Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
311 ГЛАВА II.— ИНДУСТАНЪ. 3 1 2 чавые, часто напомаженные коровьимъ каломъ, и вдобавокъ самый родъ ихъ занятій обрек аетъ ихъ на нечистоплотность; тѣмъ не менѣе, од нако, они очень любятъ украшенія и татуи- руютъ себѣ различныя части тѣла. Почти вездѣ жилищемъ служатъ имъ простыя землян ки; главное зданіе деревни—думъ-харіа, или «мальчишникъ», въ которомъ молодые парни упражняются вовсѣхъиграхъ, требую іцихъ силы или ловкости. Многіе обычаи ораоновъ приб- лижаютъ ихъ къ са-нталамъ; подобно этимъ послѣднимъ, они поклоняются солнцу, духамъ, предкамъ, предаютъ, въ жертву имъ, закланію мелкихъ животныхъ и приносятъ имъ разные дары; такъ же, какъ и санталы, они позволяютъ своимъ дѣтяиъ вступать въ бракъ по собствен ному выбору, но только не съ односельчанами, и предоставляютъ жевпшнѣ большую долювлі- янія. Когда двѣ молодыя дѣвушки заключаютъ между собою вѣчный сестринскій союзъ, онѣ обмѣниваются ожерельями, въ присутствіи свидетелей, и до конца своихъ дней называ ютъ одна другую ее иначе, какъ «мой цвѣ- токъ» или «моя улыбка» '). Нѣкоторыя другія племена обитаютъ на плоскогорьяхъ, лежащихъкъ западу отъ дельты Ганга; таковы мунданы, которые близко под- ходятъ къ орисскому племени коль, и карвары, родичи санталовъ, бродящіе въ лѣсахъ, на югѣ отъ. рѣки Соны, и частью живующіе ди кими плодами и корнями, которые. оИй оспа- риваютъ у обезьянъ: но большинство перво- бытиыхъ народцевъ (аборигеновъ) на-половпну объиндіашшсь или даже отличается отъ ин- дусовъ только болѣе низкимъ соціальнымъ по- ложеніемъ, которое имъ присвоено въ іерар- хіи кастъ 8). Чандалы. самая презрѣнная ин дусская каста, заключающая въ своихъ рядахъ слишкомъ полтора милліона лицт, очевидно, происходить отъ тѣхъ древнихъ владѣтелей страны, которыхъ арійскіе завоеватели назы вали съ презрѣніемъ дасіасами,—именемъ, ко торое теперь сдѣлалось, въ немного измѣнен- ной формѣ, однимъ изъ самыхъ обыкновен- жыхъ въ Бенгаліи фамильныхъ названій 3). Раджбансн или пали, которые говорятъ нарѣ- чіемъ, близко подходящими къ бенгальскому .языку, м&льда, кочъ и другія касты земледѣль- цевъ, еще болѣе многочисленный въ бассейнѣ Брахлашгутры, чѣмъ въ бассейнѣ Ганга, тоже принадлежать къ туземной расѣ и, вѣроятно, имѣютъ .родственную связь съ барманскою группой; точно также хлѣбонашцы буя, рыбаки багди, и®сильщики паланкиновъ бари, кожев ники муки суть представители древяихъ корен- ныхъ наоеленій или аборпгеновъ. Имъ припи- ’) Dallton, цитировапное сочиненіо; Н, Bickerstaffe Rowney, „35he wild Tribes of India11. 2) Hull, .„Jungle Life in Indi.i#; „Journal of the A si atic Socirtv of Bengal11, X X X V I . 3) Ншгёег, дитироваииое сочииевіе. сываютъ многіе религіозные обычаи, чуждые арійцаМъ, и между прочимъ, тѣ человѣческія жертвоприношенія, вывести которыя стоило- такого труда англійской полиціи. Кровавый культа Сивы и Кали требовалъ отбориыхъ жертвъ, и до 1866 года въ честь ихъоылипри- носимы въ жертву молодые люди, въ Джессорѣ, въ Даккѣ и въ лѣсахъ области Чота-Нагпоръ. На берегахъ рѣкъ преданіе еще указываете, мѣста, гдѣ жрецы проливали человѣческую- кровь ‘). Теперь, кажется, уже не бываетъ та- кихъ ужасовъ въ Бенгаліи, но сколько еще со- хранилозь религіозныхъ обрядовъ не-арійскаго нроисхожденія, которымъ браманы еще обя заны подчиняться, или заклиная злыхъ ду- ховъ, скрывающихся въ лѣсахъ, или принося пригоршни земли въ даръ полевымъ боже- ствамъ! Подъ новыми названіями прод'шкаютъ существовать все тѣ же старые культы и вѣро- ванія. Индусскій элемента, чисто арійскаго проис хождения, какъ кажется, всего сильнѣе пред- ставлеаъ, по численности, въ Аудской про винции. Браманы, люди свободныхъ профессій, промышленники илц земледѣіьцы, составляютъ тамъ, по меньшей мѣрѣ, восьмую часть насе- ленія; раджпуты и представители воинствен- ныхъ кастъ, іірисвоивающіе себѣ названіе- кшатріевъ, владѣютъ тамъ большею частью болынихъ помѣстій, гдѣ они чествуютъ своихъ гостей англичанъ съ пышностью по истинѣ царскою; каясты, «умные, хитрые и фаль шивые, какъ византійцы восточной Р имской имперіи» 2), сдѣлались, «писателями» по пре имуществу, и дѣйствуя за-одно съ вайсіями, овладѣли всею торговлей; ’землепашцы агиръ или гопа, потомки пастуховъ, хвастаются сво имъ знатнымъ происхожденіемъ, утверждая, что они принадлежать къ той же самой породѣ, какъ и богъ Кришна; курми, первые хлебопаш цы, поселившіеся въ странѣ, и мурао, соста- вляющіе, вмѣстѣ съагирами, массу націи, тоже выдаютъ себя за индусовъ несімѣшанной расы. Тѣ изъ арійцевъ, которые спустились въ низ- менныя равнины Ганга въ эпоху первоначаль- ныхъ народныхъ переселеиій, равнымъ обра зомъ претендуютъна чистоту крови; такъ же, какъ. колонисты всякой расы, они приписываютъ себѣ. ■болѣе высокую родовитость, чѣмъ какая при надлежите имъ въ действительности; они вели- чаютъ себя «сугубо благородными», подобно тому, какъ потомки первыхъ англійскихъ эми- грантовъ въ Виргиніи всѣ принимаютъ само- пожалованный рангъ «кавалеровъ», или какъ остъ-иедскіе англичане всѣ безъ исішоченія украшаютъсвою фамиліютитуломъ «эсквайра».. По какъ нобльмены Великобританіи не при знаю™ за «дворянами» Австралии и Канады ’) Walter S. Slier will, „Report upon the Bhaugiruthee.- !River“ . -) Elliot, „Castes of tlm North-West Provinces".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz