Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

313 БАССЕЙНЪ ГАНГА. 3 1 4 равенства ранга, такъ точно и аудскіе браманы, особенно кануджеи, или браманы Каноджа, древней индусской столицы '), считаютъ бен- гальскихъ брамановъ гораздо ниже себя по общественному положенію и даже по религі- ознымъ привилегіямъ. До сихъ поръ еще ка нуджеи упорно отказываются ѣсть съ ними за однимъ столомъ, и любой воръ изъ уроженцевъ Аллахабада или Бенареса стоически перенесетъ въ своей тюрьмѣ наказаніе кнутомъ скорѣе, чѣмъ согласится проглотить хоть одно зерно риса, приготовленнаго калькутскимъ брама- номъ. Еще недавно чистокровный аріецъ изъ Ауда, будь то даже простой земледѣлецъ, не могъ вступить въ законный бракъсъ бенгаль­ скою браманкой, какъ бы ни былъ богатъ ея отецъ; црижитыя отъ вея дѣти считались бы незаконнорожденными 2). Къ этимъ именно странамъ, гдѣ преобдадаютъ браманы, индусы по преимуществу, въ нерхнихъ равнинахъ Джамны и Ганга, завоеватели Великіе Моголы примѣнили, спеціальньшъ образомъ названіе Индустана, распространенное впослѣдствіи на всѣ безъ исішоченія земли, гдѣ говорятъ ин­ дусскими нарѣчіями и исповѣдуютъ индусскія религіи, т. е. на весь Полуостровъ по сю сто­ рону Ганга 3). Магометане, столь многочисленные . въ сѣ- веро-западной области Индустана, составляютъ меньшинство наседенія въ бассейнѣ Ганга, хотя они были нѣкогда политическими госпо­ дами на этой покатости Индіи, и хотя они часто пользовались своею властью, чтобы об­ ращать въ исламъ своихъ подданньтхъ, отда­ вая приказы объ обрѣзаніи ихъ массами. Въ верхвихъ пригангскихъ равнинахъ мусульмане составляютъ лишь седьмую, а въ Аудѣ, стравѣ индусской по преимуществу, лишь десятую часть общаго числа жителей; немного болѣе многочисленные въ Бехарѣ, они почти совсѣмъ не встрѣчаются въ области Чота-Нагпоръ, гдѣ преобладаютъ туземные элементы, жпвшіе тамъ еще до прихода арійцевъ; но въ собствен­ ной Бенгаліи они снова пріобрѣтаютъ значи­ тельную численную важность. Въ этомъ отно- шевіи всеобщая перепись 1872 года была сво­ его рода неожиданными откровеніемъ. Англій- скіе правители съ удивленіемъ узнали, что въ одной только Бенгальской нровинцін ихъ му- сульманскіе подданные нревосходятъ числомъ иодданныхъ константпнопольскаго султана въ Европѣ и Азіи. Около трети жителей Бенгаліи принадлежатъ къ исламу. Правда, что магоме­ тане этой части Индіи далеко не походатъ на мусульманъ Аравіи; во многихъ округахъ они даже не зиаютъ самыхъ простыхъ формулъ своей религіи, и, раздѣленные на касты, подоб­ но индусамъ, совершая тѣ же самыя церемоніи ') СіішрЬи.І, „Ethnology of India". 21 Hunter, „Annals of Kur.il Bengal'1. •’j ttennei, „М іішоіг a map of Hinduostan“ , въ святилищахъ, они отличаются отъ своихъ сосѣдей единственно соблюденіемъ обряда об- рѣзанія. Но въ это послѣднее время большое движеніе религіознаго пробужденія установило болѣе крѣпкую связь между мусульманскими жителями Бевгаліи. Странствующее проновѣд- ники, црнходящіе, по большей части, изъ сѣ- верныхъ провігацій, отвлекли своихъ едино- вѣрдевъ отъ индусскихъ капищъ и преподали имъ существенные догматы ц правила своей религін. Духъ солидарности магометанъ Бен- галін съ магометанами остальной Индіи п дру­ гихъ частей свѣтаусилился; онизнаютъ теперь, чего не знали еще недавно, какъ велика важ­ ность ихъ религиозной и политической роли между народами земнаго шара, и хотя разде­ ленные тоже на касты, они, однако, предста­ вляютъ тѣло относительно объединенное, спло­ ченное, въ сравненіи съ раздробленностью ин­ дусскаго общества, распадающагося на тысячу ничѣмъ не связанныхъ между собою фракцій. При томъ же различіе занятій можетъ только поддерживать и даже увеличивать контрастъ между послѣдователямн отдѣльныхъ религій. Такъ, въ Бехарѣ и въ Аудѣ мусульмане при­ надлежатъ, по большей части, къ высшимъ кдассамъ общества; въ Бенгаліиони соединены преимущественно въ общины земледѣльцевъ, тогда какъ служащіе и ремесленники почти всѣ индусы. Во многихъ округахъ даже, суще­ ствуют!) цеоспоримыя расовыя различія. Такъ, въ Рохильхандѣ, на югѣ отъ Кумаона и Не­ пала,! рохильцы, или рогяльцы, прежйе вла­ стители края, суть чистые афганы, и большин­ ство другихъ магометанъ страны, сайды, шейхи, «монголы», патаны, тоже иноземнаго проис- хождеаія, по крайней мѣрѣ, по своимъ иред- ставптелямъ мужскаго пола, потомками сорат- никовъ султановъ Махмуда, Бабера и Акбара, Магометанскому лее вдіяиію обязаиъ своимъ происхожденіемъ и языкъ, которымъ говоритъ большинство жителей въ бассейнѣГанга. Языкт. этотъ, извѣстный подъ именемъ индустанн, получилъ свое первое начало въ военномъ станѣ Великаго Могола, въ Делійской ордѣ или урду: отсюда и названіе урду, «ордынская рѣчь», которымъ онъ обыкновенно обозначается; но изъ простаго лагернаго нарѣчія, изъ гру- баго сабира, какъ говоръ франко-арабовъ, ин- дустани вокорѣ сдѣлался настоящимь, вполнѣ развитыми языкомъ, и благодаря своему не­ истощимому запасу словъ арабскихъ и иер- сидскихъ, легкости, съ которою онъ асспмц- лируетъ себѣ новыя слова, гармоніи своихъ созвучій, гибкости своей фразеологіи, которая позволяетъ ему имѣть всякую желаемую про­ странность или краткость, онъ мало по-малу вытѣснилъ многіе индусскіе діалекты, нисшед­ шее теперь на степень областныхъ нарѣчій; имъ даже говоритъ большее число людей, чѣмъ бенгальскимъ діалектомъ (бенгали), употре-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz