Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

11 ГЛАВА I.----ИНДІЯ И ИНДО-К0ТАЙ. 1 2 Ихъ вѣра покорила себѣ населенія Тибета, Монголіи, Китая, Японіи, и вліяніе ея прояви­ лось, въ формѣ шаманства, даже на берегахъ полярныхъ водъ, у чукчей, тунгусовъ и са- моѣдовъ; еще въ первой половинѣ текущаго столѣтія, до великихъ китайскихъ революцій и до изумительнаго размноженія бѣлой расы въ Европѣ и въ Новомъ Свѣтѣ, религія Будды имѣла гораздо болѣе значительное число по- слѣдователей, чѣмъ католическій культъ и раз- личныя секты, прикрывающіясяименемъ Іисуса Христа. Но въ то время, какъ буддизмъ рас­ пространялся такимъ образомъ за предѣлами своего отечества, принося съ собою индусскія идеи и, во многихъ дтранахъ, знаніе его свя- щеннагоязыка,пали,и «божественнаго» письма, нагари, опъ терялъ мало-по-малу свое влады­ чество въ самомъ Индустанѣ и даже былъ тамъ и сямъ грубо оттѣсненъ въ верхнія долины горъ; кастовый духъ, представляемый различ­ ными культами браманскаго происхожденія, опять взялъ верхъ. Впослѣдствіи явилась третья религія, религія ислама, принесенная изъ З а ­ падной Азіи путемъ пропаганды и оружія, п замѣчательно, что новая вѣра получила наибо- лѣе важное значеніѳ именно въ священной странѣ «Семи рѣкъ», превратившейся теперь въ Ііенджабъ, или «Пятирѣчье»: такъ, однѣ релнгін смѣняются другими на одной и той же почвѣ, подобно тому, какъ въ одномъ и томъ же лѣсу древесныя породы мѣняются изъ вѣка въ вѣкъ въ извѣстномъ порядкѣ, по закону естественнаго кругооборота. Слѣдуя съ араб­ скими кораблями по болыпимъ торговымъ пу- тямъ, магометанство распространилось также въ архипелагахъ юго-восточной Азш, гдѣ оно образовало новый слой на основѣ различиыхъ мѣстныхъ религій. Что касается христіанства, то оно стало господствующей религіей только въ тѣхъ мѣстностяхъ, гдѣ оно было навязано силой, какъ, напримѣръ, недавно въ Калькуттѣ и на островѣ Цейлонѣ; но во всѣхъ этихъ округахъ католидизмъ скоро утратилъ свое кажущееся преобладаніе надъ национальными культами, переставъ быть государственною религіей. Начиная съ отдаленной эпохи арійскихъ пе- реселеній, народы Индіи всегда играли пас­ сивную роль въ исторіи войнъ и завоеваній. Съ нравственной точки зрѣнія, экспансивная сила индусскаго генія была весьма значительна, какъ это доказываютъ торжество буддизма во всей Восточной Азіи и глубокое вліяніе, кото­ рое идеи, традиціи и миѳы индійскаго проис- хожденія оказывали на философовъ и теоло- говъ Передней Азіи, Египта и Греціи, въ те­ чёте періода, подготовившаго восшествіе хри- стіанства. Но, съ матеріальной точки зрѣнія, индусскіе народы, еще не достигшіе до созда- нія и утверждения своего собственна™ полити- ческаго единства, не могли помышлять о втор- женіи въ сосѣднія страны. Да и какая земля могла .бы казаться имъ заманчивой въ сравне- ніи съ ихъ родиной, столь богатой произведе- ніями всякаго рода, такой прекрасной, съ ея обильными текучими водами, лѣсами и гора­ ми? Сопредѣльныя земли, на сѣверо-востокѣ— холмы, населенные разбойничьими племенами,, на сѣвѳрѣ—нездоровые лѣса и снѣговыя горы, на западѣ—дикія ущелья и угрюмая пустыня,, были для нихъ страшными пространствами, куда отваживались проникать только купцы,, ходившіе караванами. За исключеніемъ таин- ственныхъ цыганъ, которыхъ считаютъ потом­ ками джатовъ, или банджари, прогнанныхъ съ береговъ Синда арабами, въ восьмомъ и де- вятомъ столѣтіяхъ, но которые соединились съ. другими изгнанниками или выходцами изъ Индіи—можетъ быть, съ тою кастой стран- ствующихъ котельниковъ, которые ввели бронзу въ западныхъ странахъ—въ исторически вре­ мена не было ни одного примѣра массовой эмиграціи индусскихъ населеній; никакой за­ воевательный походъ не имѣлъ исходной точки въ равнинахъ Индустана, чтобы направиться за горы въ Западную Азію. Хотя Индія съ трехъ сторопъ окружена моремъ, и общее про- тяженіе ея береговъ составляетъ около 6.000 километровъ, однако, индусы никогда не были великими мореплавателями, и выселеніе изъ отечества было даже воспрещено двумъ выс- шимъ кастамъ. Правда, индусы банигъ-яна, или баніаны, по большей части выходцы изъ Гудзерата и съ сосѣдняго морскаго берега, встрѣчаются во всѣхъ портовыхъ городахъ Аравійскаго моря; но во всѣ времена, начиная съ эпохи Гирама и Соломона до путешествія Васко-де-Гамы, наибольшая часть внѣшней торговли полуострова производилась чрезъ посредство арабовъ. Но сколько честолюбивыхъ государей, сколь­ ко полководцевъ, жаждавшихъ славы и возвы- шенія, пытались завоевать эту Индію, самое имя которой сдѣлалось синонимомъ безконеч- ныхъ и неисчерпаемыхъ богатствъ! Оттуда привозились драгоцѣнныя ткани, оружіе съ богатыми украшеніями изъ накладной работы, рѣзныя издѣлія изъ слоновой кости, жемчугъ, алмазы и золото; западные народы приписы­ вали этой странѣ чудесъ всѣ сокровища ска- зочныхъ царствъ. Уже Семирамида посылала, свои арміи до Синда; Киръ самъ ходилъ съ войскомъ къ границами Индіи, и легенда го- воритъ, что на возвратномъ пути всѣ, сопро- вождавшіе персидскаго завоевателя, погибли въ пустыняхъ Гедрозіи, то-есть Южнаго Белуд­ жистана. Дарій, сынъ Гистаспа, возобновилъ планы Кира; около начала нятаго столѣтія старой эры, первая исторически достовѣрная экспедиція персовъ, подготовленная, какъ раз­ сказываетъ Геродотъ, за нѣсколько лѣтъ передъ тѣмъ географическою рекогносцировкой, про­ изведенной Скилаксомъ Каріандскимъ, была

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz