Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

родъ Побѣды», расположенный на оконечности одного кряжа изъ краспаго песчаника, кото­ рый доставляете матеріалъ для постройки зданій. Остатки этого города или, вѣрнѣе, двѣ деревни, Фатехпуръ и Сикри, затеряны среди его ограды, обширна,го круга, имѣющаго 8 ки­ лометровъ въ окружности, но большая часть памятниковъ, воздвигнутыхъ Акбаромъ и Дже- хангиромъ.существуютъ еще почти совершенно сохранившимися въ своемъ первоначальномъ видѣ. Ииператорскій дворецъ, гробница Сели­ ма, пустынника; святость которого и доставила Фатехпуру милости Акбара, Ііаиджъ-Магалъ, родъ пирамиды, образуемой пятыо поставлен­ ными одна на другую колоннадами, порталъ слоновъ, мпнаретъ антилопъ, дворецъ сул- Таншъ, гдѣ изслѣдователи старины иризнаютъ здаиіе, служившее резиденціей одной изъ су- пругъ Акбара, португалькп Маріи,—-всѣ эти зданія сохранили еще до самыхъ тонкихъ де­ талей всѣ свои скульптурный украшенія и ажурную рѣзьбу изъ мрамора. Ниже Агры, по берегу Джамны, слѣдуютъ одинъ за другимъ нисколько многолюдныхъ городовъ, Этавахъ, Кальпіг. Хамирпуръ, Рад- жапуръ, и въ сосѣдствѣ р'Ьчной долины, на границахъ плоскогорья Бундельхаидъ, тоже есть старинные города, нѣкогда имѣвшіе важ­ ное знйченіе, какъ столицы государства, ка­ ковы Джалаонъ и Банда; но политическая пе- ремѣны и въ особенности перевороте, про­ изведенный въ торговыхъ сношеніяхъ построй­ кою желѣзныхъ дорогъ, перемѣстили торговое движеніе съ береговъ Джамны на берега Ганга. Городъ Банда, который нѣкогда былъ главнымъ складочнымъ мѣстомъ хлопка во всемъ Бун- дельхандѣ, теперь въ упадкѣ,- торговля его пе­ решла къ портовому городу Раджапуръ, кото­ рый, въ свою очередь, замѣненъ въ настоящее время, какъ жспедиціонный рынокъ, станціями желѣзной дороги, идущей изъ Аллахабада въ Каушоръ. Плодоносный равнины Рохильханда, прости- рающіяся на югъ отъ горныхъ цѣпей Кума она, между Гангомъ и его притокомъ Гогрой, усѣяны городами, которые всѣ окружены манговыми лѣсами и бамбуковыми рощами и всѣ имѣютъ старииныя крѣпости, первоначальное соору- женіе которыхъ приписывают-!, бхарамъ, древ- нимъ обладателямъ края, 'и которыя впослѣд- ствіи были вновь отстроены афганцами или патанъ-рогиллами т. е. «горцами». Самый многолюдный изъ этихъ городовъ, Барели (Bareilly),—городъ относительно новый, такъ какъ онъ былъ основанъ около половины шестнадцатаго столѣтія. Въ началѣ простой военный поста, онъ и до сихъ поръ сохранилъ свой существенно стратегический характеръ, и его к|»ѣность, его «кантонементы» и казармы—■ единственный достопримѣчателыюсти. которыя Барели можетъ противопоставить дворцамъ и 327 ГЛАВА и — храмамъ городовъ на Джамнѣ. Другіе болыпіе города Рохильханда, Наджибабадъ, ЬІагина, Биджиоръ, Амброга, Морадабадъ, Самбгалъг Чандауси, Будаонъ, Сагасванъ, Пилибхитъ,. почти всѣ походятъ на Барели однообразіемъ своей постройки; это просто городскія поселе- нія, быстро разросшіяся, благодаря развитію и. расшпренію земледѣльческой промышленности въ этой части гангскаго бассейна. Особенно' сахарныя плантаціи придали большую торго­ вую важность городамъ Морадабадъ и Чандауси; Наджибабадъ, лежащій въ сосѣдствѣ горъ, ве­ дете отпускную торговлю строевымъ лѣсомъ.. Среди всѣхъ этихъ англо-индійскихъ городовъ,. городъ Рампуръ, столица одного туземнаго,. независимаго по имени, государства, сохра­ няете еще нѣкоторую оригинальность; ремес­ ленники его занимаются тканьемъ шалей и шѳлковыхъ матерій (камка), очень цѣнимыхъ- въ Индіи. Шахджаханпуръ, главная станція и самый многолюдный городъ между Барели и Лакнаут не только торговый, и промышленный центръ, какъдругіе города Рохильханда. но и одинъ изъ тѣхъ городовъ, которые чрезвычайно быстро- выросли и достигли цвѣтущаго состоянія; онъ- обогатился, главнымъ образомъ, на счете сво­ его сосѣда, Фаррухабада, стояіцаго на бе­ регу Ганга и пользовавшагося недавно моно- поліей отправки товаровъ по рѣкѣ, но утра- тившаго это преимущество, когда водяной путь былъ оставленъ, и движеніе грузовъ направи­ лось къ желѣзвой дорогѣ. Фаррухабадъ можете- быть разсматрываемъ какъ одинъ городъ съ- англійскимъ военнымъ городомъ Фатехгаръ, къ которому принадлежитъ фортъ, командующій переходомъ черезъ Гангъ, и гдѣ находится ка­ зенный лафетный заводъ и фабрики лагер- ныхъ палатокъ. Къ западу отъ Фаррухабада,. Майнпури, на дорогѣ изъ Агры,— тоже важ­ ный городъ; но Каноджъ, нѣкогда славиѣйшій городъ страны, который даже былъ около ше­ стисотъ лѣтъ, до конца третьяго вѣка до Р. Х .г столицей самаго могущественнаго арійскаго царства въ Индіи, теперь пришелъвъ упадокъ. Въ 1016 году нашей эры, когда МахмудъГаз- невидъ обложилъ осадой его стѣны, Каноджъ,. по выраженію современныхъ лѣтописей, «под- нималъ свою голову до небесъ» и не имѣлъ. равнаго себѣ по оилѣ и крѣпости. И дѣйстви- тельно, цитадель, заключающая въ своей оградѣ- весь б ы н Ѣ ш в і й городъ, кажется, была одною* изъ самыхъ сильныхъ крѣпостей Ипдустана, но она потеряла всю свою важность съ тѣхъ- поръ, какъ Гангъ перемѣстилъсвое теченіе на семь километровъ къ западу, оставивъ К а ­ ноджъ на берегу незначительной рѣчки, Кали- надди, называемой также Чота-ганга, или «Ма- лымъ Гангомъ» '). Перемѣщеніе рѣки, слѣдо- ■лндустАнъ. 328 *) A. Cunningham, „Geography of Ancient India1*.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz