Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

нія всегда имѣютъ значительное количество воды, происходящей или отъ таянія снѣговъ, или отъ дождей, Сона бываетъ иногда, въ су­ хое время года, почти совершенно безъ воды; но послѣ ливней ея течевіе верѣдко бываетъ такъ же сильно и многоводно, какъ и теченіе Ганга: масса протекающей воды въ этой рѣкѣ колеблется, смотря по времени года, отъ 49.000 до 17 кубич. метровъ въ секунду *). Во время мелководья простой ручеекъ медленно проби­ рается черезъ пески; рѣчное ложе, раздви­ гающееся въ нѣкоторыхъ мѣстахъ на нѣ- ■сколько верстъ въ ширину, занято дюнами, которыя передвигаются съ мѣста на мѣсто, гонимыя вѣтромъ, и чрезвычайно затрудняюсь путешествениикамъ переходъ черезъ Сону; обозъ фуръ употребляетъ, средпимъ числомъ, три часа, чтобы перебраться черезъ рѣчные пески. Построенный черезъ эту рѣку желѣзно- дорожный мостъ, длиною въ 1.279 метровъ, •СОСТОИТЪ ИЗЪ 28 щолеюъъ, быьи КО'ІО]ЫХЪ вбиты на 10 метровъ (14 аршинъ) глубины въ дно ложа; употреблено было цѣлыхъ пят­ надцать лѣгьна сооруженіе этого моста, одного пзъ монументальныхъ произведеній современ­ ной индустріи. Сона слишкомъ неравномѣрна въ своемъ ходѣ, слишкомъ внезапна въ своихъ разливахъ, чтобы можно было пользоваться ею, какъ водянымъ путемъ сообщенія; она слу­ жить только для сплава бамбука; милліоны бамбуковыхъ стволовъ посылаются каждый годъ этимъ путемъ изъ области плоскогорій въ города Бегаліи. Во если Сона безполезна для перевозки товаровъ, то нельзя сказать того же относительно искусственна™ орошенія, и нигдѣ не было болѣе необходимо регулировать рѣч- ной стокъ, задерживая воды разлива, какъ за- пасъ для сухаго времени года. Огромная по­ перечная плотина, или аникутъ, длиною около 3.800 метровъ (три съ половиною версты), за- держиваетъ воды рѣки, при выходѣ ея изъ области холмовъ, близъ деревни Дери и отбра- сываетъ значительную часть воды въ два глав­ ные канала, которые идутъ вдоль каждаго бе­ рега, затѣмъ развѣтвляются далеко по сосѣд- нпмъ равнинамъ; самый широкій изъ этихъ ка­ наловъ, западный, получаетъ, среднимъ чи­ сломъ, 127 куб. метровъ воды въ секунду. Весьма вѣроятно, что въ теченіе двадцати двухъ вѣковъ произошли болыпія перемѣны въ гидрографіи страны. Мегасѳенъ, посланнпкъ Селевка Никатора, описывая Палиботру, го- воритъ, что этотъ городъ стоитъ при сліяніи Ганга и Эраннобоаса. Но всѣ историки со­ гласны между собою относительно того, что древняя Палиботра,— Паталипутра средневѣ- кпваго буддійскаго пилигрима Гіуэнъ-Цана, — есть нынѣшній городъ Патна, а со времени Равеншау 2і большинство археологовъ при- 4) Hunter, „Imperial Gazetteer of India“. J) „Journal of the Asiatic Society of Bengal". 2 8 7 г л а в а п . — знаетъ Эраннобоасъ, «третью рѣку Индіи по обилію водъ», не въ могучемъ Гандакѣ, кото­ рый впадаетъ въ Гангъ противъ Патны, но въ Гираніабахѣ, «Желтой» или «Золотоносной» рѣкѣ, - названіе Соны, которымъ она обязана пескамъ или золотымъ блесткамъ своего ложа. Но эта рѣка въ наше время уже не соединяется съ Гангомъ подъ стѣнами Патны; вслѣдствіе постояннаго размыванія береговъ по напра­ влен™ къ верховью, мысъ, образуемый сліяніемъ этихъ двухъ рѣкъ, непрерывно передвигался все далѣе къ западу; въ нятидесяти-пятилѣтній промежуток!, времени, съ 1780 по 1835 годъ, отдѣляющій путешѳствіе Реннеля отъ иутѳ- шествія Фергюсона, этотъ мысъ перемѣстился почти на 5 километровъ; теперь онъ находится въ 16 километрахъ выше города Патны. Быв- шіе рукава, измѣнчивыя бухточки, предста­ вляющее непрерывное русло только въ сезонъ дождей, позволяюсь распознать еще слѣды по­ тока, соединявшагося съ водами Ганга ниже этого города. Не менѣе важныя иеремѣны совершились во времена нсторическаго періода въ теченіи са­ мого Ганга. Каждая изъ нынѣшнихъ его изви- линъ пересѣкаетъ направленіе, которое иервыя географическія карты давали прежнимъ ого изгибамъ; блуждая въ своей широкой равнинѣ, Гангъ постоянно перемѣщаетъ свое теченіе, подтачивая и увеличивая поперемѣнно то одинъ, то другой берегъ. Такъ, въ половинѣ прошлаго столѣтія эта рѣка, обходившая на востокѣмас- сивъ Раджмагальскихъ холмовъ, проходила на болыиомъ разстояніи отъ ихъ скалъ, извиваясь далеко по гладкимъ равнинамъ. Въ 1788 году она подступила къ этимъ холмамъ. и не только подточила ііхъ основаніе, но даже проложила себѣ дорогу черезъ каменистую массу, и ос­ тровки и подводныя скалы, еще недавно на- ходившіеся у праваго берега, очутились около лѣваго берега. Десять лѣтъ спустя, всякіе слѣды этихъ рифовъ исчезли, но на мѣстѣ, гдѣ прежде проходило главное теченіе, образовался ос­ тровъ, длиною въ 13 километровъ и шириною слишкомъ въ 3 километра, поднимавшійся надъ уровнемъ воды даже во время самыхъ высо- кихъ разливовъ *). Этимъ перемѣщеніемъ те- ченія Ганга и постояннымъ подтачиваніемъ и размываніемъ холмовъ въ сосѣдствѣ Раджма- гала, бывшей столицы Бенгаліи, и объясняется упадокъ городовъ ІІандуаха и Гаура (иначе называемаго Лакнаути или Джанатабадомъ), покинутыхъ удалившеюся рѣкой во внутрен­ ности земель. Въ началѣ настоящего столѣтія не было уже ни одного пункта въ чертѣ го­ родской . ограды Гаура, который не отстоялъ бы, по меньшей мѣрѣ, на 7 километровъ отъ берега Ганга, а въ нѣкоторыхъ мѣстахъ могу­ и н д у с т а н ъ . 2 8 8 ’ ) Colebrooko, ^Transactions of the Asiatic Sociot у“ , vol. VII, 1803.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz