Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

вомъ берегу священной рѣки, пріобрѣлъ до­ вольно важное значеніе, какъ складочный тор­ говый пунктъ, и правительство имѣетъ тамъ обширные заводы для ириготовленія опіума; кромѣ того, этотъ городъ славится какъ центръ производства розовой эссенціи; онъ отпра- вляетъ въ Калькутту табакъ, а также селитру и углекислую соду, собираемый на мѣстахъ съ сухимъ грунтомъ, лежащихъ выше уровня на­ воднен ій Ганга. Баксаръ, слѣдующій за Гази- пуромъ ниже по берегу рѣки,— тоже торговый гиродъ, но гораздо менѣе оживленный, чѣмъ Чапра, который находится на лѣвомъ берегу Ганга, при сліяніи его съ Гогрой; немного ни­ же впадаетъ и другой иритокъ, рѣка Сона. Та­ кимъ образомъ, городъ Чапра занимаетъ очень выгодное иоложеніѳ въ точкѣ соединенія трехъ значительныхъ рѣчныхъ долинъ, но онъ по- строенъ на низкомъ мѣстѣ, часто затопляемомъ во время разливовъ, и при томъ судоходный фарватеръ передвинулся, оставнвъ пристань позади себя на разстоянін почти двухъ ки­ лометровъ. Кромѣ того, желѣзиая дорога от­ влекла торговое движевіе, пройдя по другой сторонѣ долины Ганга черезъ городъ Аррагь, унаслѣдовавшій важное зиаченіе, которымъ еще недавно пользовался городъ Сассерамъ, лежа- іцій южнѣе, въ области холмовъ. Находящіеся къ сѣверу отъ Ганга города Джаоннуръ, Азам- гаръ и Горакпуръ отправляютъ своп произве- денія въ Газипуръ или въ Чаиру. Знаменитая Капилаваста, мѣсто рожденія Будды, находи­ лась, вѣроятно, въ окрестностяхъ Горакпура, на берегахъ рѣки Гогры. Между Беиаресомъ и Калькуттой самый мно­ голюдный и самый важный по торговлѣ городъ— Патна, т. е. «Городъ» ію преимуществу; ма­ гометане называютъ его Азимабадомъ. Въ буддійскія времена, слишкомъ двѣ тысячи лѣтъ тому назадъ, онъ носилъ названіе Иаталипутра, которое въ описаніи, оставленном!, грекомъ Мегасееномъ, измѣнилось въ Палиботра; онъ былъ тогда «главнымъ городомъ Индіи». Вмѣ- стѣ съ своими иредмѣстьями, Патна и теперь еще одинъ изъ самыхъ обпшрныхъ городовъ Азіи; его дома, верфи, складочные магазины тянутся вдоль праваго берега Ганга.на про­ странстве слишкомъ 20 километровъ. На за- падѣ первую группу этого громаднаго город- скаго поселенія составляетъ крѣпостыіли воен­ ный городъ Динапуръ, съ его кантонемептами, парками, поЛями для маневровъ; затѣмъ слѣ- дуетъ административный центръ провинціи, Баньипуръ,гдѣ живутъ почти исключительно только европейцы и ихъ прислуга; наконецъ, далѣе, на востокѣ, простирается индусскій го родъ, середину котораго занимаетъ городская ограда Ііатны въ собственномъ смыслѣ. Го­ раздо болѣе, чѣмъ Чапра, Патна можетъ быть рассматриваема какъ точка соединенія есте- ственныхъ путей этой области: къ тремъ боль- 33 9 П А В А II.— шимъ рѣкамъ, Гангу, Гогрѣ и Сонѣ, которыя соединяются выше Патны, прибавляется еще, напротивъ города, четвертая, Гандакъ, иритокъ Ганга, сиускающійся изъ богатѣйшихъ долинъ Непала. Сверхъ того, Патна соединена теперь двумя желѣзными дорогами съ Калькуттой и служитъ центральною станціею для сѣти вто- ростепенныхъ линій, связанныхъ съ главноюже- лѣзнодорожною артеріеюСѣверпаго Йндустана. Несмотря на древность своихъ исторнче- скихъ воспоминаній, современная Патна не заключаетъ въ себѣ почти никакихъ остатковъ старины; главная ея архитектурная достопри­ мечательность—громадный хлѣбный амбаръ, которымъ англичане никогда не пользовались, развѣ только для того, чтобы слушать, какъ от­ дается въ немъ чудное эхо. Въ самомъ горо- дѣ только и есть замѣчательнаго, что его об­ ширные складочные магазины, наполненные опіумомъ, хлѣбомъ, растительными маслами и другими продуктами и товарами; но въ окре­ стностяхъ встрѣчаются зданія и руины, кото­ рыя принадлежать къ числу интереснѣйшихъ паыятниковъ религіозной Индіи. На югѣ отъ Патны нѣкогда находилась область, по пре­ имуществу священная для буддистовъ; но бра­ маны съумѣли ловко обратить въ свою пользу античную святость храмовъ и монастырей со- перничаюгцаго культа; какъ гласить мѣстная легенда, земля прнкрываетъ въ этомъ мѣстѣ одного нроклятаго богами генія, преступление котораго состояло въ томъ, что онъ слишкомъ любилъ людей и слишкомъ легко спасалъ ихъ отъ мукъ ада Геній этотъ не кто иной, какъ побежденный буддизмъ: для того, чтобы онъ согласился не колебать землю, боги-побѣдители обѣщали ему спасеніе для всѣхъ пилигримовъ, которые будутъ приходить молиться въ хра- махъ, построенныхъ на его тѣлѣ '). Желѣзная. дорога, проходящая черезъ промышленный го­ родъ Джаханабадъ, соединяетъ Патну съ свя- щеннымъ городомъ Гайя, названнымъ такъ по имени миѳическаго генія, запертаго въ нѣ- драхъ земли. Сорокъ пять священныхъ стан- цій, передъ каждою изъ которыхъ богомольцы должны оставлятьприношенія. окружаютъ этотъ городъ на нѣкоторомъ разстояніи; нужно не менѣе тринадцати дней пути, чтобы исполнить всѣцеремоніи очищенія. Изъ всѣхъ этихъ стан- цій самой важной, той стапціей, гдѣ приноше- нія имѣютъ наибольшую спасительную силу, гдѣ они особенно богоугодны, считается стан- ція Будъ-Гайя или Водъ-Гайя, находящаяся въ десяти километрахъ къ югу отъ города, на рѣ- кѣ Лиладжанъ. или «Незапятнанной»; въ этомъ мѣстѣ ІИакіа-Муни провелъ пять лѣтъ, погру­ женный въ самосозерцаніе, въ тѣни смоковни­ цы изъ породы баніановъ, отъ которой и те­ перь еще показываютъ стволъ, на половину f) lUiljendralala Mitra, „Buddha Gaya“ . ЙНДУСТАНЪ. 3 4 0

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz