Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

2 7 1 г л а в а и , — и н д у с т а н ъ . 2 7 2 : Еромѣ раджпутовъ и аборигеновъ, всѣ индус- скія расы имѣютъ, въ болѣе или мевѣѳ значи- тельномъ числѣ, своихъ представителей въкраЬ. Брамановъ тамъ очень много, и одна изъ ихъ фамилій завѣдуетъ архивами раджпутскаго дворянства. Крупная торговля,сосредоточена въ рукахт сараваковъ и джайновъ. Въ сѣверныхъ мѣстностяхъ, джаты или гуджары обрабатыва- ютъ почву; на востокѣ, классъ земледѣльцевъ тоже состоитъ изъ индусскйхъ переселенцевъ ]>азличныхъ кастъ; на югѣ, кумбіи, судіи и ку- ліи или коли, пришедшіе изъ гудзерадскихъ низменностей, колонизовали край. Каста грас- сіевъ, которая прежде присвоивала себѣ право брать выкуаъ со всѣхъ путешественниковъ, представлена въ Мальвѣ, какъ и въ Гудзератѣ, пѣсколькими племенами; но тамъ живутъ так­ же. ы чаруны, потомки тѣхъ неирикосновен- ныхъ проводниковъ и охранителей, которые ручались за безопасность жизни и имущества всѣхъ ввѣренныхъ имъ лицъ. До постройки большихъ дорогъ и рельсовыхъ путей вся тор­ говля Раджпутаны и Мальвы производилась черезъ посредство банджаровъ, кочевниковъ, въ которыхъ многіе англійскіе этнологи видятъ соплеменниковъ европейскихъ цыганъ. Банд- жары, которые между всѣми индусами отлича­ ются красотой, силой и ловкостью, соединены въ племена или, вѣрнѣе сказать, въ караваны, не имѣюіціе другаго отечества, кромѣ большихъ дорогъ. Нѣкоторыя банджарскія племена, какъ, вапримѣръ, племя гохаръ или ламбади, съ незапамятныхъ временъ занимаются исклю­ чительно перевозкой предметовъ продоволь- ствія. Въ качествѣ раздавателей хлѣба, они имѣютъ почти священный характеръ и поль­ зуются полною неприкосновенностью; въ неда- лекомъ прошломъ, когда еще междоусобныя войны опустошали страну нагорья, они могли проходить черезъ мѣста расположенія воюю- щихъ армій безъ всякой опасности для своихъ каравановъ. Обозы ихъ состоятъ иногда изъ нѣсколькихъ тысячъ воловъ, впереди которыхъ идетъ быкъ-вожакъ, покрытый попонами и увѣшанный разными украшеніями, почитаемый въ нѣкоторомъ родѣ богомъ каравана; къ его ногамъ прпносятъ больныхъ, чтобы возвратить имъ здоровье, ігь нему же приходить женихъ съ йевѣстой, чтобы освятить свой брачный со- юзъ. Въ прежнее время банджарамъ достаточ­ но было привязать къ рогамъ воловъ списокъ перевозимыхъ караваномъ товаровъ, чтобы входить въ города, не подвергаясь никакимъ осмотрамъ со стороны таможенныхъ чиновъ,— такъ хорошо всѣмъ была извѣстна честность этихъ кочевыхъ купцовъ ')• . Въ этихъ туземныхъ государствахъ, гдѣ до ’) Roorts, „De Dehli ii Bombay11; Tod, ,,Annuls of IiajasLhan“; L. Ronsselet, „Tableau des races de Г Inde centrale“. сихъ поръ еще удержались внѣшнія формы: феодальнаго порядка, города сохранили воин­ ственную физіономію, какую имѣли также сред- невѣковые города Западной Европы. Всѣони— столицы раджей или ихъ вассаловъ, сгруппи- ровавшія свои дома на скатахъ холма, вокругъ- гребня или какого нибудь уединеннаго утеса, на которомъ высятся зубчатыя стѣны и башни крѣпости. Живописныя строенія пріютившаго- ся на горѣ укрѣпленнаго замка сами по себѣ- имѣютъ болѣе внушительный видъ, болѣе бро­ саются въ глаза, чѣмъ весь остальной городъ, представляющій безпорядочный хаосъ лачугъ,. изъ массы которыхъ тамъ и сямъ поднимают­ ся куполы храмовъ. Впрочемъ, во многихъ го- родахъ князья, живущіе отнынѣ въ мирѣ со- своими сосѣдями, спустились изъ своего кремля, чтобы построить себѣ дворецъ на склонахъ холма или даже въ равнинѣ, среди зелени пар- ковъ, на берегу священныхъ прудовъ. Пред­ у с т ь я , такъ же, какъ и главная часть города, выстроились вокругъ резиденціи начальника, и даже въ окрестноетяхъ, среди полей, чати или; маленькіе куполы, поддерживаемые колоннами, напоминаютъ прохожимъ славу раджпутскихъ- князей: это надгробные памятники, воздвигну­ тые надъ прахомъ царей и вельможъ, тѣла. которыхъ раньше сжигались вмѣстѣ съ ихъ- женами и невольниками. Въ цѣломъ, раджпут- ская архитектура представляетъ самобытный: характеръ: дворцы Раджпутаны вовсе не про­ стыл копіи зданій Пенджаба, Дйли или Гудзе­ рата; напротивъ, они имѣютъ свой собственный,, оригинальный стиль, соединяющей простоту главныхъ линій съ изяществомъ и тщательною- отдѣлкою деталей. Одну изъ отличительныхъ. чертъ этого зодчества составляетъ навѣсъ въ формѣ полумѣсяца, окружающій верхнюю' часть оконъ или окаймляющій основаніе куно- ловъ. Городъ на горѣ Абу, лѣтняя столица англи- чанъ, на территоріи, уступленной сирохскимъ- раджей, есть одинъ изъ тѣхъ, которые наибо­ лее прославились блескомъ и великолѣпіемъ- своихъ архитектурныхъ памятниковъ. Храмы Девальра, находящіеся почти въ 2 киломе- трахъ на сѣвер-ь отъ англійской резиденціи,при- надлежатъ къ числу богатѣйшихъ святилищъ- джайновъ; особенно двѣ изъ этихъ пагодъ, по­ строенный изъ бѣлаго мрамора, въ иеріодъ- времени съ одиннадцатая по тринадцатое сто- лѣтіе, представляютъ чудо орнаментаціи, и едва-ли гдѣ-нибудь можно встрѣтить болѣе изящную, болѣе тонкую отдѣлку и рѣзьбу камня ‘)- Нѣкогда въсосѣдней равнинѣ, приле­ гающей съ юго-запада къ горѣ Абу, стоялъ- одинъ изъ главныхъ городовъ Индіи, Чандра- вати, но теперь видны только груды развалшгь *) Fergusson, „History of Indian and Eastern Archi- tecture“.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz