Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
313 БАССЕЙНЪ ГАНГА. 3 1 4 равенства ранга, такъ точно и аудскіе браманы, особенно кануджеи, или браманы Каноджа, древней индусской столицы '), считаютъ бен- гальскихъ брамановъ гораздо ниже себя по общественному положенію и даже по религі- ознымъ привилегіямъ. До сихъ поръ еще ка нуджеи упорно отказываются ѣсть съ ними за однимъ столомъ, и любой воръ изъ уроженцевъ Аллахабада или Бенареса стоически перенесетъ въ своей тюрьмѣ наказаніе кнутомъ скорѣе, чѣмъ согласится проглотить хоть одно зерно риса, приготовленнаго калькутскимъ брама- номъ. Еще недавно чистокровный аріецъ изъ Ауда, будь то даже простой земледѣлецъ, не могъ вступить въ законный бракъсъ бенгаль скою браманкой, какъ бы ни былъ богатъ ея отецъ; црижитыя отъ вея дѣти считались бы незаконнорожденными 2). Къ этимъ именно странамъ, гдѣ преобдадаютъ браманы, индусы по преимуществу, въ нерхнихъ равнинахъ Джамны и Ганга, завоеватели Великіе Моголы примѣнили, спеціальньшъ образомъ названіе Индустана, распространенное впослѣдствіи на всѣ безъ исішоченія земли, гдѣ говорятъ ин дусскими нарѣчіями и исповѣдуютъ индусскія религіи, т. е. на весь Полуостровъ по сю сто рону Ганга 3). Магометане, столь многочисленные . въ сѣ- веро-западной области Индустана, составляютъ меньшинство наседенія въ бассейнѣ Ганга, хотя они были нѣкогда политическими госпо дами на этой покатости Индіи, и хотя они часто пользовались своею властью, чтобы об ращать въ исламъ своихъ подданньтхъ, отда вая приказы объ обрѣзаніи ихъ массами. Въ верхвихъ пригангскихъ равнинахъ мусульмане составляютъ лишь седьмую, а въ Аудѣ, стравѣ индусской по преимуществу, лишь десятую часть общаго числа жителей; немного болѣе многочисленные въ Бехарѣ, они почти совсѣмъ не встрѣчаются въ области Чота-Нагпоръ, гдѣ преобладаютъ туземные элементы, жпвшіе тамъ еще до прихода арійцевъ; но въ собствен ной Бенгаліи они снова пріобрѣтаютъ значи тельную численную важность. Въ этомъ отно- шевіи всеобщая перепись 1872 года была сво его рода неожиданными откровеніемъ. Англій- скіе правители съ удивленіемъ узнали, что въ одной только Бенгальской нровинцін ихъ му- сульманскіе подданные нревосходятъ числомъ иодданныхъ константпнопольскаго султана въ Европѣ и Азіи. Около трети жителей Бенгаліи принадлежатъ къ исламу. Правда, что магоме тане этой части Индіи далеко не походатъ на мусульманъ Аравіи; во многихъ округахъ они даже не зиаютъ самыхъ простыхъ формулъ своей религіи, и, раздѣленные на касты, подоб но индусамъ, совершая тѣ же самыя церемоніи ') СіішрЬи.І, „Ethnology of India". 21 Hunter, „Annals of Kur.il Bengal'1. •’j ttennei, „М іішоіг a map of Hinduostan“ , въ святилищахъ, они отличаются отъ своихъ сосѣдей единственно соблюденіемъ обряда об- рѣзанія. Но въ это послѣднее время большое движеніе религіознаго пробужденія установило болѣе крѣпкую связь между мусульманскими жителями Бевгаліи. Странствующее проновѣд- ники, црнходящіе, по большей части, изъ сѣ- верныхъ провігацій, отвлекли своихъ едино- вѣрдевъ отъ индусскихъ капищъ и преподали имъ существенные догматы ц правила своей религін. Духъ солидарности магометанъ Бен- галін съ магометанами остальной Индіи п дру гихъ частей свѣтаусилился; онизнаютъ теперь, чего не знали еще недавно, какъ велика важ ность ихъ религиозной и политической роли между народами земнаго шара, и хотя разде ленные тоже на касты, они, однако, предста вляютъ тѣло относительно объединенное, спло ченное, въ сравненіи съ раздробленностью ин дусскаго общества, распадающагося на тысячу ничѣмъ не связанныхъ между собою фракцій. При томъ же различіе занятій можетъ только поддерживать и даже увеличивать контрастъ между послѣдователямн отдѣльныхъ религій. Такъ, въ Бехарѣ и въ Аудѣ мусульмане при надлежатъ, по большей части, къ высшимъ кдассамъ общества; въ Бенгаліиони соединены преимущественно въ общины земледѣльцевъ, тогда какъ служащіе и ремесленники почти всѣ индусы. Во многихъ округахъ даже, суще ствуют!) цеоспоримыя расовыя различія. Такъ, въ Рохильхандѣ, на югѣ отъ Кумаона и Не пала,! рохильцы, или рогяльцы, прежйе вла стители края, суть чистые афганы, и большин ство другихъ магометанъ страны, сайды, шейхи, «монголы», патаны, тоже иноземнаго проис- хождеаія, по крайней мѣрѣ, по своимъ иред- ставптелямъ мужскаго пола, потомками сорат- никовъ султановъ Махмуда, Бабера и Акбара, Магометанскому лее вдіяиію обязаиъ своимъ происхожденіемъ и языкъ, которымъ говоритъ большинство жителей въ бассейнѣГанга. Языкт. этотъ, извѣстный подъ именемъ индустанн, получилъ свое первое начало въ военномъ станѣ Великаго Могола, въ Делійской ордѣ или урду: отсюда и названіе урду, «ордынская рѣчь», которымъ онъ обыкновенно обозначается; но изъ простаго лагернаго нарѣчія, изъ гру- баго сабира, какъ говоръ франко-арабовъ, ин- дустани вокорѣ сдѣлался настоящимь, вполнѣ развитыми языкомъ, и благодаря своему не истощимому запасу словъ арабскихъ и иер- сидскихъ, легкости, съ которою онъ асспмц- лируетъ себѣ новыя слова, гармоніи своихъ созвучій, гибкости своей фразеологіи, которая позволяетъ ему имѣть всякую желаемую про странность или краткость, онъ мало по-малу вытѣснилъ многіе индусскіе діалекты, нисшед шее теперь на степень областныхъ нарѣчій; имъ даже говоритъ большее число людей, чѣмъ бенгальскимъ діалектомъ (бенгали), употре-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz