Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

ОБІЦІЙ взглядъ. 10 Индіи уоѣяны стоячими водами и покрыты джунглями, которые заставляю™ путешествен- виковъ дѣлать большіе обходы. Раздѣленная такимъ образомъ па рѣзко об­ особленная части, Восточная Индія не можете, понятно, сравниться съ Европой по объему ясторическаго движенія. Въ Индіи никогда не возникало имперіи, подобной, по размѣрамъ, колоссальному римскому міру, который обни- малъ почти весь бассейнъ Средиземнаго моря и былъ ограничен!, на сѣверѣ только волнами Атлантическаго океана и обширными лѣсами Германіи, на югѣ только пустынями Африки. Хотя громадный «римскій міръ» распался, и Европа раздѣлена теперь на множество госу­ дарству иногда враждующихъ между собою, однако, націи почти всего европейскаго конти­ нента морально и интеллектуально достаточно ■близки другъ къ другу, чтобы считать себя происходящими отъ одной и той же расы, го­ ворить языками одинаковаго происхожденія, черпать въ одномъ и томъ же источникѣ миѳовъ и идей, быть причастными общей, цивилизаціи, мѣстныя уклоненія и различія которой умень­ шаются съ каждымъ днемъ. Въ Индіи, nanpoj тивъ, расовый отличія остались до настоящей минуты рѣзко выраженными; даже въ соб­ ственно такъ-называемомъ Индустанѣ суще­ ствуете не менѣе пяти отдѣльныхъ расъ, впол­ не разграниченныхъ одна отъ другой какъ наружнымъ видомъ, такъ нравами и языкомъ. Раса, имѣющая преобладающее вліяніе — раса «арійцевъ», чистые представители которой жи- вутъ въ верхнемъ бассейнѣ Ганга, въ виду священныхъ горъ Джамнотри и Ганготри, за- ключаетъ въ себѣ, вѣроятно, не болѣе десяти милліоновъ индивидуумовъ, если принимать въ разсчетъ только тѣхъ ея представителей, ко­ торые носятъ имя брамановъ; но, несмотря на учрежденіе кастъ, которое, впрочемъ, воз­ никло въ позднѣйшее время, послѣ эпохи на- шествій, и дѣйствіе котораго буддизмъ пріоста- новилъ на пѣсколько вѣковъ, арійцы-нобѣдн- тели разнообразно смѣшались съ коренными жителями страны. Подвергаясь сами индійско- му вліянію, они въ то же время аріанизировали постепенно туземныхъ народцевъ полуострова; въ сѣверныхъ и среднихъ областяхъ Индіи и на островѣ Цейлонѣ насчитывают!, не менѣе 170 милліоновъ жителей, говорящихъ индій- скими варѣчіями. Южная Индія соста­ вляете, въ своей совокупности, другую глос­ сологическую область, именно область дравид- скихъ идіомовъ. Въ цеятральныхъ провин- діяхъ народности еще полудикія, каковы ко­ лы, санталы, мундахи, гонды и разныя дру- гія племена, которыя ироисходятъ, вѣроятно, отъ древнѣйшихъ владѣтелей полуострова, от- тѣсненныхъ мало-ио-малу къ гористымъ и лѣ- систымъ мѣстностямъ внутренней Индіи, го­ ворите діалектами третьяго семейства, которое вообще называютъ коларійскимъ, по имени од­ ного изъ главныхъ народовъ этой группы пер- вобытнаго населения. Другое племя, хази или хазіа, живущее въ гористой области, между бассейномъ Брахмапутры и бассейномъ Ира- вадди, составляетъ само по себѣ четвертое се­ мейство, совершенно отличное по языку отъ всѣхъ сосѣднихъ семействъ. Наконецъ, идіомы бодъ, или тибето-барманскіе. господствующіе на Гималайскихъ горахъ и въ Западномъ Индо- Китаѣ, нарѣчія тай, или сіамской группы мой, или аннамской труппы, и многочисленные го­ воры, извѣстные подъ общимъ именемъ малай- скаго языка, представляютъ столько же ясно различающихся между собою дѣленій, свидѣ- тельствуюіцихъ о чрезвычайномъ разнообра- зіи происхожденій. Кюстъ насчитываете въ Восточной Индіи не менѣе 243 различныхъ языковъ, представляющихъ всевозможные пе­ реходы отъ моносиллабическихъ (однослож- ныхъ) говоровъ Индо-Китая до богатыхъ фле- ксивныхъ нарѣчій Индустана, нроисшедшихъ отъ санскритскаго языка ’). Область религій, которыя получили начало въ сѣверныхъ равнинахъ Индіи, распростра­ нилась, благодаря пропагаидѣ, гораздо далѣе, чѣмъ область арійскихъ языковъ, и эти культы всюду принесли съ собою соотвѣтственную ци- вилизацію. Что бы ни говорили, браманизмъ, смѣнпвшій древнія ведическія обрядности, стремился, какъ и всѣ другія религіи, покорить себѣ міръ; онъ распространилъ свои завоева- нія даже на островъ Яву и на сосѣдніе съ иимъ острова Бали и Ломбокъ, гдѣ до сихъ норъ еще можно найти его вліяніе въ иарѣчіи, иреда- ніяхъ, нравахъ, искусствахъ, политическихъ учрежденіяхъ. Всѣ языки Восточной Индіи со­ хранили, по крайней мѣрѣ, слѣды миѳовъ и эпопей, которымъ ихъ научили ипдусскіе мис- сіонеры; даже у языческихъ народцевъ на Малайскихъ островахъ и въ лѣсахъ Иидо- Кнтая можно встрѣтить религіозпыя церемо- ніи, напоминающія некоторыми чертами обря­ ды, которые нѣкогда практиковались въ странѣ индійскаго Семирѣчья. Но пропаганда учени- ковъ Будды была несравненно болѣе дѣятельна, чѣмъ пропаганда брамаискихъ религій. Съ рвеніемъ, которое никогда и никѣмъ не было превзойдено, глашатаи «великагоученія» пошли на поиски всѣхъ народовъ, варварскихъ и ци- вилизованныхъ, чтобы проповѣдывать имъ бла­ гую вѣсть о равенствѣ, самоотвержевіи, спра­ ведливости и братской любви. Они перешли даже за границы Восточной Индіи и, перебрав­ шись черезъ Гинду-кушъ, Памиръ, Гималаи, пытались осуществить грандіозный планъ нрав- ственнаго завоеванія всѣхъ странъ, которыя простираются за этими горами до Тихаго океана. ’) Robert Cust, „Les Religions et les Langues de l’Inde“.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz