Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
родъ Побѣды», расположенный на оконечности одного кряжа изъ краспаго песчаника, кото рый доставляете матеріалъ для постройки зданій. Остатки этого города или, вѣрнѣе, двѣ деревни, Фатехпуръ и Сикри, затеряны среди его ограды, обширна,го круга, имѣющаго 8 ки лометровъ въ окружности, но большая часть памятниковъ, воздвигнутыхъ Акбаромъ и Дже- хангиромъ.существуютъ еще почти совершенно сохранившимися въ своемъ первоначальномъ видѣ. Ииператорскій дворецъ, гробница Сели ма, пустынника; святость которого и доставила Фатехпуру милости Акбара, Ііаиджъ-Магалъ, родъ пирамиды, образуемой пятыо поставлен ными одна на другую колоннадами, порталъ слоновъ, мпнаретъ антилопъ, дворецъ сул- Таншъ, гдѣ изслѣдователи старины иризнаютъ здаиіе, служившее резиденціей одной изъ су- пругъ Акбара, португалькп Маріи,—-всѣ эти зданія сохранили еще до самыхъ тонкихъ де талей всѣ свои скульптурный украшенія и ажурную рѣзьбу изъ мрамора. Ниже Агры, по берегу Джамны, слѣдуютъ одинъ за другимъ нисколько многолюдныхъ городовъ, Этавахъ, Кальпіг. Хамирпуръ, Рад- жапуръ, и въ сосѣдствѣ р'Ьчной долины, на границахъ плоскогорья Бундельхаидъ, тоже есть старинные города, нѣкогда имѣвшіе важ ное знйченіе, какъ столицы государства, ка ковы Джалаонъ и Банда; но политическая пе- ремѣны и въ особенности перевороте, про изведенный въ торговыхъ сношеніяхъ построй кою желѣзныхъ дорогъ, перемѣстили торговое движеніе съ береговъ Джамны на берега Ганга. Городъ Банда, который нѣкогда былъ главнымъ складочнымъ мѣстомъ хлопка во всемъ Бун- дельхандѣ, теперь въ упадкѣ,- торговля его пе решла къ портовому городу Раджапуръ, кото рый, въ свою очередь, замѣненъ въ настоящее время, какъ жспедиціонный рынокъ, станціями желѣзной дороги, идущей изъ Аллахабада въ Каушоръ. Плодоносный равнины Рохильханда, прости- рающіяся на югъ отъ горныхъ цѣпей Кума она, между Гангомъ и его притокомъ Гогрой, усѣяны городами, которые всѣ окружены манговыми лѣсами и бамбуковыми рощами и всѣ имѣютъ старииныя крѣпости, первоначальное соору- женіе которыхъ приписывают-!, бхарамъ, древ- нимъ обладателямъ края, 'и которыя впослѣд- ствіи были вновь отстроены афганцами или патанъ-рогиллами т. е. «горцами». Самый многолюдный изъ этихъ городовъ, Барели (Bareilly),—городъ относительно новый, такъ какъ онъ былъ основанъ около половины шестнадцатаго столѣтія. Въ началѣ простой военный поста, онъ и до сихъ поръ сохранилъ свой существенно стратегический характеръ, и его к|»ѣность, его «кантонементы» и казармы—■ единственный достопримѣчателыюсти. которыя Барели можетъ противопоставить дворцамъ и 327 ГЛАВА и — храмамъ городовъ на Джамнѣ. Другіе болыпіе города Рохильханда, Наджибабадъ, ЬІагина, Биджиоръ, Амброга, Морадабадъ, Самбгалъг Чандауси, Будаонъ, Сагасванъ, Пилибхитъ,. почти всѣ походятъ на Барели однообразіемъ своей постройки; это просто городскія поселе- нія, быстро разросшіяся, благодаря развитію и. расшпренію земледѣльческой промышленности въ этой части гангскаго бассейна. Особенно' сахарныя плантаціи придали большую торго вую важность городамъ Морадабадъ и Чандауси; Наджибабадъ, лежащій въ сосѣдствѣ горъ, ве дете отпускную торговлю строевымъ лѣсомъ.. Среди всѣхъ этихъ англо-индійскихъ городовъ,. городъ Рампуръ, столица одного туземнаго,. независимаго по имени, государства, сохра няете еще нѣкоторую оригинальность; ремес ленники его занимаются тканьемъ шалей и шѳлковыхъ матерій (камка), очень цѣнимыхъ- въ Индіи. Шахджаханпуръ, главная станція и самый многолюдный городъ между Барели и Лакнаут не только торговый, и промышленный центръ, какъдругіе города Рохильханда. но и одинъ изъ тѣхъ городовъ, которые чрезвычайно быстро- выросли и достигли цвѣтущаго состоянія; онъ- обогатился, главнымъ образомъ, на счете сво его сосѣда, Фаррухабада, стояіцаго на бе регу Ганга и пользовавшагося недавно моно- поліей отправки товаровъ по рѣкѣ, но утра- тившаго это преимущество, когда водяной путь былъ оставленъ, и движеніе грузовъ направи лось къ желѣзвой дорогѣ. Фаррухабадъ можете- быть разсматрываемъ какъ одинъ городъ съ- англійскимъ военнымъ городомъ Фатехгаръ, къ которому принадлежитъ фортъ, командующій переходомъ черезъ Гангъ, и гдѣ находится ка зенный лафетный заводъ и фабрики лагер- ныхъ палатокъ. Къ западу отъ Фаррухабада,. Майнпури, на дорогѣ изъ Агры,— тоже важ ный городъ; но Каноджъ, нѣкогда славиѣйшій городъ страны, который даже былъ около ше стисотъ лѣтъ, до конца третьяго вѣка до Р. Х .г столицей самаго могущественнаго арійскаго царства въ Индіи, теперь пришелъвъ упадокъ. Въ 1016 году нашей эры, когда МахмудъГаз- невидъ обложилъ осадой его стѣны, Каноджъ,. по выраженію современныхъ лѣтописей, «под- нималъ свою голову до небесъ» и не имѣлъ. равнаго себѣ по оилѣ и крѣпости. И дѣйстви- тельно, цитадель, заключающая въ своей оградѣ- весь б ы н Ѣ ш в і й городъ, кажется, была одною* изъ самыхъ сильныхъ крѣпостей Ипдустана, но она потеряла всю свою важность съ тѣхъ- поръ, какъ Гангъ перемѣстилъсвое теченіе на семь километровъ къ западу, оставивъ К а ноджъ на берегу незначительной рѣчки, Кали- надди, называемой также Чота-ганга, или «Ма- лымъ Гангомъ» '). Перемѣщеніе рѣки, слѣдо- ■лндустАнъ. 328 *) A. Cunningham, „Geography of Ancient India1*.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz