Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
3 0 7 ГЛАВА II. — ИНДУСТАНЪ. 3 0 8 толпой индусскихъ бѣглецовъ, спустилась до вольно далеко въ равнину, грабя на пути план- таціи ростовщиковъ и предавая пламени ихъ дома. Правительство поспѣшно собрало вой ска и послало ихъ противъ петиціонеровъ. Это была не война, а гнусная рѣзня, о которой ни одинъ англійскій офицеръ не могъ разска- зывать безъ стыда '). Санталы, торжественно заявляя, что они не питаютъ никакой вражділ къ англичанамъ, а только къ закабалившимъ ихъ ростовщикамъ, приняли, тѣмъ не менѣе, ■битву; но что могли подѣлать ихъ стрѣлы про тивъ мѣткаго огнестрѣльнаго оружія сипаевъ? Все время, пока раздавался бой ихъ барабана, ■оіги давали убивать себя, не прося пощады; во многихъ деренняхъ но оставалось больше ни ■одного человѣка на ногахъ, когда туда, про никли войска компаніи. ІІослѣ чудовищнаго побоища, англичане надумались, наконецъ, ра зобрать жалобы санталивъ и дать имъ нѣко- торое удовлетворена. Земли были возвраще- ны тѣмъ, которые ихъ воздѣлывали, нѣкото- рые договоры, заключенные съ ростовщиками, были разорваны, и рабство или крѣпостное со- ■стояніе, которое до того времени было терпимо англійскими судьями, торжественно отмѣнено, по чтобы быть потомъ, слишкомъ часто, воз- ■становляемымъ подъ другою формой. Желѣзная дорога, проникая въ страну санталовъ, гдѣ народонаселеніе достигло чрезмѣрной густоты, вслѣдствіе постояпнаго перевѣса числа рожде- ній надъ числомъ умпрающнхъ, призывала ра- ботниковъ десятками тысячъ; чайные планта торы Ассама подряжали рабочихъ для своихъ плантацій; даже съ острововъ Св. Маврикін и Соединенія крупные землевладѣльцы дѣлали желающимъ наняться къ нимъ самыя заман- чивыя обѣщанія, которыя почти всегда должны были, въ концѣ концовъ, привести навербо- ванныхъ такимъ образомъ рабочихъ къ со- стоянію настоящаго невольничества. Очень склонные въ перемѣпѣ мѣста, санталы охотно эмигрируютъ; тысячи мужчинъ ежегодно спу скаются въ равнину, чтобы наниматься въ ра ботники. впродолженіи одного сезона или впродолженіи цѣлыхъ годовъ; другіе согла шаются даже покинуть отечество и отправиться на заработки въ чужіе края, но очень немногіе изъ нихъ возвращаются въ свою родную де ревушку. ІІаціональный типъ этого племени— одинъ изъ самыхъ замѣчательныхъ между типами на родностей, населяющихъ Индію. Санталы не имѣютъ такой топкости чертъ,какъ бенгальцы, но они превосходятъ ихъ силой и, сверхъ того, отличаются красотой, которую обыкновенно придаютъ человѣку пряыодушіе и мужество; вообще, лицо у нихъ широкое, скулы выдаю щаяся, губы немного толстыя, лобъ плоскій, О Hunter, „Annuls of Rural Bengal". голова круглая; наружность ихъ свидѣтель- ствуетъ о тѣлесной силѣ и здоровьѣ. Живые.' проворные, всегда веселые, очень добродуш ные, они, къ сожалѣнію, привыкли относиться недовѣрчиво къ иностранцами или нпоплемеи- никамъ, и прибытіе индуса въ ихъ край пу- гаетъ ихъ «больше, чѣмъ присутствіе леопарда или тигра»; однако, они всегда хорошо прини- маютъ путешественника, и передъ каждыми домомъ находится почетное сидѣнье, называе мое «скамьей странника», куда прохожіе, ка ковы бы ни были ихъ раса, цвѣтъ кожи, ре- лигія, приглашаются присѣсть и воспользовать ся семейныиъ гостепріимствомъ. Не пмѣя ре- месленниковъ своей расы, они принуждены были пригласить къ себѣ кузнецовъ, ткачей и другихъ мастеровъ чужаго племени, но они обращаются съ этими переселенцами какъ съ людьми своихъ собственныхъ колѣнъ я кла- новъ, допускаютъ ихъ, посредствомъ брака, въ свои семейства, и мало-по-лалу эти пришельцы индусы пріобрѣтаютъ полную натурализацію. Изъ двѣнадцатп племенъ или колѣнъ санта ловъ семь сохранились почти въ первобытной чистотѣ, безъ всякихъ кастовыхъ предразеуд- ковъ; но народцы, жпвуіціе въ сосѣдствѣ рав- нинъ, уже на половину пндіанизировались и мало-по-малу, усвоивая себѣ иравы и обычаи бенгальцевъ, утрачиваютъ свое достоинство свободной націп, чтобы снизойти на степень полукастъ, образовавшихся изъ помѣсей, ко торыя находятся въ презрѣпіи у чистокров- ныхъ индусовъ. Языкъ, которымъ говорятъ санталы, принадлежитъ къ коларійской группѣ, которая отличается своими агглютинативными формами. Изъ всѣхъ идіомовъ этого семейства, сантальскій— самый развитый; онъ, повидимо- му, заимствовалъ много корней у санскрита, но, взамѣнъ того, и самъ далъ ему много сво ихъ, и полагаютъ даже, что именно изъ сап- тальскаго діалекта «божественное письмо» взя ло нѣкоторыя изъ своихъ согласныхъ буквъ *). Однако, сантальское нарѣчіе не имѣетъ лите ратуры, ни даже собственной, вполнѣ ему при надлежащей, азбуки; нѣсколько кпигъ духов- наго содержанія, написанныхъ миссіонерами, да переводы Библіи составляютъ,до спхъ поръ все литературное достояпіе этихъ туземцев!.; въ inкола хъ они учатся языку своихъ ненави- стныхъ угнетателей, бенгальцевъ. Семейный союзъ очень крѣпко организованъ у санталовъ. Браки не рѣшаются заранѣе ро дителями, какъ у индусовъ; молодые люди сво бодно дѣлаютъ свой выборъ, но всегда въ дру- гомъ кланѣ, а не въ своемъ; вмѣшаіельство отца имѣетъ мѣсто только для формы, чтобі.і исполнить правила, установленный обычаемъ относительно вступленія чужой женщины въ *) P. W. E llis, „Preface to Campbell’s Telngu Gram mar"; Hunter, „Annals of Rural Bengal11.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz