Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
301 БАССЕЙНЪ ГАНГА. 3 0 2 Въ области верховьевъ Дамуды и ея гірито- ковъ возвышаются единственные массивы вы- сотъ Бепгаліи въ собственномъ смыслѣ, кото рые продолжаютъ, подъ разными именами, си стему горъ Виндіа, но отличаются отъ нихъ геологическими формаціями Песчаники, кото рыми оканчиваются на востокѣ плоскогорья Багалкапда, замѣпены здѣсь метаморфически ми и каменноугольными горными породами; только нѣсколько уединенныхъ груипъ или да же простыхъ каменныхъ глыбъ свидѣтель- ствуютъ о древнемъ протяженіи грядъ дѣпи Виндіа. Выше болыпаго изгиба Ганга, Радж- магальскія горы состоятъ изъ базальтовыхъ трапповъ, происхожденія гораздо болѣе новаго, чѣмъ лавы Деканскаго нагорья; и въ одномъ мѣстѣ, въ тридцати пяти километрахъ къ юго- востоку отъ Кольгопга, показываюсь малень кие трахитовые и порфировые конусы, кото рые, вѣроятяо, были ядромъ древнихъ огне- дыпіащихъ горъ ‘ j. Несмотря на очень близ кое разстояніе отъ самыхъ многолюдныхъ об ластей Индіи, холмы, лежащіе къ западу отъ линіи желѣзнои дороги изъ Бардвана въ Пат ну, принадлежать къ наименѣе извѣстнымъ местностями Полуострова и къ такимъ ме стностями, гдѣ города и мѣстечки чрезвычайно рѣдки. Лютые звѣри, тигры и дикіе слоны, сдѣлали нѣкоторые округа этой области почти необитаемыми; въ прогалинахъ джунглей, окру- жаюіцихъ гору Параснатъ, поселяне отправля ются на полевыя работы не иначе, какъ мно гочислен нымипартія ми и съ барабаннымъбоемъ, чтобы не подвергнуться панаденію свирѣиыхъ ■обитателей лѣсной чащи 2). Однако, туземцы зтихъ гористыхъ мѣстностей сиособствуютъ своею долей труда приращевію богатствъ Бен- гальскаго края; такъ, они приготовляюсь кашу или катеху, смолистый сокъ изъиндійской ака- ціи (acacia catechu), собираюсь бѣлый расти тельный воскъ и снимаютъ на вѣтвяхъ нѣко- -торыхъ деревьевъ красную камедь, выдѣляе- зіую лаковымъ червецомъ (coccus Іасса). Почти всѣ населенія, живущія въ равнинахъ Ганга и находящіяся между собою, благодаря легкости сообіценія по рѣчному пути, въ по стоял ныхъ торговыхъ сношеніяхъ, могутъ быть причислены, взятия въ цѣломъ, къ циви лизованному человѣчеству, каково бы, впро чемъ, ни было различіе ихъ происхождеяій— арійскаго. дравидійскаго, коларійскаго, индо- іштайскаго. Однако, еще существуетъ въ ган- гесскомъ бассейнѣ нѣкоторое число плеыенъ и кастъ, частью іюрабощеапыхъ, частью относи тельно ііезависимыхъ, которыя сохранили свои отличительныя расовый черты, не принимая ’) Ball, „Jangle Life in India1-; Medlicott and Blauford „А. Manual of the Geology of India11. 2) „Records of the GoviTiiement of Bengal11, ХХХѴШ, 1861; Ball, „Jungle Life in India1. внѣшпихъ гіризнаковъ цивилизаціи, индусской или магометанской. Между этими народцамн есть такіе, которыхъ можно назвать дикарями или варварами; оттѣсненныѣ чужеземными на- шествіями, которыя, въ теченіе вѣковъ, слѣ- довали одно за другимъ въ области равнинъ, эти племена удалились или въ, болотистые лѣ- са, которые тянутся длинною полосой вдоль по дошвы Гималая, или въ массивы холмовъ, ко торые Гангъ огибаесь въ своемъ нижнемъ те- ченіи. Нѣкоторыя другія племена, подобный европейскимъ цыганамъ, избѣгаютъ опасности своею бродячею жизнью, т. е. непрерывнымъбѣг- ствомъ. Наты, канджары, бадіахи, базигары, какъ называютъ этихъ цыганъ гангесской Ин- діи, устраиваютъ себѣ кременныя селеиія, со стоящая изъ груипъ деревянныхъ шалашей, иокрытыхъ рогожами и древесною листвой; края дороги служатъ пастбищемъ ихъ живот- нымъ; сами они питаются разною дряныо, да же падалью, когда ихъ тысяча ремеслъ—фо- кусниковъ, престидижитаторовъ, показывателей медвѣдей и обезьянъ, лошадиныхъ барышви- ковъ, гадалыциковъ—оказываются недостаточ ными для доставленія имъ обилія благъ зем- ныхъ. Подобно своимъ европейскимъ братьямт, они всегда умѣютъ обезпечить свою безопас ность, благоразумно держась въ сторонѣ отъ всякаго движенія политическаго или религіоз- наго. Туземные государи не имѣютъ поддан- ныхъ болѣе вѣрныхъ, чѣмъ эти бродячіе ино родцы, религія которыхъ всегда та же самая, что и господствующая вѣра страны: магомета не по большей части, потому что властителями края были мусульмане до недавняго времени, они, кажется, не имѣютъ въ дѣйствительности другой религіи, кромѣ погони за общимъ бла- годенствіемъ племени, Въ Аудѣ и далѣе къ востоку, вдоль границь Непала, племена бхаръ, тару, приписываются себѣ радткпутокое происхожденіе, и другіе на родны живутъ разбросанными группами, кото рыя не им'Ьютъ никакого сообщеиія сі> циви лизованными обитателями равнины и которыя защищены; своими болотами отъ всякаго напа- денія. Но нѣкоторыя другія племена, которыя не могли убѣжатьотъ завоевателей, были обра щены ими въ тяжелое состояніе рабовъ, или поставлены внѣ всякой касты, какъ отвержен ные паріи. Такъ, напримѣръ, коріи и чамарьт, которымъ позволяюсь въ городахъ заниматься нѣкоторыми родами промышленности, ткацкимъ и кожевеннымъ ремесломъ, остались крѣпо- стными въ деревняхъ; они, по-прежнему, обра- ботываютъ почву для своихъ господъ, брама- новъ или раджпутовъ, хотя законы оффиціаль- но провозгласили ихъ свободу. На основаніи этихъ законовъ, они, конечно, имѣли бы праВ'> прибѣгнутькъ заіцитѣ судовъ; но какая имъ отъ этого была бы польза? Презираемые всѣми, они не могли бы уйти изъ логовищъ, которыя они
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz