Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

3 03 ГЛАВА II.— ИНДУСТАНЪ. занимаютъ, рядомъ съ свиными хлѣвами, въ отдѣльномъ кварталѣ деревни, безъ того, что­ бы ихъ не прогнали отовсюду, какъ нечистыхъ животныхъ. Другой народецъ, пасіи, тоже, какъ полагаютъ, происходящій отъ прежнихъ вла­ стителей края, занимаѳтъ болѣе высокое мѣ- сто между жителями Ауда; это племя на поло­ вину объиндіанилось, и оно-то доставляешь пра­ вительству наибольшій контингентъ лицъ, упо- требляемыхъ для службі>т въ качествѣ чиновъ сельской полиціи Нъ Аудѣ одинъ милліонъ людей причисляется къ первобытному, корен­ ному населенно края. Эти первобытные обитатели или аборигены еіцеболѣе многочисленны въ провинціяхъ Бен- галіи; тамъ ихъ насчитываютъ болѣе трехъ милліоновъ, не включая въ это число лицъ, принадлежащихъ къ низшимъ кастамъ, кото­ рыя представляютъ собою древнія расы страны, разнообразно смѣшавшіяся съ индусскими з а ­ воевателями. Благодаря массивамъ холмовъ, окруженныхъ джунглями и лѣсами, которые возвышаются на югъ отъ Соны и Ганга, многія племена нашли себѣ безопасноеубѣжищеи удер­ жались до нашихъ дней, если не свободный, то, по крайней мѣрѣ, уважаемыя своими сосѣдями. Такъ, малеры илипахаріи, называемые англича­ нами Нііішеп (жители холмовъ), которые насе- ляютъ, въ числѣ около 400.000 душъ, возвышен­ ный долины Раджмагальскихъ горъ и окружаю- пшхъ массивовъ, въ южномъ направлении до Ыонгира, пользовались еще политическою не­ зависимостью въ половинѣ настоящая столѣ- тія, и англичане посылали противъ нихъ въ разное время нѣсколько военныхъ экспедицій, которыя, однако, не имѣли успѣха и должны были ограничиться обходомъ джунглей да вы- жиганіемъ деревень. Но чего не могла сдѣлать сила, то было достигнуто хитроотью. Началь­ ники колѣнъ пахаріа, осыпанные подарками, сдѣлались пенсіонерами англійскаго правитель­ ства, и отнынѣ территорія ихъ отграничена точ- нымъ образомъ: каменные межевые столбы, поставленные у выхода долинъ, указываютъ границы этого племени, и туземцы, которые спускаются со своихъ горъ, являются уже не въ качествѣ враговъ, а въ качествѣ мирныхъ торговыхъ людей. Впрочемъ, пахаріи далеко не дикари. Они очень тщательно строютъ свои хижины изъ бамбуковыхъ стволовъ и убираютъ ихъ внутри рѣзною мебелыо, украшаютъ под­ ходы къ яимъ; ихъ сады и поля содержатся въ болыномъ порядкѣ и обыкновенно даютъ хоро­ ш и сборъ плодовъ, достаточный не только для собственнаго пропитанія, но и для поддержа- нія маленькой отпускной торговли; хотя и тор­ говые люди, пахаріи, однако, отличаются без­ укоризненною честностью: «лучше умереть, чѣмъ обмануть»— гласишь одна изъ ихъ пословицъ. Такъ же, какъ большинство племенъ Ассама н Индо-Китая, пахаріи имѣютъ въ своихъ де- ревняхъ родъ общественная дома, гдѣ всѣ мо­ лодые люди живутъ вмѣстѣ. Передъ жилищам іь и возлѣ священныхъ деревьевъ посажены вы­ сокие бамбуки, чтобы удалять злыхъ духовъ,.. которые летаютъ по ночамъ, пользуясь отсут- ствіемъ Солнца, великаго бога вселенной. Боль­ шинство антроиологовъ видитъ въ пахаріяхъ дравидійцевъ, родстве нныхъ дравидійцамъ юж­ ной Индіи; во всякомъ случаѣ, они род­ ственны имъ, по крайней мѣрѣ, по языку, ко­ торый имѣетъ близкую связь съ южными н а - рѣчіями ‘). Утверждаютъ, но безъ доказа­ тельству что нахаріи быстро уменьшаются въ. числѣ, и что они исчезаютъ мало-по-малу 2);. но ошибки народной переписи, ироисходящіяг. главнымъ образомъ, отъ перемѣны имени ко- лѣнъ и ихъ клановъ, слишкомъ часты, чтобы можно было допустить, какъ несомнѣнный: фактъ, вырожденіе племени. Санталы или сонталы, въ числѣ, быть мо­ жетъ, двухъ милліоновъ душъ, живутъ тоже ВЪ БенгаліП и Вехарѣ и населяютъ преимуще­ ственно долины и первые скаты равнинъ у подошвы горъ, занятыхъ племенемъ пахаріа" отсюда и произошло названіе Даманъ-и-Кохъ, иди «Подгорье», которое даютъ части ихъ тер- риторіи, прилегающей къ Раджмагальскимъ, холмамъ. Санталы по природѣ довольно склон ны къ кочевому образу жизни; хотя земледѣльцы, они, однако, любятъ мѣнять мѣсто жительства;, какъ только обработываемая ими почва начи- наетъ оскудѣвать, они отправляются искать въ- джунглѣ другихъ, еще нетронутыхъ сохой, зе­ мель, и поселяются на новомъ мѣстѣ. Во мно- гихъ округахъ, особенно въ области Даманъ-и- Кохъ, гдѣ въ 1790 году было всего только- 3.000 представителей этого племени, а пять- десятъ лѣтъ спустя ихъ уже насчитывалось слишкомъ 200.000 душъ, наибольшая часть- почвы уже распахана и занята подъ плантаціп, вслѣдствіе чего санталы поневолѣ сдѣлались- осѣдлыми, но чтобы быть въ то же время ра­ бами, прикрѣпленными къ землѣ; ни одному населенно Индіи не приходилось больше стра­ дать отъ порядка землевладѣнія, введенная въ- краѣ монгольскими завоевателями и англича­ нами. Обремененные податями и налогами, собираемыми въ пользу болыпихъ ленииковъ,. притѣсняемые на всевозможные лады агентами:: фиска и другими посредниками, разоряемые- безбожными ростовщиками, санталы, по край­ ней мѣрѣ большинство ихъ, живущіе въ сосѣд- ствѣ съ индусскими селеніями, скоро очутились- въ полож^ніи полная рабства; даже для нро- кормленія себя съ семьями, для покупки хлѣба,, имъ нужно было обращаться къ ростовщику, закладывать впередъ, подъ 33 процента въ годъ, продуктъ своего собственнаго труда и А) Dalton, „Ethnology of Bengal11; H. Bickerstaf и Kowney, „The wild Tribes of India11. ,J) Caldwell, „Dravidlun Languagts“.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz