Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
вомъ берегу священной рѣки, пріобрѣлъ до вольно важное значеніе, какъ складочный тор говый пунктъ, и правительство имѣетъ тамъ обширные заводы для ириготовленія опіума; кромѣ того, этотъ городъ славится какъ центръ производства розовой эссенціи; онъ отпра- вляетъ въ Калькутту табакъ, а также селитру и углекислую соду, собираемый на мѣстахъ съ сухимъ грунтомъ, лежащихъ выше уровня на воднен ій Ганга. Баксаръ, слѣдующій за Гази- пуромъ ниже по берегу рѣки,— тоже торговый гиродъ, но гораздо менѣе оживленный, чѣмъ Чапра, который находится на лѣвомъ берегу Ганга, при сліяніи его съ Гогрой; немного ни же впадаетъ и другой иритокъ, рѣка Сона. Та кимъ образомъ, городъ Чапра занимаетъ очень выгодное иоложеніѳ въ точкѣ соединенія трехъ значительныхъ рѣчныхъ долинъ, но онъ по- строенъ на низкомъ мѣстѣ, часто затопляемомъ во время разливовъ, и при томъ судоходный фарватеръ передвинулся, оставнвъ пристань позади себя на разстоянін почти двухъ ки лометровъ. Кромѣ того, желѣзиая дорога от влекла торговое движевіе, пройдя по другой сторонѣ долины Ганга черезъ городъ Аррагь, унаслѣдовавшій важное зиаченіе, которымъ еще недавно пользовался городъ Сассерамъ, лежа- іцій южнѣе, въ области холмовъ. Находящіеся къ сѣверу отъ Ганга города Джаоннуръ, Азам- гаръ и Горакпуръ отправляютъ своп произве- денія въ Газипуръ или въ Чаиру. Знаменитая Капилаваста, мѣсто рожденія Будды, находи лась, вѣроятно, въ окрестностяхъ Горакпура, на берегахъ рѣки Гогры. Между Беиаресомъ и Калькуттой самый мно голюдный и самый важный по торговлѣ городъ— Патна, т. е. «Городъ» ію преимуществу; ма гометане называютъ его Азимабадомъ. Въ буддійскія времена, слишкомъ двѣ тысячи лѣтъ тому назадъ, онъ носилъ названіе Иаталипутра, которое въ описаніи, оставленном!, грекомъ Мегасееномъ, измѣнилось въ Палиботра; онъ былъ тогда «главнымъ городомъ Индіи». Вмѣ- стѣ съ своими иредмѣстьями, Патна и теперь еще одинъ изъ самыхъ обпшрныхъ городовъ Азіи; его дома, верфи, складочные магазины тянутся вдоль праваго берега Ганга.на про странстве слишкомъ 20 километровъ. На за- падѣ первую группу этого громаднаго город- скаго поселенія составляетъ крѣпостыіли воен ный городъ Динапуръ, съ его кантонемептами, парками, поЛями для маневровъ; затѣмъ слѣ- дуетъ административный центръ провинціи, Баньипуръ,гдѣ живутъ почти исключительно только европейцы и ихъ прислуга; наконецъ, далѣе, на востокѣ, простирается индусскій го родъ, середину котораго занимаетъ городская ограда Ііатны въ собственномъ смыслѣ. Го раздо болѣе, чѣмъ Чапра, Патна можетъ быть рассматриваема какъ точка соединенія есте- ственныхъ путей этой области: къ тремъ боль- 33 9 П А В А II.— шимъ рѣкамъ, Гангу, Гогрѣ и Сонѣ, которыя соединяются выше Патны, прибавляется еще, напротивъ города, четвертая, Гандакъ, иритокъ Ганга, сиускающійся изъ богатѣйшихъ долинъ Непала. Сверхъ того, Патна соединена теперь двумя желѣзными дорогами съ Калькуттой и служитъ центральною станціею для сѣти вто- ростепенныхъ линій, связанныхъ съ главноюже- лѣзнодорожною артеріеюСѣверпаго Йндустана. Несмотря на древность своихъ исторнче- скихъ воспоминаній, современная Патна не заключаетъ въ себѣ почти никакихъ остатковъ старины; главная ея архитектурная достопри мечательность—громадный хлѣбный амбаръ, которымъ англичане никогда не пользовались, развѣ только для того, чтобы слушать, какъ от дается въ немъ чудное эхо. Въ самомъ горо- дѣ только и есть замѣчательнаго, что его об ширные складочные магазины, наполненные опіумомъ, хлѣбомъ, растительными маслами и другими продуктами и товарами; но въ окре стностяхъ встрѣчаются зданія и руины, кото рыя принадлежать къ числу интереснѣйшихъ паыятниковъ религіозной Индіи. На югѣ отъ Патны нѣкогда находилась область, по пре имуществу священная для буддистовъ; но бра маны съумѣли ловко обратить въ свою пользу античную святость храмовъ и монастырей со- перничаюгцаго культа; какъ гласить мѣстная легенда, земля прнкрываетъ въ этомъ мѣстѣ одного нроклятаго богами генія, преступление котораго состояло въ томъ, что онъ слишкомъ любилъ людей и слишкомъ легко спасалъ ихъ отъ мукъ ада Геній этотъ не кто иной, какъ побежденный буддизмъ: для того, чтобы онъ согласился не колебать землю, боги-побѣдители обѣщали ему спасеніе для всѣхъ пилигримовъ, которые будутъ приходить молиться въ хра- махъ, построенныхъ на его тѣлѣ '). Желѣзная. дорога, проходящая черезъ промышленный го родъ Джаханабадъ, соединяетъ Патну съ свя- щеннымъ городомъ Гайя, названнымъ такъ по имени миѳическаго генія, запертаго въ нѣ- драхъ земли. Сорокъ пять священныхъ стан- цій, передъ каждою изъ которыхъ богомольцы должны оставлятьприношенія. окружаютъ этотъ городъ на нѣкоторомъ разстояніи; нужно не менѣе тринадцати дней пути, чтобы исполнить всѣцеремоніи очищенія. Изъ всѣхъ этихъ стан- цій самой важной, той стапціей, гдѣ приноше- нія имѣютъ наибольшую спасительную силу, гдѣ они особенно богоугодны, считается стан- ція Будъ-Гайя или Водъ-Гайя, находящаяся въ десяти километрахъ къ югу отъ города, на рѣ- кѣ Лиладжанъ. или «Незапятнанной»; въ этомъ мѣстѣ ІИакіа-Муни провелъ пять лѣтъ, погру женный въ самосозерцаніе, въ тѣни смоковни цы изъ породы баніановъ, отъ которой и те перь еще показываютъ стволъ, на половину f) lUiljendralala Mitra, „Buddha Gaya“ . ЙНДУСТАНЪ. 3 4 0
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz