Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

3 0 7 ГЛАВА II. — ИНДУСТАНЪ. 3 0 8 толпой индусскихъ бѣглецовъ, спустилась до­ вольно далеко въ равнину, грабя на пути план- таціи ростовщиковъ и предавая пламени ихъ дома. Правительство поспѣшно собрало вой­ ска и послало ихъ противъ петиціонеровъ. Это была не война, а гнусная рѣзня, о которой ни одинъ англійскій офицеръ не могъ разска- зывать безъ стыда '). Санталы, торжественно заявляя, что они не питаютъ никакой вражділ къ англичанамъ, а только къ закабалившимъ ихъ ростовщикамъ, приняли, тѣмъ не менѣе, ■битву; но что могли подѣлать ихъ стрѣлы про­ тивъ мѣткаго огнестрѣльнаго оружія сипаевъ? Все время, пока раздавался бой ихъ барабана, ■оіги давали убивать себя, не прося пощады; во многихъ деренняхъ но оставалось больше ни ■одного человѣка на ногахъ, когда туда, про­ никли войска компаніи. ІІослѣ чудовищнаго побоища, англичане надумались, наконецъ, ра­ зобрать жалобы санталивъ и дать имъ нѣко- торое удовлетворена. Земли были возвраще- ны тѣмъ, которые ихъ воздѣлывали, нѣкото- рые договоры, заключенные съ ростовщиками, были разорваны, и рабство или крѣпостное со- ■стояніе, которое до того времени было терпимо англійскими судьями, торжественно отмѣнено, по чтобы быть потомъ, слишкомъ часто, воз- ■становляемымъ подъ другою формой. Желѣзная дорога, проникая въ страну санталовъ, гдѣ народонаселеніе достигло чрезмѣрной густоты, вслѣдствіе постояпнаго перевѣса числа рожде- ній надъ числомъ умпрающнхъ, призывала ра- ботниковъ десятками тысячъ; чайные планта­ торы Ассама подряжали рабочихъ для своихъ плантацій; даже съ острововъ Св. Маврикін и Соединенія крупные землевладѣльцы дѣлали желающимъ наняться къ нимъ самыя заман- чивыя обѣщанія, которыя почти всегда должны были, въ концѣ концовъ, привести навербо- ванныхъ такимъ образомъ рабочихъ къ со- стоянію настоящаго невольничества. Очень склонные въ перемѣпѣ мѣста, санталы охотно эмигрируютъ; тысячи мужчинъ ежегодно спу­ скаются въ равнину, чтобы наниматься въ ра­ ботники. впродолженіи одного сезона или впродолженіи цѣлыхъ годовъ; другіе согла­ шаются даже покинуть отечество и отправиться на заработки въ чужіе края, но очень немногіе изъ нихъ возвращаются въ свою родную де­ ревушку. ІІаціональный типъ этого племени— одинъ изъ самыхъ замѣчательныхъ между типами на­ родностей, населяющихъ Индію. Санталы не имѣютъ такой топкости чертъ,какъ бенгальцы, но они превосходятъ ихъ силой и, сверхъ того, отличаются красотой, которую обыкновенно придаютъ человѣку пряыодушіе и мужество; вообще, лицо у нихъ широкое, скулы выдаю­ щаяся, губы немного толстыя, лобъ плоскій, О Hunter, „Annuls of Rural Bengal". голова круглая; наружность ихъ свидѣтель- ствуетъ о тѣлесной силѣ и здоровьѣ. Живые.' проворные, всегда веселые, очень добродуш­ ные, они, къ сожалѣнію, привыкли относиться недовѣрчиво къ иностранцами или нпоплемеи- никамъ, и прибытіе индуса въ ихъ край пу- гаетъ ихъ «больше, чѣмъ присутствіе леопарда или тигра»; однако, они всегда хорошо прини- маютъ путешественника, и передъ каждыми домомъ находится почетное сидѣнье, называе­ мое «скамьей странника», куда прохожіе, ка­ ковы бы ни были ихъ раса, цвѣтъ кожи, ре- лигія, приглашаются присѣсть и воспользовать­ ся семейныиъ гостепріимствомъ. Не пмѣя ре- месленниковъ своей расы, они принуждены были пригласить къ себѣ кузнецовъ, ткачей и другихъ мастеровъ чужаго племени, но они обращаются съ этими переселенцами какъ съ людьми своихъ собственныхъ колѣнъ я кла- новъ, допускаютъ ихъ, посредствомъ брака, въ свои семейства, и мало-по-лалу эти пришельцы индусы пріобрѣтаютъ полную натурализацію. Изъ двѣнадцатп племенъ или колѣнъ санта­ ловъ семь сохранились почти въ первобытной чистотѣ, безъ всякихъ кастовыхъ предразеуд- ковъ; но народцы, жпвуіціе въ сосѣдствѣ рав- нинъ, уже на половину пндіанизировались и мало-по-малу, усвоивая себѣ иравы и обычаи бенгальцевъ, утрачиваютъ свое достоинство свободной націп, чтобы снизойти на степень полукастъ, образовавшихся изъ помѣсей, ко­ торыя находятся въ презрѣпіи у чистокров- ныхъ индусовъ. Языкъ, которымъ говорятъ санталы, принадлежитъ къ коларійской группѣ, которая отличается своими агглютинативными формами. Изъ всѣхъ идіомовъ этого семейства, сантальскій— самый развитый; онъ, повидимо- му, заимствовалъ много корней у санскрита, но, взамѣнъ того, и самъ далъ ему много сво­ ихъ, и полагаютъ даже, что именно изъ сап- тальскаго діалекта «божественное письмо» взя­ ло нѣкоторыя изъ своихъ согласныхъ буквъ *). Однако, сантальское нарѣчіе не имѣетъ лите­ ратуры, ни даже собственной, вполнѣ ему при­ надлежащей, азбуки; нѣсколько кпигъ духов- наго содержанія, написанныхъ миссіонерами, да переводы Библіи составляютъ,до спхъ поръ все литературное достояпіе этихъ туземцев!.; въ inкола хъ они учатся языку своихъ ненави- стныхъ угнетателей, бенгальцевъ. Семейный союзъ очень крѣпко организованъ у санталовъ. Браки не рѣшаются заранѣе ро­ дителями, какъ у индусовъ; молодые люди сво­ бодно дѣлаютъ свой выборъ, но всегда въ дру- гомъ кланѣ, а не въ своемъ; вмѣшаіельство отца имѣетъ мѣсто только для формы, чтобі.і исполнить правила, установленный обычаемъ относительно вступленія чужой женщины въ *) P. W. E llis, „Preface to Campbell’s Telngu Gram­ mar"; Hunter, „Annals of Rural Bengal11.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz