества составля ютъ самый счастливый контраста съ двулич- нымъ характеромъ бенгальцевъ, льстивыхъ и вѣроломныхъ. Гарронцы — хорошіе земле- дѣльцьт, несмотря на то, что единственное ихъ земледѣльческое орудіе—простой ножъ, которымъ они рѣжутъ траву и вѣтви деревьевъ и дѣлаютъ ямы въ землѣ. Первый предмета, который бросается въ глаза иностранцу, когда онъ приближается къ гарронскому селенію, — это сторожевая будка, построенная на вѳршинѣ помоста, господствующаго надъ другими хижи нами; изъ этой воздушной сторожки гарронецъ прпсматриваетъ за полями хлопчатника, хлѣб- ныхъ растеній, сладкихъ пататъ. Послѣ двухъ или трехъ лѣтъ обработки н сбора плодовъ. земля оставляется въ залежи и отдыхаетъ въ те ч е т е семи или восьми лѣтъ. Вообще жители не- посѣдливы и часто по самому ничтожному по воду переселяются въ другое мѣсто. Впродол- женіи жизни одного поколѣнія имъ случается основать последовательно до восьми или десяти поселковъ; повсюду встрѣчаешь въ лѣсахъ ос татки хижинъ, которыми, послѣ ухода населе ния, овладѣли трава и кустарникъ. Какого происхождения эти племена, такъ легко мѣняющія мѣсто жительства? Языкъ, которымъ они говорятъ и котораго имѣется нѣ- сколько словарей, составленныхъ разными из- слѣдователями, указываетъ на родство ихъ съ племеиемъ мечъ, живущимъ въ области терая, и съ другими народцами тибетскаго корня. Сами они себя называютъ единоплеменниками англичанъ, но это мнимое родство, конечно, имѣетъ для нихъ лишь тотъ смыслъ, что даетъ имъ основаніе предъявлять свое право на незат висимость. По нравамъи обычаямъ, гарронцьц. хотя почти уединенные, являются представи телями многочисленныхъ народцевъ, принадле- жащихъ къ одному и тому же періоду культуры въ южномъ Китаѣ, въ Индо-Китаѣ и въ Дека не; они могутъ быть разсматриваемы какъ представители типа древнѣйшаго общества, со храняющегося въ своемъ первобытномъ видѣ, вопреки всѣмъ внѣшнимъ вліяніямъ, которыя осаждаютъ его; ни у какого другаго народа не сохранились лучше учрежденія матріархата. Кланы до сихъ поръ удержали свое названіе магари, или «материнство», и женщина счи тается главою семейства. Молодая дѣвушка первая дѣлаетъ предложеніе молодому чело- вѣку, всегда выбираемому въ чужой «материн ской общннѣ», или магари, и сама сватаетъ его за себя у его матери; когда парень первый позволитъ себѣ заговорить о сватовствѣ, ма гари, къ которой онъ принадлежите, пригова ривается къ большому штрафу. У большинства, племенъ, пребываюшихъ еще въ полудикомъ состояніи, свадебной церемоніи предшествуетъ подобіе умыканія молодой дѣвушки; у племени гарро, наоборотъ, друзья невѣсты совершаютъ похнщеніе будущаго супруга и силой уводятъ его въ «материнство», членомъ котораго онъ дѣлается съ этого времени. Однако, когда дѣло ядетъ о бракѣ наслѣдницъ, имъ не предоставля- ютъ свободнаго выбора; и въ этомъ случаѣ два заинтересованньтя «материнства» ищутъ под- подходящаго мужа и заключаютъ брачный до- говоръ. Сынъ не наслѣдуетъ отцовскаго иму щества: все имущество переходить къ сыну сестры, но этотъ нлемянникъ наслѣдуетъ въ то же время и вдовѣ, и долженъ вступить съ нею въ бракъ, хотя бы даже она была матерыо его собственной жены; у другихъ племенъ Ин- діи тоже встрѣчаются слѣды этого первобытнаго обычая. Женщины все еще имѣютъ голосъ на со- браніяхъ «материнствъ», но уже не уира- вляготъ больше общинами. Начальника, или глава, ластръ, который, впрочемъ пользуется своей властью единственно въ силу довѣрія, оказываемаго ему материнствомъ или группой материнствъ, которую онъ представляетъ, всегда мужчина и имѣетъ пребываніе въ дере- венскомъ «дворцѣ», болыномъ домѣ, который, по индо-китайскому обычаю, предоставляется для жительства всѣмъ холостымъ членамъ об щины. Въ начальники вообще выбирается са мый богатый изъ жителей; между этими ласка- рами есть такіе, которые владѣютъ десятками пятью или шестью невольниковъ, потомковъ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz