Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
3 2 3 ГЛАВА II.--ИНДУСТАНЪ. 3 2 4 обсерваторія, воздвигнутая джейтурскимъ рад- жей въ 1728 г.—всѣ эти памятники слѣдуютъ одинъ за другимъ въ равнинѣ на югъ отъ го рода, и аллеи зданій оканчиваются, въ 15 ки лометрахъ отъ стѣнъ нынѣншяго Дели, груп пой мечетей и колоннадъ Кутаба. Надъ этими строеніями господствуетъ колоссальная «башня ІІобѣды», воздвигнутая въ тринадцатомъ сто- лѣтіи; это пучекъ колоннъ, раздѣленный на пять этажей круговыми галлереями, поясами изваяній и надписей въ рельефѣ. Башня по степенно съуживается отъ основанія къ вер шин'];, и потому высота ея, равная 72 метрамъ (около 34 саженъ), кажется больше настоящей отъ дѣйствія перспективы. Съ купола, частью повреждеипаго землетрясеніемъ 1803 года, взоръ обпимаетъ все протяженіе ограниченной на западѣ цѣпыо холмовъ, исторической рав нины, гдѣ возникало столько могуществѳнныхъ городовъ. Легко понять гордость, которую испытыва- ютъ иатріоты Индіи при видѣ живыхъ свндѣ- тѳльствъ славы ихъ иредковъ. Въ 1857 году, когда англичане, прогнанные взбунтовавшими ся сипаями, принуждены были брать обратно городъ иристуиомъ, затѣмъ обложить осадой гробницу Гумаюна, чтобы овладѣть особой «Великаго Могола», они изгнали всѣхъ жите- лой Дели, индусовъ и мусульманъ, которые та кимъ образомъ должны были все время, пока продолжалось дѣйствіе военнаго закона, оста ваться внѣ городской черты. Снова водворив шись въ городѣ по усмиреніи возстанія, они тамъ теперь еще болѣе многочисленны, чѣмъ были до войны, и это имъ преимущественно принадлежать, въ улицѣ Чандни-чокъ, блестя- щіе магазины золотыхъи серебряныхъ издѣлій, кожанаго товара, златотканныхъ матерій, рѣз- пой мебели, — произведеній, составляющихъ спеціальпыя промышленности Деля, но, къ со- жалѣнію уже много утратившихъ своей прежней оригинальности, вслѣдствіе подражаніяевропей- скимъ образцамъ. На юго-западѣ, при желѣзной дорогѣ изъ Раджпутаны, стоить многолюдный городъ Ревара, передовой товаро-складочный пунктъ Дели по снабжевію произведеніями промышленности всѣхъ маленькнхъ госу- дарствъ нагорья. РІа юго-востокѣ, въ доабѣ, или междурѣчьи, черезъ которое ироходятъ большая столбовая дорога, рельсовый путь и каналъ, проведенный изъ Ганга, разсѣяны въ близкомъ одинъ отъ другаго разстояніи многолюдные города: Бу- ландшаръ или Баранъ, Сикандарабадъ, Хур- джа, торговый городъ, съ пышнымъджайнскимъ храмомъ, построеннымъ его богатымъ купе- чествомъ, Коилъ и Алигаръ; вблизи иослѣд- няго стоитъ крѣпость, которую французъ Пер- ронъ сдѣлалъ оплотомъ маратскаго могущества и которая долгое время задерживала успѣхи англійскаго оружія въ началѣ настоящаго сто- лѣтія. Городъ Гатрасъ, лежащій южнѣе, есть главный складочный пунктъ торговли между Дели и Каунпоромъ. Онъ соединенъ желѣзною дорогою съ многолюднымъ городомъ Муттра (Маттра), построеннымъ, какъ и Дели, на за- падномъ нагорномъ берегу Джамны. Это одинъ изъ священпыхъ городовъ Индустана, и усер- діе пилигримовъ, стекающихся сюда толпами, поддерживаете массы празднаго люда, живу- щаго около храмовъ; жители Муттры не имѣютъ почти никакихъ промысловъ, кромѣ эксплоата- ціи каменоломень и тески камней для постройки религіозпыхъ зданій, въ числѣ нѣсколькихъ тысячъ. Муттра, древняя Матура, одна изъ столицъ «Лунной» династіи, была уже однимъ изъ средоточій буддійской религіи, и Птоло- мей, уиоминающій о пей подъ именемъ Модуры, называете ее «городомъ боговъ»; въ грудахъ развалинъ, возвышающихся тамъ и сямъ на югѣ, отыскали многочисленный изваянія буд- дійскаго періода, свидѣтельствуюіція о греко- бактрійскомъ вліяніи, которое выразилось въ расположенш грунпъ и въ складкахъ драпиро- вокъ *). Послѣ изгнанія буддистовъ, храмы по лучили другое названіе, архитектурный стиль зданій нзмѣнился, легенды были пріурочены къ. другимъ личностямъ, но городъ, тѣмъ не менѣе, остался однимъ изъ святыхъ мѣстъ Индіи; въ сосѣдствѣ его родился Кришна, по кровитель пастуховъ, котораго впослѣдствіи индусы стали боготворить, какъ своего Христа; каждая мѣстность въ окрестностяхъ имѣетъ свою исторію, относящуюся къ какой-либо чертѣ изъ жизни этого бога. Почти всѣ памят ники города и страны были сооружены въ честь Кришны, и хотя мусульманскіе государи велѣли ихъ разрушить въ первый разъ, но они были вновь выстроены еще въ болыпемъ числѣ и съ болыпимъ великолѣпіемъ, чѣмъ прежніе. Въ семи километрахъ къ сѣверу, городъ Брин- дабанъ, древняя Вриндавана. указываете мѣсто, гдѣ Кришна овладѣлъ змѣинымъ ца- ремъ, обвившимся вокругъ дерева, и ввергнулъ его въ волны Джамны; отраженная струя уда ряющихся о нагорный берегъ водъ рѣки, обра зующая родъ водоворота, происходитъ, по вѣ- рованію индусовъ, отъ размаховъ хвоста этого чудовища 3). Одинъ изъ Бриндабанскихъ хра мовъ, недавно построенный банкирами джаи- нами, стоилъ слишкомъ шесть милліоновъ франковъ; другая пагода, сооруженіе которой относится къ концу шестнадцатаго столѣтія, представляете одинъ изъ рѣдкихъ памятниковъ Полуострова, такъ какъ въ этомъ храмѣ можно видѣть соединеніе индусскихъ колоннъ, пер- сидскихъ аркадъ и стрѣльчатаго свода. Всѣ окрестный ноля вокругъ Муттры и Бриидабана преданы общественным'!, благочестіемъна рас- ') Cunningham; Goblet d’AlvioIIa, „Indo ot Himalaya11. ,J) Al. Cunningham, „Ancient Ueogwpliy of India11.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz