Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
въ то же время жрецъ, и когда онъ встуиаетъ въ храмъ боговъ, покровительствующихъ стра- нѣ, онъ самъ совершаетъ обрядъ жертвопри ношения '). Бракъ второстёпенныхъ государей съ его дочерьми составлялъ прежде единствен ную политическую связь между различными ко ролевскими домами, и никогда «великій царь» не унижался до того, чтобы уступить прин цессу царской крови властвовавшимъ въ Дели мусульманскимъ императорамъ, въ обмѣнъ на титулы, сокровища или провинціи. Онъ пред- сѣдательствуетъ въ собраніяхъ государей, и всѣ раджпуты видятъ въ немъ пепогрѣішшаго судію въ вопросахъ, касающихся этикета, ран- говъ, оскорбленія чести, вопросахъ, которые волнуютъ «Царскихъ сыновъ» гораздо сильнѣе, чѣмъ вопросы, относящіеся къ ученію или пра- виламъ и обрядноотямъ вѣры. Обращенные въ браманскіе культы, раджпуты вообще не вы- казываютъ религіознаго жара въ поклоненіи индусскимъ богамъ, но они еще чтутъ боже ство, которое нѣкогда привело ихъ къ поко- ренію Индіи; божество это—мечъ. Солдаты прежде всего, они заботятся только о томъ, чтобы держать въ повиновеніи порабощенныя расы; какъ потомки завоевателей, они всѣ бла городные, и между ними бѣдные умѣютъ под держивать нѣкоторое равенство въ своихъ от- ношеніяхъ съ богатыми. Впрочемъ, красавцы по большей части, высокіе и стройные, гордо носяіціе голову, украшенную густыми шелко вистыми и вьющимися волосами, которые со ставляютъ яркій контрастъ съ матовой бѣлиз- ной кожи, раджпуты дѣйствительно имѣютъ видъ властителей среди представителей другихъ расъ; на войнѣ они сражаются не иначе, какъ верхомъ на конѣ, предшествуемые знаменами и барабанами. Раджпутскія женщины, очень кокетливыя, любятъ украшать себя разными драгоцѣнностями. Воинственныя племена раджпутовъ, гордя- щіяся своею царскою кровью, сохранили до сихъ поръ многіе обычаи, напоминающіе фео дальные вѣка Западной Европы. Въ большей части государствъ нагорья земля раздѣлена на лены, и владѣльцы этихъ помѣстій, свободно распоряжаясь продуктомъ урожая, обязаны въ отношеніи своего сюзерена только изъявле- ніемъ подданническаго долга или приношеніемъ кое-какихъ «плодовъ въ знакъ почтенія» въ мирное время и несеніемъ личной службы въ военное время. Въ большіе праздники, васса лы, неся гербы феодальнаго владѣльца, съ тра диционными эмблемами, павлиномъ, львомъ или какимъ-нибудь другимъ животньшъ, толпятся вокругъ своего господина; подлѣ него фигури руете домашній поэтъ, воспѣвающій славу предковъ. битвы съ врагами, любовныя дѣла, богатство своихъ господъ; этотъ же трубадуръ 2 6 7 , ГЛАВА II. *) Tod, цитированное сочииеиіе. исполняетъ функціи астролога, вопрошая со- звѣздія, бросаяжребій, и обязанности герольда, относя вызовы на бой или дружественный по- сланія. Проникнутые рыцарскими чувствами, раджпуты, конечно, не уступали паладипамъ Запада въ геройской преданности дамамъ своихъ мыслей: «мужчинамъ надлежитъ совер шать великія дѣла, женщинамъ—вдохновлять ихъ», думали они, подобно рыцарямъ любов- ныхъ судовъ (cours d’amour). Они тоже, какъ и европейскіе рыцари, бравировали смертью, чтобы получить какой-нибудь цвѣтокъ, какую- нибудь бахрому отъ дамскаго шарфа; преслѣ- дуемой или обиженной дамѣ стоило только пе реслать избранному ею защитнику перстень или какой-либо другой символическій предметъ, чтобы тотчасъ же возгорѣлась ожесточенная война между племенами; и теперь еще бракъ никогда не заключается безъ того, чтобы невѣ- ста не послала жениху кокосовый орѣхъ, эм блему своего выбора, и не надѣла ему на шею гирлянду цвѣтовъ; сдѣлавишсь женой, она по- лучаетъ титулъ «божественной», и мужъ ничего не предпринимаете, не посовѣтовавшись съ нею. Взаимныя обязанности супруговъ состоятъ въ томъ, чтобы сохранять вѣрность другъ другу до самой смерти; однако, начальники племени не сжигали себя на могилахъ своихъ супругъ, какъ это дѣлали жены на кострѣ умершаго му жа. Исторія Раджпутаны есть не что иное, какъ длинный рядъ войнъ, веденныхъ изъ-за индій- скихъ Еленъ; послѣдняя большая война, проис ходившая въ Раджпутанѣ передъ англійсішмъ завоеваніемъ, кончилась отравленіемъ прин цессы, которую оспаривали другъ у друга глав ные ленные владѣтели страны '). Вракъ всегда долженъ былъ начинаться по- хищеніемъ невѣсты. Строго придерживаясь экзогамическаго (внѣ-племеннаго) брака, радж путы не могли вступать въ супружество съ чле нами своего собственнаго клана: они всегда брали, да и теперь еще берутъ себѣ женъ изъ другаго племени, или силой, или притворнымъ умыканіемъ. Но, въ своей безумной расовой гордости, раджпуты ни за что не хотѣли под вергаться такому страшному позору, чтобы ви- дѣть своихъ дочерей замужемъ за людьми, стоящими ниже ихъ по благородству проис- хожденія; съ другой стороны, они считали сво имъ священнѣйшимъ долгомъ, при совершеніи брака, выставить на-показъ такую пышность, что на справленіе свадьбы уходило все ихъ со- стояніе, и чтобы избѣгнуть этой двойной опа сности, они не придумали другаго средства, кромѣ дѣтоубійства. Чудовищный обычай умерщвленія дѣтей женскаго пола былъ обще- распрострапеннымъ, пока англичане не сдела лись, чрезъ своихъ резидентовъ, истинными го сподами страны. По свидѣтельству отчета, опу- и н д у с т а н ъ . 2GS ') Tod, „Atraals of Rajasthan11.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz