Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
нія всегда имѣютъ значительное количество воды, происходящей или отъ таянія снѣговъ, или отъ дождей, Сона бываетъ иногда, въ су хое время года, почти совершенно безъ воды; но послѣ ливней ея течевіе верѣдко бываетъ такъ же сильно и многоводно, какъ и теченіе Ганга: масса протекающей воды въ этой рѣкѣ колеблется, смотря по времени года, отъ 49.000 до 17 кубич. метровъ въ секунду *). Во время мелководья простой ручеекъ медленно проби рается черезъ пески; рѣчное ложе, раздви гающееся въ нѣкоторыхъ мѣстахъ на нѣ- ■сколько верстъ въ ширину, занято дюнами, которыя передвигаются съ мѣста на мѣсто, гонимыя вѣтромъ, и чрезвычайно затрудняюсь путешествениикамъ переходъ черезъ Сону; обозъ фуръ употребляетъ, средпимъ числомъ, три часа, чтобы перебраться черезъ рѣчные пески. Построенный черезъ эту рѣку желѣзно- дорожный мостъ, длиною въ 1.279 метровъ, •СОСТОИТЪ ИЗЪ 28 щолеюъъ, быьи КО'ІО]ЫХЪ вбиты на 10 метровъ (14 аршинъ) глубины въ дно ложа; употреблено было цѣлыхъ пят надцать лѣгьна сооруженіе этого моста, одного пзъ монументальныхъ произведеній современ ной индустріи. Сона слишкомъ неравномѣрна въ своемъ ходѣ, слишкомъ внезапна въ своихъ разливахъ, чтобы можно было пользоваться ею, какъ водянымъ путемъ сообщенія; она слу жить только для сплава бамбука; милліоны бамбуковыхъ стволовъ посылаются каждый годъ этимъ путемъ изъ области плоскогорій въ города Бегаліи. Во если Сона безполезна для перевозки товаровъ, то нельзя сказать того же относительно искусственна™ орошенія, и нигдѣ не было болѣе необходимо регулировать рѣч- ной стокъ, задерживая воды разлива, какъ за- пасъ для сухаго времени года. Огромная по перечная плотина, или аникутъ, длиною около 3.800 метровъ (три съ половиною версты), за- держиваетъ воды рѣки, при выходѣ ея изъ области холмовъ, близъ деревни Дери и отбра- сываетъ значительную часть воды въ два глав ные канала, которые идутъ вдоль каждаго бе рега, затѣмъ развѣтвляются далеко по сосѣд- нпмъ равнинамъ; самый широкій изъ этихъ ка наловъ, западный, получаетъ, среднимъ чи сломъ, 127 куб. метровъ воды въ секунду. Весьма вѣроятно, что въ теченіе двадцати двухъ вѣковъ произошли болыпія перемѣны въ гидрографіи страны. Мегасѳенъ, посланнпкъ Селевка Никатора, описывая Палиботру, го- воритъ, что этотъ городъ стоитъ при сліяніи Ганга и Эраннобоаса. Но всѣ историки со гласны между собою относительно того, что древняя Палиботра,— Паталипутра средневѣ- кпваго буддійскаго пилигрима Гіуэнъ-Цана, — есть нынѣшній городъ Патна, а со времени Равеншау 2і большинство археологовъ при- 4) Hunter, „Imperial Gazetteer of India“. J) „Journal of the Asiatic Society of Bengal". 2 8 7 г л а в а п . — знаетъ Эраннобоасъ, «третью рѣку Индіи по обилію водъ», не въ могучемъ Гандакѣ, кото рый впадаетъ въ Гангъ противъ Патны, но въ Гираніабахѣ, «Желтой» или «Золотоносной» рѣкѣ, - названіе Соны, которымъ она обязана пескамъ или золотымъ блесткамъ своего ложа. Но эта рѣка въ наше время уже не соединяется съ Гангомъ подъ стѣнами Патны; вслѣдствіе постояннаго размыванія береговъ по напра влен™ къ верховью, мысъ, образуемый сліяніемъ этихъ двухъ рѣкъ, непрерывно передвигался все далѣе къ западу; въ нятидесяти-пятилѣтній промежуток!, времени, съ 1780 по 1835 годъ, отдѣляющій путешѳствіе Реннеля отъ иутѳ- шествія Фергюсона, этотъ мысъ перемѣстился почти на 5 километровъ; теперь онъ находится въ 16 километрахъ выше города Патны. Быв- шіе рукава, измѣнчивыя бухточки, предста вляющее непрерывное русло только въ сезонъ дождей, позволяюсь распознать еще слѣды по тока, соединявшагося съ водами Ганга ниже этого города. Не менѣе важныя иеремѣны совершились во времена нсторическаго періода въ теченіи са мого Ганга. Каждая изъ нынѣшнихъ его изви- линъ пересѣкаетъ направленіе, которое иервыя географическія карты давали прежнимъ ого изгибамъ; блуждая въ своей широкой равнинѣ, Гангъ постоянно перемѣщаетъ свое теченіе, подтачивая и увеличивая поперемѣнно то одинъ, то другой берегъ. Такъ, въ половинѣ прошлаго столѣтія эта рѣка, обходившая на востокѣмас- сивъ Раджмагальскихъ холмовъ, проходила на болыиомъ разстояніи отъ ихъ скалъ, извиваясь далеко по гладкимъ равнинамъ. Въ 1788 году она подступила къ этимъ холмамъ. и не только подточила ііхъ основаніе, но даже проложила себѣ дорогу черезъ каменистую массу, и ос тровки и подводныя скалы, еще недавно на- ходившіеся у праваго берега, очутились около лѣваго берега. Десять лѣтъ спустя, всякіе слѣды этихъ рифовъ исчезли, но на мѣстѣ, гдѣ прежде проходило главное теченіе, образовался ос тровъ, длиною въ 13 километровъ и шириною слишкомъ въ 3 километра, поднимавшійся надъ уровнемъ воды даже во время самыхъ высо- кихъ разливовъ *). Этимъ перемѣщеніемъ те- ченія Ганга и постояннымъ подтачиваніемъ и размываніемъ холмовъ въ сосѣдствѣ Раджма- гала, бывшей столицы Бенгаліи, и объясняется упадокъ городовъ ІІандуаха и Гаура (иначе называемаго Лакнаути или Джанатабадомъ), покинутыхъ удалившеюся рѣкой во внутрен ности земель. Въ началѣ настоящего столѣтія не было уже ни одного пункта въ чертѣ го родской . ограды Гаура, который не отстоялъ бы, по меньшей мѣрѣ, на 7 километровъ отъ берега Ганга, а въ нѣкоторыхъ мѣстахъ могу и н д у с т а н ъ . 2 8 8 ’ ) Colebrooko, ^Transactions of the Asiatic Sociot у“ , vol. VII, 1803.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz