Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

301 БАССЕЙНЪ ГАНГА. 3 0 2 Въ области верховьевъ Дамуды и ея гірито- ковъ возвышаются единственные массивы вы- сотъ Бепгаліи въ собственномъ смыслѣ, кото­ рые продолжаютъ, подъ разными именами, си­ стему горъ Виндіа, но отличаются отъ нихъ геологическими формаціями Песчаники, кото­ рыми оканчиваются на востокѣ плоскогорья Багалкапда, замѣпены здѣсь метаморфически­ ми и каменноугольными горными породами; только нѣсколько уединенныхъ груипъ или да­ же простыхъ каменныхъ глыбъ свидѣтель- ствуютъ о древнемъ протяженіи грядъ дѣпи Виндіа. Выше болыпаго изгиба Ганга, Радж- магальскія горы состоятъ изъ базальтовыхъ трапповъ, происхожденія гораздо болѣе новаго, чѣмъ лавы Деканскаго нагорья; и въ одномъ мѣстѣ, въ тридцати пяти километрахъ къ юго- востоку отъ Кольгопга, показываюсь малень­ кие трахитовые и порфировые конусы, кото­ рые, вѣроятяо, были ядромъ древнихъ огне- дыпіащихъ горъ ‘ j. Несмотря на очень близ­ кое разстояніе отъ самыхъ многолюдныхъ об­ ластей Индіи, холмы, лежащіе къ западу отъ линіи желѣзнои дороги изъ Бардвана въ Пат­ ну, принадлежать къ наименѣе извѣстнымъ местностями Полуострова и къ такимъ ме­ стностями, гдѣ города и мѣстечки чрезвычайно рѣдки. Лютые звѣри, тигры и дикіе слоны, сдѣлали нѣкоторые округа этой области почти необитаемыми; въ прогалинахъ джунглей, окру- жаюіцихъ гору Параснатъ, поселяне отправля­ ются на полевыя работы не иначе, какъ мно­ гочислен нымипартія ми и съ барабаннымъбоемъ, чтобы не подвергнуться панаденію свирѣиыхъ ■обитателей лѣсной чащи 2). Однако, туземцы зтихъ гористыхъ мѣстностей сиособствуютъ своею долей труда приращевію богатствъ Бен- гальскаго края; такъ, они приготовляюсь кашу или катеху, смолистый сокъ изъиндійской ака- ціи (acacia catechu), собираюсь бѣлый расти­ тельный воскъ и снимаютъ на вѣтвяхъ нѣко- -торыхъ деревьевъ красную камедь, выдѣляе- зіую лаковымъ червецомъ (coccus Іасса). Почти всѣ населенія, живущія въ равнинахъ Ганга и находящіяся между собою, благодаря легкости сообіценія по рѣчному пути, въ по­ стоял ныхъ торговыхъ сношеніяхъ, могутъ быть причислены, взятия въ цѣломъ, къ циви­ лизованному человѣчеству, каково бы, впро­ чемъ, ни было различіе ихъ происхождеяій— арійскаго. дравидійскаго, коларійскаго, индо- іштайскаго. Однако, еще существуетъ въ ган- гесскомъ бассейнѣ нѣкоторое число плеыенъ и кастъ, частью іюрабощеапыхъ, частью относи­ тельно ііезависимыхъ, которыя сохранили свои отличительныя расовый черты, не принимая ’) Ball, „Jangle Life in India1-; Medlicott and Blauford „А. Manual of the Geology of India11. 2) „Records of the GoviTiiement of Bengal11, ХХХѴШ, 1861; Ball, „Jungle Life in India1. внѣшпихъ гіризнаковъ цивилизаціи, индусской или магометанской. Между этими народцамн есть такіе, которыхъ можно назвать дикарями или варварами; оттѣсненныѣ чужеземными на- шествіями, которыя, въ теченіе вѣковъ, слѣ- довали одно за другимъ въ области равнинъ, эти племена удалились или въ, болотистые лѣ- са, которые тянутся длинною полосой вдоль по­ дошвы Гималая, или въ массивы холмовъ, ко­ торые Гангъ огибаесь въ своемъ нижнемъ те- ченіи. Нѣкоторыя другія племена, подобный европейскимъ цыганамъ, избѣгаютъ опасности своею бродячею жизнью, т. е. непрерывнымъбѣг- ствомъ. Наты, канджары, бадіахи, базигары, какъ называютъ этихъ цыганъ гангесской Ин- діи, устраиваютъ себѣ кременныя селеиія, со­ стоящая изъ груипъ деревянныхъ шалашей, иокрытыхъ рогожами и древесною листвой; края дороги служатъ пастбищемъ ихъ живот- нымъ; сами они питаются разною дряныо, да­ же падалью, когда ихъ тысяча ремеслъ—фо- кусниковъ, престидижитаторовъ, показывателей медвѣдей и обезьянъ, лошадиныхъ барышви- ковъ, гадалыциковъ—оказываются недостаточ­ ными для доставленія имъ обилія благъ зем- ныхъ. Подобно своимъ европейскимъ братьямт, они всегда умѣютъ обезпечить свою безопас­ ность, благоразумно держась въ сторонѣ отъ всякаго движенія политическаго или религіоз- наго. Туземные государи не имѣютъ поддан- ныхъ болѣе вѣрныхъ, чѣмъ эти бродячіе ино­ родцы, религія которыхъ всегда та же самая, что и господствующая вѣра страны: магомета­ не по большей части, потому что властителями края были мусульмане до недавняго времени, они, кажется, не имѣютъ въ дѣйствительности другой религіи, кромѣ погони за общимъ бла- годенствіемъ племени, Въ Аудѣ и далѣе къ востоку, вдоль границь Непала, племена бхаръ, тару, приписываются себѣ радткпутокое происхожденіе, и другіе на­ родны живутъ разбросанными группами, кото­ рыя не им'Ьютъ никакого сообщеиія сі> циви­ лизованными обитателями равнины и которыя защищены; своими болотами отъ всякаго напа- денія. Но нѣкоторыя другія племена, которыя не могли убѣжатьотъ завоевателей, были обра­ щены ими въ тяжелое состояніе рабовъ, или поставлены внѣ всякой касты, какъ отвержен­ ные паріи. Такъ, напримѣръ, коріи и чамарьт, которымъ позволяюсь въ городахъ заниматься нѣкоторыми родами промышленности, ткацкимъ и кожевеннымъ ремесломъ, остались крѣпо- стными въ деревняхъ; они, по-прежнему, обра- ботываютъ почву для своихъ господъ, брама- новъ или раджпутовъ, хотя законы оффиціаль- но провозгласили ихъ свободу. На основаніи этихъ законовъ, они, конечно, имѣли бы праВ'> прибѣгнутькъ заіцитѣ судовъ; но какая имъ отъ этого была бы польза? Презираемые всѣми, они не могли бы уйти изъ логовищъ, которыя они

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz