Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
3 0 9 БАССЕЙНЪ ГАНГА. 3 1 0 •среду племени. Многоженство не запрещено, но рѣдко случается, чтобы санталъ воспользо- вался этимъ правомъ; націоналыше нравы поз в о л яю т ему это лишь въ томъ случаѣ, если первая супруга безплодна. Разводы у нихъ рѣдки. Уваженіе, которое санталы оказыва- ютъ женщпнамъ, обнаруживается особенно ихъ привычкой къ щегольству и опрятности; муж чины любятъ наряжаться и украшаютъ себя цвѣтами, перьями, кисточками изъ какой-ни будь матѳріи или изъ конскаго волоса; они •обвѣшиваютъ своихъ женъ и дочерей разными металлическими украшеніями, самые бѣдные— желѣзными, тѣ, кто посостоятельнѣе, кто уопѣлъ сдѣлать кое-какія сберелсенія, — мѣд- ными или даже серебряными. Дома, стоящіе отдѣльно одинъ отъ другаго по обѣ стороны «путисемействъ» и раскрашенные чередующи мися полосами краснаго, чернаго и бѣлаго цвѣ- товъ, содержатся очень опрятно; скотный дворъ и птичникъ всегда помѣщаются въ сторонѣ. Каждая семья имѣетъ свой особенный культъ, ■обряды котораго совершаются сообща, подъ управленіемъ главы семейства; на смертномъ -одрѣ отецъ открываете старшему сыну имя своего бога и тайиыя слова, которыми онъвзы- валъ къ нему, затѣмъ, умирая, онъ самъ пере ходите въ сонмъ божествъ со всѣми предками ихъ рода. Послѣдній и священнѣйшій долгъ, который старшій сынъ или ближайіпій род- •ственникъ обязанъ отдать усопшему, состоитъ въ томъ, чтобы, по преданіи тѣла сожженію, отнести три куска черепа на берегъ Дамуды, •священной рѣки, и погрузить эти смертные •останки въ святую воду, дабы они присоеди нились тамъ къ костямъ предковъ. Когда сан т ал а пожретъ лютый звѣрь, то ближайшій род- •ственникъ погибшаго, лишая себя пищи и сна, ходить по слѣдамъ животнаго до тѣхъ поръ, пока ему не удастся отыскать какой-нибудь •остатокъ жертвы, который онъ тотчасъ же и •относите въ воды святой рѣки. Племенной патріотизмъ такъ же сильно раз вить у санталовъ, какъ и семейный духъ. Всту- пленіе молодаго человѣка въ кланъ обставлено •спеціальными церемоніями, и старики объяс- яяютъ ему его обязанности въ отношеніи об щины. Проступки противъ чести, преступления влекутъ за собою исключеніе изъ клана, т. е. гражданскую смерть; въ обыкновенныхъ слу- чаяхъ виновный можетъ выкупить свое право гражданства, но въ случаяхъ важныхъ ему не остается ничего болѣе, какъ взять свой лукъ и стрѣлы и бѣжать въ джунгль, откуда онъ уже никогда не возвращается. Временное ли- шеніе правъ и исключеніе изъ общины— вотъ два единственный средства управлепія для сантальсяихъ племевъ; аиглійскіе администра торы поняли, что вся ихъ полиція, проникая въ эти племена, повела только къ впесенію путаницы въ ионятіе о правѣ у туземцевъ и къ ослаблепію вліянія «'отцовъ» и представи телей, которыхъ санталы сами избирали изъ своей среды. Мпссіонеры, католические и про тестантские разныхъ секте, поселившіеся въ сантальской землѣ, имѣли въ своихъ ноиыт- кахъ обращенія въ христіанство больше успѣха, чѣмъ ихъ собраты въ индусской странѣ, но главная масса націп по-прежнему остается очень привязанною къ своему древнему культу. Нѣсколько разъ въ году поселяне собираются подъ тѣнью шорен (shorea.robusta), національ- наго дерева по преимуществу, чтобы плясать хороводомъ и пѣть гимны въ честь своихъ предковъ, которые, по ихъ вѣрованію, смо- трятъ на эти поминки съ высоты вѣтвей; они приносятъ имъ въ жертву пѣтуховъ, козъ или также красные цвѣты или плоды, которые сво имъ цвѣтомъ даютъ предкамъ иллюзію крови. Такія же жертвы они приносятъ солнцу и «Великой Горѣ», божеству, которое часто смѣ- шивается съ Сивой, богомъ снѣговыхъ горъ, и культъ котораго, быть можетъ, указываете на древнее пребываніе націи въ какой-нибудь возвышенной долиаѣ Гималая. Санталы чтутъ также слона, какъ покровителя ихъ нлеменъ, и матери любятъ класть своихъ дѣтей у ногъ этого великана животнаго царства, прося его благословить ихъ '). Племена коль и хондъ обыкновенно величаютъ слона «бабушкой». Ораоны или дангары, т. е. «горцы», другое туземное племя округовъ Чота - Нагпоръ, по расѣ и языку принадлежать къ дравидійской семьѣ, какъ и пахаріи, и говорите о себѣ, что пришли вмѣстѣ съ ними изъ Западной Индіи; сами себя они называютъ хуруками. Между ним п-то набираются, главнымъ образомъ, ра бочіе, употребляемые въ публичныхъ работах!. Бенгаліи, и куліи, нанимаемые плантаторами отдаленныхъ колоній. Ораоны, общее число ко торыхъ опредѣляютъ, приблизительно, въ 600.000 душъ и которые дѣлятся на множе ство клановъ, имѣющихъ каждый свой осо бенный тотемъ , или символическое] животное, называютъ себя «трудовымъ илеменемъ», и имъ доставляете удовольствіе дать доказатель ство своей силы и смѣтливости въ работахъ, которыя имъ поручаютъ; очень простодушные, они забавляются всякою бездѣлицей, весело пляшутъ и смѣются до упаду, чтобы отдохнуть отъ трудовъ: возвращаясь съ поля, всѣ съ Б а н ками на головѣ, они дерясатъ другъ друга за талію и покачиваются съ боку на бокъ, распѣ- вая пѣсни, чтобы идти мѣрнымъ шагомъ 2). По большей части дангары составляютъ рѣзкій контрасте съ индусами своею некрасивою на- рулагостью: цвѣтъ кожи у нихъ черный, нижняя челюсть выдалась впередъ, губа толстая, лобъ низкій и узкій, волоса длинные и слегка кур') Hunter, „Annals of Rural Bengal11. 2) W. Luther; Dalton, „Ethnology of Bengal".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz