Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
ОБІЦІЙ взглядъ. 10 Индіи уоѣяны стоячими водами и покрыты джунглями, которые заставляю™ путешествен- виковъ дѣлать большіе обходы. Раздѣленная такимъ образомъ па рѣзко об особленная части, Восточная Индія не можете, понятно, сравниться съ Европой по объему ясторическаго движенія. Въ Индіи никогда не возникало имперіи, подобной, по размѣрамъ, колоссальному римскому міру, который обни- малъ почти весь бассейнъ Средиземнаго моря и былъ ограничен!, на сѣверѣ только волнами Атлантическаго океана и обширными лѣсами Германіи, на югѣ только пустынями Африки. Хотя громадный «римскій міръ» распался, и Европа раздѣлена теперь на множество госу дарству иногда враждующихъ между собою, однако, націи почти всего европейскаго конти нента морально и интеллектуально достаточно ■близки другъ къ другу, чтобы считать себя происходящими отъ одной и той же расы, го ворить языками одинаковаго происхожденія, черпать въ одномъ и томъ же источникѣ миѳовъ и идей, быть причастными общей, цивилизаціи, мѣстныя уклоненія и различія которой умень шаются съ каждымъ днемъ. Въ Индіи, nanpoj тивъ, расовый отличія остались до настоящей минуты рѣзко выраженными; даже въ соб ственно такъ-называемомъ Индустанѣ суще ствуете не менѣе пяти отдѣльныхъ расъ, впол не разграниченныхъ одна отъ другой какъ наружнымъ видомъ, такъ нравами и языкомъ. Раса, имѣющая преобладающее вліяніе — раса «арійцевъ», чистые представители которой жи- вутъ въ верхнемъ бассейнѣ Ганга, въ виду священныхъ горъ Джамнотри и Ганготри, за- ключаетъ въ себѣ, вѣроятно, не болѣе десяти милліоновъ индивидуумовъ, если принимать въ разсчетъ только тѣхъ ея представителей, ко торые носятъ имя брамановъ; но, несмотря на учрежденіе кастъ, которое, впрочемъ, воз никло въ позднѣйшее время, послѣ эпохи на- шествій, и дѣйствіе котораго буддизмъ пріоста- новилъ на пѣсколько вѣковъ, арійцы-нобѣдн- тели разнообразно смѣшались съ коренными жителями страны. Подвергаясь сами индійско- му вліянію, они въ то же время аріанизировали постепенно туземныхъ народцевъ полуострова; въ сѣверныхъ и среднихъ областяхъ Индіи и на островѣ Цейлонѣ насчитывают!, не менѣе 170 милліоновъ жителей, говорящихъ индій- скими варѣчіями. Южная Индія соста вляете, въ своей совокупности, другую глос сологическую область, именно область дравид- скихъ идіомовъ. Въ цеятральныхъ провин- діяхъ народности еще полудикія, каковы ко лы, санталы, мундахи, гонды и разныя дру- гія племена, которыя ироисходятъ, вѣроятно, отъ древнѣйшихъ владѣтелей полуострова, от- тѣсненныхъ мало-ио-малу къ гористымъ и лѣ- систымъ мѣстностямъ внутренней Индіи, го ворите діалектами третьяго семейства, которое вообще называютъ коларійскимъ, по имени од ного изъ главныхъ народовъ этой группы пер- вобытнаго населения. Другое племя, хази или хазіа, живущее въ гористой области, между бассейномъ Брахмапутры и бассейномъ Ира- вадди, составляетъ само по себѣ четвертое се мейство, совершенно отличное по языку отъ всѣхъ сосѣднихъ семействъ. Наконецъ, идіомы бодъ, или тибето-барманскіе. господствующіе на Гималайскихъ горахъ и въ Западномъ Индо- Китаѣ, нарѣчія тай, или сіамской группы мой, или аннамской труппы, и многочисленные го воры, извѣстные подъ общимъ именемъ малай- скаго языка, представляютъ столько же ясно различающихся между собою дѣленій, свидѣ- тельствуюіцихъ о чрезвычайномъ разнообра- зіи происхожденій. Кюстъ насчитываете въ Восточной Индіи не менѣе 243 различныхъ языковъ, представляющихъ всевозможные пе реходы отъ моносиллабическихъ (однослож- ныхъ) говоровъ Индо-Китая до богатыхъ фле- ксивныхъ нарѣчій Индустана, нроисшедшихъ отъ санскритскаго языка ’). Область религій, которыя получили начало въ сѣверныхъ равнинахъ Индіи, распростра нилась, благодаря пропагаидѣ, гораздо далѣе, чѣмъ область арійскихъ языковъ, и эти культы всюду принесли съ собою соотвѣтственную ци- вилизацію. Что бы ни говорили, браманизмъ, смѣнпвшій древнія ведическія обрядности, стремился, какъ и всѣ другія религіи, покорить себѣ міръ; онъ распространилъ свои завоева- нія даже на островъ Яву и на сосѣдніе съ иимъ острова Бали и Ломбокъ, гдѣ до сихъ норъ еще можно найти его вліяніе въ иарѣчіи, иреда- ніяхъ, нравахъ, искусствахъ, политическихъ учрежденіяхъ. Всѣ языки Восточной Индіи со хранили, по крайней мѣрѣ, слѣды миѳовъ и эпопей, которымъ ихъ научили ипдусскіе мис- сіонеры; даже у языческихъ народцевъ на Малайскихъ островахъ и въ лѣсахъ Иидо- Кнтая можно встрѣтить религіозпыя церемо- ніи, напоминающія некоторыми чертами обря ды, которые нѣкогда практиковались въ странѣ индійскаго Семирѣчья. Но пропаганда учени- ковъ Будды была несравненно болѣе дѣятельна, чѣмъ пропаганда брамаискихъ религій. Съ рвеніемъ, которое никогда и никѣмъ не было превзойдено, глашатаи «великагоученія» пошли на поиски всѣхъ народовъ, варварскихъ и ци- вилизованныхъ, чтобы проповѣдывать имъ бла гую вѣсть о равенствѣ, самоотвержевіи, спра ведливости и братской любви. Они перешли даже за границы Восточной Индіи и, перебрав шись черезъ Гинду-кушъ, Памиръ, Гималаи, пытались осуществить грандіозный планъ нрав- ственнаго завоеванія всѣхъ странъ, которыя простираются за этими горами до Тихаго океана. ’) Robert Cust, „Les Religions et les Langues de l’Inde“.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz