Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

311 ГЛАВА II.— ИНДУСТАНЪ. 3 1 2 чавые, часто напомаженные коровьимъ каломъ, и вдобавокъ самый родъ ихъ занятій обрек аетъ ихъ на нечистоплотность; тѣмъ не менѣе, од­ нако, они очень любятъ украшенія и татуи- руютъ себѣ различныя части тѣла. Почти вездѣ жилищемъ служатъ имъ простыя землян­ ки; главное зданіе деревни—думъ-харіа, или «мальчишникъ», въ которомъ молодые парни упражняются вовсѣхъиграхъ, требую іцихъ силы или ловкости. Многіе обычаи ораоновъ приб- лижаютъ ихъ къ са-нталамъ; подобно этимъ послѣднимъ, они поклоняются солнцу, духамъ, предкамъ, предаютъ, въ жертву имъ, закланію мелкихъ животныхъ и приносятъ имъ разные дары; такъ же, какъ и санталы, они позволяютъ своимъ дѣтяиъ вступать въ бракъ по собствен­ ному выбору, но только не съ односельчанами, и предоставляютъ жевпшнѣ большую долювлі- янія. Когда двѣ молодыя дѣвушки заключаютъ между собою вѣчный сестринскій союзъ, онѣ обмѣниваются ожерельями, въ присутствіи свидетелей, и до конца своихъ дней называ­ ютъ одна другую ее иначе, какъ «мой цвѣ- токъ» или «моя улыбка» '). Нѣкоторыя другія племена обитаютъ на плоскогорьяхъ, лежащихъкъ западу отъ дельты Ганга; таковы мунданы, которые близко под- ходятъ къ орисскому племени коль, и карвары, родичи санталовъ, бродящіе въ лѣсахъ, на югѣ отъ. рѣки Соны, и частью живующіе ди­ кими плодами и корнями, которые. оИй оспа- риваютъ у обезьянъ: но большинство перво- бытиыхъ народцевъ (аборигеновъ) на-половпну объиндіашшсь или даже отличается отъ ин- дусовъ только болѣе низкимъ соціальнымъ по- ложеніемъ, которое имъ присвоено въ іерар- хіи кастъ 8). Чандалы. самая презрѣнная ин­ дусская каста, заключающая въ своихъ рядахъ слишкомъ полтора милліона лицт, очевидно, происходить отъ тѣхъ древнихъ владѣтелей страны, которыхъ арійскіе завоеватели назы­ вали съ презрѣніемъ дасіасами,—именемъ, ко­ торое теперь сдѣлалось, въ немного измѣнен- ной формѣ, однимъ изъ самыхъ обыкновен- жыхъ въ Бенгаліи фамильныхъ названій 3). Раджбансн или пали, которые говорятъ нарѣ- чіемъ, близко подходящими къ бенгальскому .языку, м&льда, кочъ и другія касты земледѣль- цевъ, еще болѣе многочисленный въ бассейнѣ Брахлашгутры, чѣмъ въ бассейнѣ Ганга, тоже принадлежать къ туземной расѣ и, вѣроятно, имѣютъ .родственную связь съ барманскою группой; точно также хлѣбонашцы буя, рыбаки багди, и®сильщики паланкиновъ бари, кожев­ ники муки суть представители древяихъ корен- ныхъ наоеленій или аборпгеновъ. Имъ припи- ’) Dallton, цитировапное сочиненіо; Н, Bickerstaffe Rowney, „35he wild Tribes of India11. 2) Hull, .„Jungle Life in Indi.i#; „Journal of the A si­ atic Socirtv of Bengal11, X X X V I . 3) Ншгёег, дитироваииое сочииевіе. сываютъ многіе религіозные обычаи, чуждые арійцаМъ, и между прочимъ, тѣ человѣческія жертвоприношенія, вывести которыя стоило- такого труда англійской полиціи. Кровавый культа Сивы и Кали требовалъ отбориыхъ жертвъ, и до 1866 года въ честь ихъоылипри- носимы въ жертву молодые люди, въ Джессорѣ, въ Даккѣ и въ лѣсахъ области Чота-Нагпоръ. На берегахъ рѣкъ преданіе еще указываете, мѣста, гдѣ жрецы проливали человѣческую- кровь ‘). Теперь, кажется, уже не бываетъ та- кихъ ужасовъ въ Бенгаліи, но сколько еще со- хранилозь религіозныхъ обрядовъ не-арійскаго нроисхожденія, которымъ браманы еще обя­ заны подчиняться, или заклиная злыхъ ду- ховъ, скрывающихся въ лѣсахъ, или принося пригоршни земли въ даръ полевымъ боже- ствамъ! Подъ новыми названіями прод'шкаютъ существовать все тѣ же старые культы и вѣро- ванія. Индусскій элемента, чисто арійскаго проис­ хождения, какъ кажется, всего сильнѣе пред- ставлеаъ, по численности, въ Аудской про­ винции. Браманы, люди свободныхъ профессій, промышленники илц земледѣіьцы, составляютъ тамъ, по меньшей мѣрѣ, восьмую часть насе- ленія; раджпуты и представители воинствен- ныхъ кастъ, іірисвоивающіе себѣ названіе- кшатріевъ, владѣютъ тамъ большею частью болынихъ помѣстій, гдѣ они чествуютъ своихъ гостей англичанъ съ пышностью по истинѣ царскою; каясты, «умные, хитрые и фаль­ шивые, какъ византійцы восточной Р имской имперіи» 2), сдѣлались, «писателями» по пре­ имуществу, и дѣйствуя за-одно съ вайсіями, овладѣли всею торговлей; ’землепашцы агиръ или гопа, потомки пастуховъ, хвастаются сво­ имъ знатнымъ происхожденіемъ, утверждая, что они принадлежать къ той же самой породѣ, какъ и богъ Кришна; курми, первые хлебопаш­ цы, поселившіеся въ странѣ, и мурао, соста- вляющіе, вмѣстѣ съагирами, массу націи, тоже выдаютъ себя за индусовъ несімѣшанной расы. Тѣ изъ арійцевъ, которые спустились въ низ- менныя равнины Ганга въ эпоху первоначаль- ныхъ народныхъ переселеиій, равнымъ обра­ зомъ претендуютъна чистоту крови; такъ же, какъ. колонисты всякой расы, они приписываютъ себѣ. ■болѣе высокую родовитость, чѣмъ какая при­ надлежите имъ въ действительности; они вели- чаютъ себя «сугубо благородными», подобно тому, какъ потомки первыхъ англійскихъ эми- грантовъ въ Виргиніи всѣ принимаютъ само- пожалованный рангъ «кавалеровъ», или какъ остъ-иедскіе англичане всѣ безъ исішоченія украшаютъсвою фамиліютитуломъ «эсквайра».. По какъ нобльмены Великобританіи не при­ знаю™ за «дворянами» Австралии и Канады ’) Walter S. Slier will, „Report upon the Bhaugiruthee.- !River“ . -) Elliot, „Castes of tlm North-West Provinces".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz