Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

въ то же время жрецъ, и когда онъ встуиаетъ въ храмъ боговъ, покровительствующихъ стра- нѣ, онъ самъ совершаетъ обрядъ жертвопри­ ношения '). Бракъ второстёпенныхъ государей съ его дочерьми составлялъ прежде единствен­ ную политическую связь между различными ко­ ролевскими домами, и никогда «великій царь» не унижался до того, чтобы уступить прин­ цессу царской крови властвовавшимъ въ Дели мусульманскимъ императорамъ, въ обмѣнъ на титулы, сокровища или провинціи. Онъ пред- сѣдательствуетъ въ собраніяхъ государей, и всѣ раджпуты видятъ въ немъ пепогрѣішшаго судію въ вопросахъ, касающихся этикета, ран- говъ, оскорбленія чести, вопросахъ, которые волнуютъ «Царскихъ сыновъ» гораздо сильнѣе, чѣмъ вопросы, относящіеся къ ученію или пра- виламъ и обрядноотямъ вѣры. Обращенные въ браманскіе культы, раджпуты вообще не вы- казываютъ религіознаго жара въ поклоненіи индусскимъ богамъ, но они еще чтутъ боже­ ство, которое нѣкогда привело ихъ къ поко- ренію Индіи; божество это—мечъ. Солдаты прежде всего, они заботятся только о томъ, чтобы держать въ повиновеніи порабощенныя расы; какъ потомки завоевателей, они всѣ бла­ городные, и между ними бѣдные умѣютъ под­ держивать нѣкоторое равенство въ своихъ от- ношеніяхъ съ богатыми. Впрочемъ, красавцы по большей части, высокіе и стройные, гордо носяіціе голову, украшенную густыми шелко­ вистыми и вьющимися волосами, которые со­ ставляютъ яркій контрастъ съ матовой бѣлиз- ной кожи, раджпуты дѣйствительно имѣютъ видъ властителей среди представителей другихъ расъ; на войнѣ они сражаются не иначе, какъ верхомъ на конѣ, предшествуемые знаменами и барабанами. Раджпутскія женщины, очень кокетливыя, любятъ украшать себя разными драгоцѣнностями. Воинственныя племена раджпутовъ, гордя- щіяся своею царскою кровью, сохранили до сихъ поръ многіе обычаи, напоминающіе фео­ дальные вѣка Западной Европы. Въ большей части государствъ нагорья земля раздѣлена на лены, и владѣльцы этихъ помѣстій, свободно распоряжаясь продуктомъ урожая, обязаны въ отношеніи своего сюзерена только изъявле- ніемъ подданническаго долга или приношеніемъ кое-какихъ «плодовъ въ знакъ почтенія» въ мирное время и несеніемъ личной службы въ военное время. Въ большіе праздники, васса­ лы, неся гербы феодальнаго владѣльца, съ тра­ диционными эмблемами, павлиномъ, львомъ или какимъ-нибудь другимъ животньшъ, толпятся вокругъ своего господина; подлѣ него фигури­ руете домашній поэтъ, воспѣвающій славу предковъ. битвы съ врагами, любовныя дѣла, богатство своихъ господъ; этотъ же трубадуръ 2 6 7 , ГЛАВА II. *) Tod, цитированное сочииеиіе. исполняетъ функціи астролога, вопрошая со- звѣздія, бросаяжребій, и обязанности герольда, относя вызовы на бой или дружественный по- сланія. Проникнутые рыцарскими чувствами, раджпуты, конечно, не уступали паладипамъ Запада въ геройской преданности дамамъ своихъ мыслей: «мужчинамъ надлежитъ совер­ шать великія дѣла, женщинамъ—вдохновлять ихъ», думали они, подобно рыцарямъ любов- ныхъ судовъ (cours d’amour). Они тоже, какъ и европейскіе рыцари, бравировали смертью, чтобы получить какой-нибудь цвѣтокъ, какую- нибудь бахрому отъ дамскаго шарфа; преслѣ- дуемой или обиженной дамѣ стоило только пе­ реслать избранному ею защитнику перстень или какой-либо другой символическій предметъ, чтобы тотчасъ же возгорѣлась ожесточенная война между племенами; и теперь еще бракъ никогда не заключается безъ того, чтобы невѣ- ста не послала жениху кокосовый орѣхъ, эм­ блему своего выбора, и не надѣла ему на шею гирлянду цвѣтовъ; сдѣлавишсь женой, она по- лучаетъ титулъ «божественной», и мужъ ничего не предпринимаете, не посовѣтовавшись съ нею. Взаимныя обязанности супруговъ состоятъ въ томъ, чтобы сохранять вѣрность другъ другу до самой смерти; однако, начальники племени не сжигали себя на могилахъ своихъ супругъ, какъ это дѣлали жены на кострѣ умершаго му­ жа. Исторія Раджпутаны есть не что иное, какъ длинный рядъ войнъ, веденныхъ изъ-за индій- скихъ Еленъ; послѣдняя большая война, проис­ ходившая въ Раджпутанѣ передъ англійсішмъ завоеваніемъ, кончилась отравленіемъ прин­ цессы, которую оспаривали другъ у друга глав­ ные ленные владѣтели страны '). Вракъ всегда долженъ былъ начинаться по- хищеніемъ невѣсты. Строго придерживаясь экзогамическаго (внѣ-племеннаго) брака, радж­ путы не могли вступать въ супружество съ чле­ нами своего собственнаго клана: они всегда брали, да и теперь еще берутъ себѣ женъ изъ другаго племени, или силой, или притворнымъ умыканіемъ. Но, въ своей безумной расовой гордости, раджпуты ни за что не хотѣли под­ вергаться такому страшному позору, чтобы ви- дѣть своихъ дочерей замужемъ за людьми, стоящими ниже ихъ по благородству проис- хожденія; съ другой стороны, они считали сво­ имъ священнѣйшимъ долгомъ, при совершеніи брака, выставить на-показъ такую пышность, что на справленіе свадьбы уходило все ихъ со- стояніе, и чтобы избѣгнуть этой двойной опа­ сности, они не придумали другаго средства, кромѣ дѣтоубійства. Чудовищный обычай умерщвленія дѣтей женскаго пола былъ обще- распрострапеннымъ, пока англичане не сдела­ лись, чрезъ своихъ резидентовъ, истинными го­ сподами страны. По свидѣтельству отчета, опу- и н д у с т а н ъ . 2GS ') Tod, „Atraals of Rajasthan11.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz