Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

3 3 5 ГЛАВА II. — ИНДУСТАНЪ. З о б іценнаго дерева, добровольные мученики бро­ сались прямо съ его вѣтвей въ воды рѣки '). Въ настоящее время Аллахабадъ, хотя все еще принадлежащей къ числу священныхъ городовъ Индустана, конечно, потерялъ уже нрежній престижъ въ глазахъ индусовъ, безъ сомиѣнія, потому, что грозныя жерла пушекъ выгляды- ваютъ изъ амбразуръ крѣпости надъ берегами Ганга и Джамны; на ярмарку, открывающеюся въ Аллахабадѣ въ началѣ года, пилигримы и торговые люди стекаются въ меныиемъ числѣ, чѣмъ на годовые рынки Аджодіи. Однако, и здѣсь иногда собирается на ярмарку до 250.000 человѣкъ, располагающихся въ падаткахъ на равнииѣ, которая тянется вдоль праваго берега Ганга, вверхъ отъ сліяиія его съ Джамной; обы­ кновенно, въ иеріодъ полнолунія большинство иногородныхъ посѣтителей погружается въ во­ ды рѣки, подь наблюденіемъ сгіеціальнаго класса брамановъ; путешественнику по Индіи мало встрѣтится зрѣлпщъ, болѣе любопытыыхъ, чѣмъ оригинальный видъ этой несмѣтной толпы людей, безпрестанно мѣняющіяся группы ко­ торой бороздятъ тысячами струй величествен­ ный потокъ священнаго Ганга. Какъ всѣ административные центры Англо- индійской ймперіи, Аллахабадъ дѣлится на два города: городъ казармъ, виллъ, парковъ и са- довъ, гдѣ поселились властители страны, и ин- дусскіе кварталы, совершенно отдѣленные отъ той части города, гдѣ обитаетъ каста чуже- земныхъ завоевателей. Въ англійскомъ Алла- хабадѣ обращаетъ на себя вниманіе централь­ ный колледжъ, недавно основанное высшее учебное заведеніе для всѣхъ «сѣверо-запад- ныхъ» провинцін Индіи. Индусскій городъ представляетъ лабиринтъ узкихъ и кривыхъ улиць, извивающихся между рядами низень- кихъ домовъ, скученныхъ на берегу Джамны; однако, и здѣсь есть нѣсколько красивыхъ но­ выхъ кварталовъ, построенныхъ богатымъ ку- печествомъ. Черезъ Джамну перекинуть, выше города, жедѣзяый мостъ, около версты длиною; берега же Ганга все еще соединены только шювучими мостами. Со времени проведенія желѣзной дороги въ Пригангской равнинѣ па­ роходы прекратили свои рейсы между Алла- хабадомъ и Калькуттой. Ниже сліянія Ганга съ Джамной, первый большой городъ, который омываютъ воды глав­ ной рѣки,—Мирзапуръ; расположенный наюж- номъ высокомъ берегу, онъ имѣетъ величе­ ственный видъ съ его прекрасными лѣстни- цами, спускающимися до самой рѣки, съ его храмами, увѣичанными куполами и башенками, съ его дворцами, богато украшенными скуль­ птурой и рѣзьбой. Мирзапуръ все еще принад- дежитъ къ числу значительныхъ торговыхъ го- ') Elliot, „Mnhamrcadan Historians of India11; A . Cunningham, „Anqient History of India11. родовъ, хотя онъ много потерялъ въ этомъ отношенін со времени постройки желѣзной дороги. До этой эпохи онъ былъ первымъ рын- комъ Индіи но торговлѣ хлѣбомъ и хлопкомъ; теперь же, сдѣлавшись простою промежуточною станціею желѣзнаго пути, онъ замѣненъ, какъ складочное мѣсто товаровъ, Аллахабадомъ, Каунпоромъ, Дели. Однако, промышленность въ немъ такъ же дѣятельна, какъ и прежде; ремесленники его фабрикуютъ мѣдныя издѣлія, ковры, различныя ткани, лакированный вещи; здѣсь переработывается воскъ лаковаго чер- веца (coccus Іасса), присылаемый сюда съ Гаджмагальскихъ горъ и изъ области Чота- Нагпоръ черезъ Вайдіанатскую станцію. Дома въ Мирзапурѣ, какъ и въ Венаресѣ, построены изъ нревосходнаго камня, песчаника, который доставляютъ Чанарскія каменоломни, находя­ щаяся ниже на берегу Ганга. Въ этомъ же мѣ- стѣ(въ Чанарѣ), прославившемся въ индусской миѳологіи, высится скала, основаніе которой омывается водами священной рѣки и на кото­ рой пилигримы созерцаютъ отиечатокъ, оста­ вленный ногой бога. На этомъ мысѣ, соста- вляющемъ послѣдній выступъ плоскогорья Вин- діа, стоить знаменитая крѣпость, изъ которой англичане сдѣлали бастилію для государствен- ныхъ узпиковъ. Венаресъ. или Каси, античный Варанаси, есть метроподія браманскихъ религій, свяіцен- нѣйшій между священными городами, тотъ городъ, который достаточно увидѣть, чтобы быть облегченными отъ тяжкаго бремени грѣ- ховъ или преступленій; «иногда святые пра­ ведники спускаются съ неба на землю, чтобы довершить свое очнщеніе, и въ такомъ случаѣ они обыкновенно и.збираютъ Каси мѣстомъ сво­ его пребыванія» ‘). Съ самыхъ первыхъ вре- менъ арійской исторіи въ странѣ, Венаресъ появляется уже какъ городъ святынь. НІакіа- Муни приходилъ туда проповѣдывать свое уче­ т е , и въ теченіе восьмисотъ лѣтъ этотъ городъ былъ по преимуществу свящепнымъ мѣстомъ буддистовъ. Затѣмъ, браманы отстроили тамъ свои пагоды, которыя впослѣдствіи были раз­ рушены магометанами, воздвигнувшими на мѣ- стѣ ихъ свои мечети. Въ настоящее время бо- лѣе тысячи семисотъ;храмовъ, мечетей и дру­ гихъ меныпихъ святилищъ разсѣяны во всѣхъ частяхъ города, не считая жертвенниковъ и усыпальницъ, святыхъ образовъ и статуй на площадяхъ и улицахъ. Кромѣ того, здѣсь есть много христіанскихъ церквей и часовень или капеллъ различнаго наименованія, построен­ ныхъ миссіонерами. и благодаря религіозному индифферентизму нынѣшнихъ владѣтелей Ин- діи, даже буддійскій храмъ, куда ходятъ мо­ литься бенаресскіе непальцы, могъ быть воз- ') Troyer, „Radjatarangini. Histoire des rois do Kach m ir“ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz