Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
3 03 ГЛАВА II.— ИНДУСТАНЪ. занимаютъ, рядомъ съ свиными хлѣвами, въ отдѣльномъ кварталѣ деревни, безъ того, что бы ихъ не прогнали отовсюду, какъ нечистыхъ животныхъ. Другой народецъ, пасіи, тоже, какъ полагаютъ, происходящій отъ прежнихъ вла стителей края, занимаѳтъ болѣе высокое мѣ- сто между жителями Ауда; это племя на поло вину объиндіанилось, и оно-то доставляешь пра вительству наибольшій контингентъ лицъ, упо- требляемыхъ для службі>т въ качествѣ чиновъ сельской полиціи Нъ Аудѣ одинъ милліонъ людей причисляется къ первобытному, корен ному населенно края. Эти первобытные обитатели или аборигены еіцеболѣе многочисленны въ провинціяхъ Бен- галіи; тамъ ихъ насчитываютъ болѣе трехъ милліоновъ, не включая въ это число лицъ, принадлежащихъ къ низшимъ кастамъ, кото рыя представляютъ собою древнія расы страны, разнообразно смѣшавшіяся съ индусскими з а воевателями. Благодаря массивамъ холмовъ, окруженныхъ джунглями и лѣсами, которые возвышаются на югъ отъ Соны и Ганга, многія племена нашли себѣ безопасноеубѣжищеи удер жались до нашихъ дней, если не свободный, то, по крайней мѣрѣ, уважаемыя своими сосѣдями. Такъ, малеры илипахаріи, называемые англича нами Нііішеп (жители холмовъ), которые насе- ляютъ, въ числѣ около 400.000 душъ, возвышен ный долины Раджмагальскихъ горъ и окружаю- пшхъ массивовъ, въ южномъ направлении до Ыонгира, пользовались еще политическою не зависимостью въ половинѣ настоящая столѣ- тія, и англичане посылали противъ нихъ въ разное время нѣсколько военныхъ экспедицій, которыя, однако, не имѣли успѣха и должны были ограничиться обходомъ джунглей да вы- жиганіемъ деревень. Но чего не могла сдѣлать сила, то было достигнуто хитроотью. Началь ники колѣнъ пахаріа, осыпанные подарками, сдѣлались пенсіонерами англійскаго правитель ства, и отнынѣ территорія ихъ отграничена точ- нымъ образомъ: каменные межевые столбы, поставленные у выхода долинъ, указываютъ границы этого племени, и туземцы, которые спускаются со своихъ горъ, являются уже не въ качествѣ враговъ, а въ качествѣ мирныхъ торговыхъ людей. Впрочемъ, пахаріи далеко не дикари. Они очень тщательно строютъ свои хижины изъ бамбуковыхъ стволовъ и убираютъ ихъ внутри рѣзною мебелыо, украшаютъ под ходы къ яимъ; ихъ сады и поля содержатся въ болыномъ порядкѣ и обыкновенно даютъ хоро ш и сборъ плодовъ, достаточный не только для собственнаго пропитанія, но и для поддержа- нія маленькой отпускной торговли; хотя и тор говые люди, пахаріи, однако, отличаются без укоризненною честностью: «лучше умереть, чѣмъ обмануть»— гласишь одна изъ ихъ пословицъ. Такъ же, какъ большинство племенъ Ассама н Индо-Китая, пахаріи имѣютъ въ своихъ де- ревняхъ родъ общественная дома, гдѣ всѣ мо лодые люди живутъ вмѣстѣ. Передъ жилищам іь и возлѣ священныхъ деревьевъ посажены вы сокие бамбуки, чтобы удалять злыхъ духовъ,.. которые летаютъ по ночамъ, пользуясь отсут- ствіемъ Солнца, великаго бога вселенной. Боль шинство антроиологовъ видитъ въ пахаріяхъ дравидійцевъ, родстве нныхъ дравидійцамъ юж ной Индіи; во всякомъ случаѣ, они род ственны имъ, по крайней мѣрѣ, по языку, ко торый имѣетъ близкую связь съ южными н а - рѣчіями ‘). Утверждаютъ, но безъ доказа тельству что нахаріи быстро уменьшаются въ. числѣ, и что они исчезаютъ мало-по-малу 2);. но ошибки народной переписи, ироисходящіяг. главнымъ образомъ, отъ перемѣны имени ко- лѣнъ и ихъ клановъ, слишкомъ часты, чтобы можно было допустить, какъ несомнѣнный: фактъ, вырожденіе племени. Санталы или сонталы, въ числѣ, быть мо жетъ, двухъ милліоновъ душъ, живутъ тоже ВЪ БенгаліП и Вехарѣ и населяютъ преимуще ственно долины и первые скаты равнинъ у подошвы горъ, занятыхъ племенемъ пахаріа" отсюда и произошло названіе Даманъ-и-Кохъ, иди «Подгорье», которое даютъ части ихъ тер- риторіи, прилегающей къ Раджмагальскимъ, холмамъ. Санталы по природѣ довольно склон ны къ кочевому образу жизни; хотя земледѣльцы, они, однако, любятъ мѣнять мѣсто жительства;, какъ только обработываемая ими почва начи- наетъ оскудѣвать, они отправляются искать въ- джунглѣ другихъ, еще нетронутыхъ сохой, зе мель, и поселяются на новомъ мѣстѣ. Во мно- гихъ округахъ, особенно въ области Даманъ-и- Кохъ, гдѣ въ 1790 году было всего только- 3.000 представителей этого племени, а пять- десятъ лѣтъ спустя ихъ уже насчитывалось слишкомъ 200.000 душъ, наибольшая часть- почвы уже распахана и занята подъ плантаціп, вслѣдствіе чего санталы поневолѣ сдѣлались- осѣдлыми, но чтобы быть въ то же время ра бами, прикрѣпленными къ землѣ; ни одному населенно Индіи не приходилось больше стра дать отъ порядка землевладѣнія, введенная въ- краѣ монгольскими завоевателями и англича нами. Обремененные податями и налогами, собираемыми въ пользу болыпихъ ленииковъ,. притѣсняемые на всевозможные лады агентами:: фиска и другими посредниками, разоряемые- безбожными ростовщиками, санталы, по край ней мѣрѣ большинство ихъ, живущіе въ сосѣд- ствѣ съ индусскими селеніями, скоро очутились- въ полож^ніи полная рабства; даже для нро- кормленія себя съ семьями, для покупки хлѣба,, имъ нужно было обращаться къ ростовщику, закладывать впередъ, подъ 33 процента въ годъ, продуктъ своего собственнаго труда и А) Dalton, „Ethnology of Bengal11; H. Bickerstaf и Kowney, „The wild Tribes of India11. ,J) Caldwell, „Dravidlun Languagts“.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz